Две сотрудницы полиции в Кабардино-Балкарии не признали вину в мошенничестве

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Бывшие начальники отделов управления МВД по Нальчику Оксана Иванова и Марина Приева на суде отвергли обвинения в мошенничестве при трудоустройстве жителей республики в органы внутренних дел. Двое пострадавших заявили, что не знают подсудимых, а деньги передавали проходящей в качестве свидетеля подчиненной Ивановой.

Как писал "Кавказский узел", 15 февраля стало известно, что следственные органы завершили расследование дела двух сотрудниц управления МВД по Кабардино-Балкарии. По данным следствия, в 2013 и 2014 годах начальник отдела следственного управления УМВД России по Нальчику Оксана Иванова, действуя по предварительному сговору с бывшим начальником отделения того же следственного управления Мариной Приевой, похитила у четырех жителей Кабардино-Балкарии более 2 миллионов рублей, полученных якобы за содействие в трудоустройстве в органы внутренних дел. Обе женщины были обвинены по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере).

В Нальчикском городском суде 10 марта началось рассмотрение уголовного дела, возбужденного в отношении Ивановой и Приевой, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

В соответствии с обвинительным заключением, оглашенном на судебном заседании, Оксане Ивановой вменяются четыре эпизода, квалифицируемые по данной статье, а Марине Приевой – три эпизода. Во всех эпизодах фигурирует бывший следователь УМВД Нальчика Аминат Гетажеева – подчиненная Ивановой, которая проходит по делу в качестве свидетеля.

Как отмечается в обвинительном заключении, именно Гетажеева брала деньги у потерпевших и передавала их Ивановой. При этом отмечается, что Гетажеева не была осведомлена о том, что Иванова не имела возможности кого-либо трудоустраивать.

Оксана Иванова и Марина Приева свою вину не признали.

Адвокат Виктор Черкесов, представляющий интересы Оксаны Ивановой, заявил, что обвинение не соответствует требованиям статьи 171 УПК РФ. По его словам, у стороны обвинения нет достаточных оснований для привлечения к ответственности Ивановой. Защитник считает, что все мошеннические действия совершены Гетажеевой.

Адвокат Михаил Никулин, также защищающий Оксану Иванову, отметил, что обвинение ничем не подтверждено. В частности, по его мнению, не установлены время и место совершения подсудимой мошеннических действий. Никулин также подверг сомнению тот факт, что Гетажеева оставалась в неведении.

В свою очередь адвокат Николай Карачаев, представляющий интересы Приевой, также считает, что то, в чем обвиняют ее подзащитную, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Потерпевшие заявили, что не общались с Ивановой и Приевой

Допрошенная в суде в качестве потерпевшей А. Килова 1981 года рождения, юрист по образованию, работающая в салоне красоты мастером по маникюру, заявила в суде, что не знает ни Иванову, ни Приеву. С Аминат Гетажеевой потерпевшая, по ее словам, познакомилась в 2014 году. И Гетажеева, как заявила Килова, пообещала устроить ее на работу в органы внутренних дел.

Как рассказала потерпевшая, на второй день после знакомства Гетажеева сообщила, что может устроить ее в дежурную часть МВД, для чего Килова должна передать 300 тысяч рублей.

"Потом она (Гетажеева) сообщила, что я прошла проверку, и меня принимают. Она сказала, что деньги надо отдать сразу. Я привезла 300 тысяч рублей. После этого Гетажеева позвонила мне и сообщила, что можно устроиться на работу в следственный отдел в Нарткале, но нужно доплатить еще 200 тысяч. Я ответила, что у меня таких денег нет, что у меня нет отца, мать – пенсионерка. Но она продолжала мне звонить и уговаривать меня. Она говорила, что такая должность на самом деле стоит миллион рублей, но мне пошли на уступки, так как у меня нет отца, и она меня пожалела", – заявила потерпевшая.

Килова, по ее словам, обзвонив своих родственников и знакомых, собрала еще 100 тысяч рублей, которые отдала Гетажеевой.

"После этого она позвонила и сообщила, что уговорила начальство уступить должность за 450 тысяч рублей и нужно добавить еще 50 тысяч. Я заняла у коллег деньги и привезла Гетажеевой еще 43 тысячи. Я привезла деньги к ней на работу в УВД Нальчика на улице Байсултанова. Гетажеева сказала, что недостающие 7 тысяч добавит сама, с условием, что потом я ей их верну", – отметила Килова.

Затем, как рассказала на судебном заседании потерпевшая, Гетажеева в течение месяца "ссылалась на какие-то объективные причины", не выполняя условия достигнутой договоренности. После этого Килова, по ее словам, в категоричной форме потребовала вернуть ей деньги. Как сообщила потерпевшая, Гетажеева вернула ей деньги и "сверху дала еще 40 тысяч рублей в качестве процентов".

Гособвинитель Ольга Чибинева спросила у потерпевшей, не смутило ли ее, человека с высшим юридическим образованием, что за трудоустройство у нее требуют деньги, и не пробовала ли она устроиться на работу по-другому. Килова ответила, она обращалась письменно в МВД по КБР, но ей ответили, что вакансий нет.

Потерпевший Анвар Санжапов, житель селения Анзорей, также заявил суду, что Иванову и Приеву он не знает и никаких претензий к ним не имеет. Он рассказал, что его сын Галим, закончивший юридический факультет СОГУ (Северо-Осетинский госуниверситет – прим. "Кавказского узла"), в 2013 году обратился к своей знакомой Аминат Гетажеевой с просьбой узнать, как ему "встать в резерв" МВД по КБР.

По словам Анвара Санжапова, Гетажеева предложила помощь в трудоустройстве его сыну в следственный отдел УВД Нальчика, потребовав за это 600 тысяч рублей. Потерпевший отметил, что его семья оформила кредит на сумму 400 тысяч рублей, после чего, добавив 100 тысяч рублей из личных сбережений, привезли Гетажеевой 500 тысяч рублей.

"Деньги ей передали напротив здания УВД. Переложили из сумки жены в ее сумку", – заявил Санжапов.

По его словам, недостающие 100 тысяч рублей Гетажеева обещала добавить сама. Однако через неделю она приехала к Санжаповым, после чего им пришлось отдать еще 100 тысяч рублей.

Тем не менее, как рассказал Анвар Санжапов, трудоустройство его сына не состоялось, а деньги Гетажеева "возвращала по частям в пять или шесть заходов".

Следующее заседание по этому делу назначено на 17 марта.

МВД по Кабардино-Балкарии: все кандидаты при трудоустройстве проходят тщательную проверку

Накануне начавшегося суда корреспондент "Кавказского узла" направил запрос в пресс-службу МВД КБР с просьбой предоставить информацию о порядке трудоустройства в органы внутренних дел. В письме были поставлены следующие вопросы: проводились ли в системе МВД когда-либо масштабные проверки по вопросам приема на работу? Как проходят такие проверки? Были ли ранее когда-либо выявлены факты трудоустройства за "благодарность"? Есть ли у полиции свой профсоюз, какими вопросами он занимается? Кто защищает социальные права сотрудников полиции? Как реализуется процедура трудоустройства в силовые структуры – объявляется ли конкурс, проводится ли тестирование?

В полученном из ведомства официальном ответе говорится, что прием на службу в ОВД осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ № 342 от 30.11.2011 г. "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Ф3 № 3 "О полиции", приказом МВД России № 595 от 18.07.2014 г. и ряда других нормативных актов РФ.

Далее в ответе отмечается, что ежегодно в школах с учениками 11-х классов проводятся профориентационные беседы, в ходе которых сотрудники кадровых подразделений подробно разъясняют школьникам порядок подачи документов для поступления в профильные вузы МВД и порядок дальнейшего прохождения службы, а также сообщают, что после окончания вуза каждый выпускник обязан по заключенному с ним контракту отработать 5 лет в ОВД РФ.

"Лица, окончившие гражданские вузы, могут быть приняты на службу в ОВД РФ, пройдя определенные испытания, стажировку и переобучение, добровольно приняв на себя обязательства соблюдать ограничения и запреты, предусмотренные законодательством", – говорится в ответе.

Первым шагом является запись на прием и последующее собеседование с уполномоченным руководителем подразделения. При положительном решении руководителя по итогам собеседования, проводится изучение представленных кандидатом документов.

Сообщается также, что кандидат на службу получает направления на прохождение предварительных испытаний по физической подготовке, медицинское обследование (ВВК) и психологическое обследование, в том числе с использованием полиграфа (СПФИ).

Как следует из ответа, при приеме на службу активно используется институт личного поручительства, при котором два действующих сотрудника ОВД поручаются за кандидата и в течение двух лет несут солидарную ответственность за совершенные кандидатом проступки.

"В случае положительного решения, кандидат назначается стажером по должности на период от 2 до 6 месяцев, во время которого руководитель стажировки изучает кандидатуру, оценивает его способности, обучаемость и мотивацию к службе в органах внутренних дел. По окончании стажировки кандидат признается выдержавшим или не выдержавшим испытание", – подчеркивается в письменном ответе МВД по Кабардино-Балкарии.

Как отмечает ведомство, в Управлении по работе с личным составом МВД по КБР работает группа социально-правовой работы, которая занимается реализацией льгот и гарантий сотрудников ОВД, ветеранов, членов семей сотрудников, погибших при выполнении служебных обязанностей, предусмотренных действующих законодательством.

В случае совершения сотрудниками органов внутренних дел проступка либо противоправного деяния, руководством МВД по Кабардино-Балкарской Республике назначается служебная проверка, по результатам которой в отношении сотрудника принимается решение в соответствии с действующим законодательством.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"