Обращение к журналистам и общественным деятелям, признающим необходимость окончания войны в Чечне и начала мирных политических переговоров
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Уважаемые коллеги и единомышленники!
Война в Чечне вот уже четвертый год поддерживается не только пушками и самолетами. Информационную поддержку войне оказывают официальные СМИ. Но и многие демократические издания и журналисты, сами того не желая, оказываются в этом отношении союзниками российских властей. Мы хотим напомнить о принципиальной для работающих со словом людей вещи: о том, как говорить о войне, в том числе, о войне чеченской. Именуя подрывы, обстрелы, боестолкновения с федеральными силами "терактами", а бойцов чеченского Сопротивления, совершающих эти "теракты", "бандитами", "террористами", а в лучшем случае - "боевиками", Вы транслируете лживую официальную идеологию, стремящуюся представить чеченскую войну как борьбу с терроризмом и бандитизмом, и вводите в заблуждение миллионы Ваших зрителей, слушателей и читателей. Такими наименованиями вы формируете ложное видение обществом чеченских реалий и, вольно или невольно, способствуете продолжению кровопролития.
Действительно, если с федеральными силами в Чечне воюют исключительно бандиты, террористы и боевики, то война в Чечне оправдана, потому что, как это неоднократно говорилось, "Какие могут быть переговоры с бандитами и террористами?" Даже тот факт, что многие командиры и бойцы чеченского Сопротивления вовсе не чисты перед Богом, людьми и законом, не может быть оправданием именования их действий "бандитскими вылазками", "терактами" и т.д. Хотя в расправах над чиновниками пророссийской администрации есть элементы терроризма, такого рода преступлений предостаточно и в действиях федеральных сил. Ведь по роду вашей деятельности Вы должны быть хорошо осведомлены о многочисленных военных преступлениях федеральных сил против мирных жителей, о кровавых "зачистках", которыми руководят и которые оправдывают конкретные военноначальники с известными на всю страну фамилиями. Но никто из Вас не называет этих командиров "главарями банд" и "террористами".
Призывая к "исправлению имен", мы тем самым призываем вас отказаться от двойных стандартов, от скрытой пропаганды и скрытого оправдания войны. Надеясь на ваш профессионализм и учитывая отсутствие идеологического единства среди противников войны, мы не считаем себя вправе составлять некий "словарь" с единственно правильным обозначением происходящих в Чечне явлений. Но мы надеемся, что данное обращение приведет к укреплению старых и появлению новых островков адекватного отображения чеченской ситуации в море официальной и неофициальной лжи и, тем самым, будет способствовать прекращению многолетнего кровопролития.
Иван Свенцицкий, журналист, "Грани.Ру";
Ярослав Головин, сотрудник Информационно-аналитического центра им. Виктора Попкова;
Яков Кротов, литератор, историк, журналист;
Андрей Бабицкий, Радио Свобода;
Хасин Радуев, Радио Свобода;
Александр Ткаченко, писатель;
Сергей Ковалев, депутат Госдумы РФ;
Олег Орлов, правозащитный центр "Мемориал";
Игорь Яковенко, доктор философских наук;
Елена Боннэр, Фонд Андрея Сахарова;
Лев Пономарев, Общероссийское движение "За права человека";
Юрий Самодуров, музей и общественный центр имени Андрея Сахарова;
Алла Язькова, д.и.н., профессор;
Владимир Корсунский, главный редактор интернет - издания "Грани.ру";
Отто Лацис, Новые Известия;
Анна Политковская, Новая газета;
Юлия Юзик, Комсомольская правда;
Липхан Базаева, Союз женщин Кавказа;
Руслан Бадалов, Чеченский комитет национального спасения;
Зейнап Гашаева, сопредседатель ММОО "Эхо войны";
Имран Эжиев, руководитель Информационного центра Общества российско-чеченской дружбы;
Руслан Кутаев, сопредседатель Общества российско-чеченской дружбы;
Ирина Дементьева, независимый журналист;
Елена Санникова, независимый журналист, филолог;
Андрей Миронов, правозащитник
Олег Панфилов, директор Центра экстремальной журналистики