Эксперты отказались назвать "Клятву" гимном многонационального Дагестана
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Дагестанские депутаты пренебрегли мнением общественности, утвердив новый гимн республики, заявили народная артистка Дагестана Лариса Гаджиева и адвокат Расул Кадиев. Утвержденная депутатами "Клятва" не является гимном многонационального Дагестана, считает политолог Альберт Эседов.
"Кавказский узел" писал, что парламент Дагестана утвердил сегодня новый гимн Дагестана, в основе которого лежит стихотворение "Клятва" поэта Расула Гамзатова. Из 82 участников голосования 80 поддержали новый вариант гимна и только двое выступили против.
В июне 2014 года глава республики Рамазан Абдулатипов поручил создать комитет по вопросу смены гимна республики. Действующий гимн Абдулатипов назвал "похоронкой", чем вызвал недовольство жителей республики. В защиту гимна выступили композиторы и музыковеды, представители интеллигенции безуспешно пытались добиться признания инициативы Абдулатипова незаконной.
У нового гимна "простая по структуре мелодия, которая легко воспринимается", заявил сегодня в ходе заседания парламента министр культуры Дагестана Зарема Бутаева. "Также отвечает задаче гимна и смысловое содержание текста, где отражены ключевые характеристики Дагестана", - сказала Бутаева.
В период кризиса надо экономикой, а не гимном заниматься
В ходе заседания лишь депутат Магомед Магомедов выступил против утверждения нового гимна. "Надо относиться уважительно к государственным символам. Может, завтра кому-то герб не понравится. В период кризиса надо экономикой, а не гимном заниматься", - сказал депутат.
"Достижения дагестанского искусства не нужны властям"
Утверждение нового гимна свидетельствует об "унижении дагестанского народа и пренебрежении к его мнению", считает народная артистка Дагестана Лариса Гаджиева.
"Это проявление полной безликости и несамостоятельности, либо недостаточного уровня эстетической культуры тех, кто голосовал за худший гимн. Это признание того, что талант и высота достижений дагестанского искусства не нужны властям. Свидетельство того, что у нас в приоритете не лучшее, а среднее. Высокие имена Расула Гамзатова и Мурада Кажлаева не могут скрывать слабость их творений", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Лариса Гаджиева.
Законопроект об утверждении нового гимна республики нигде не был опубликован, обратил внимание адвокат Расул Кадиев. "Законопроект не публиковался. Депутатам не предоставили возможность выбрать гимн из нескольких предложенных вариантов, а предоставили только один вариант. Это не выбор", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Кадиев.
Вариант республиканского гимна выбирали не депутаты, а члены конкурсной комиссии, созданной при министерстве культуры Дагестана. Комиссия отбирала из четырех вариантов: "Дагестан мой" на слова Расула Гамзатова, музыка народная (представлен группой общественных деятелей и представителей интеллигенции); гимн на музыку Ширвани Чалаева с его предложением по тексту гимна - стихами Расула Гамзатова в переводе Нины Григоренко; гимн на слова и музыку Григория Симакова; гимн "Клятва" на музыку Мурада Кажлаева с текстом на стихи Расула Гамзатова.
"Это не гимн многонационального Дагестана"
Решение парламента Дагестана подверг критике и политолог, представитель партии "Яблоко" в Дагестане Альберт Эседов.
"Инициаторам принятия нового гимна не важно, что в тексте стихотворения "Клятва" упоминается только священное писание мусульман. Получается, что новый гимн ущемляет права представителей других религиозных конфессий, живущих в Дагестане", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Альберт Эседов.
"В тексте нового гимна говорится только о горцах. По этой причине он также не может быть гимном многонационального Дагестана. В республике живут и другие народы, которые относят себя к степным народам, к примеру, ногайцы. В случае с принятием нового гимна мы можем говорить о нарушении конституционных прав народов республики", - считает Альберт Эседов.
Текст нового гимна на своем сайте опубликовал дагестанский еженедельник "Новое дело". В частности, в тексте есть такие строки: "Подвиг горцев, богатство и честь, здесь это было, здесь это есть" и "Ты для меня как священный Коран, Клятва моя Дагестан".
В июне 2014 года Александра Пахмутова, Андрей Эшпай, Александр Соколов и другие известные композиторы и музыковеды России обратились с письмом в защиту старого гимна Дагестана к Рамзану Абдулатипову.
Не принимать поспешных шагов по изменению гимна Дагестана и соблюдать ими же принятые законы попросил депутатов Народного собрания республики в своем открытом письме автор старого гимна Ширвани Чалаев. Жители Дагестана и деятели культуры также выступили в поддержку действующего гимна Дагестана.
28 августа 2015 года в Советском суде Махачкалы прошло слушание дела по иску к главе и правительству Дагестана о законности принятого им распоряжения по смене гимна республики и проведению конкурса на новый гимн. Распоряжение главы Дагестана Рамазана Абдулатипова было признанно законным.
В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликованы биографии Расула Гамзатова и Рамазана Абдулатипова.