Суд не выяснил полной картины задержания Пермякова, заявили адвокаты потерпевших
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Выступившие в суде по делу об убийстве семьи Аветисянов российские военнослужащие дали противоречивые показания относительно обстоятельств задержания Пермякова, заявили адвокаты, представляющие на процессе родственников убитых.
В ночь на 12 января 2015 года в Гюмри были убиты шесть членов семьи Аветисянов, спустя неделю единственный выживший при нападении на семью шестимесячный ребенок скончался в больнице. Подсудимым по делу об убийстве проходит российский военнослужащий Пермяков. 12 августа 2015 года он уже был приговорен российским судом к 10 годам лишения свободы по обвинению в дезертирстве, хищении и незаконном ношении оружия.
Как писал "Кавказский узел", процесс по делу Пермякова проходит на территории 102-й российской военной базы в Гюмри. Потерпевшая сторона 18 января призвала перенести процесс в Ширакский областной суд, однако ей было отказано. Пермяков официально признан вменяемым, на суде он признал вину в убийстве. На заседании 12 февраля суд продолжил допрос российских военнослужащих в качестве свидетелей.
Допрошенные в суде 12 февраля свидетели сообщили, что армянская сторона прибыла на место задержания Пермякова не через пять минут, как об этом говорили прежде допрошенные свидетели, а только через 40 минут, отметил адвокат родственников семьи Аветисянов Ерванд Варосян.
"Примечательно, что российские военнослужащие не допустили (к Пермякову) с армянской стороны никого", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Варосян.
Он заявил, что допрос в суде в качестве дополнительных свидетелей сотрудников армянских правоохранительных органов "может раскрыть интересные детали".
По его словам, из допросов российских военнослужащих следует, что российские военнослужащие 102-й военной базы не в курсе о существовании армяно-российского соглашения о дислокации базы в Гюмри и его положений. Они не знают, где начинаются и заканчиваются их полномочия, считает адвокат.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована справочная информация о военной базе в Гюмри "102-я военная база Группы российских войск в Закавказье", а в разделе "Нормативные акты" - полный текст армяно-российского межгосударственного соглашения, связанного с вопросами правовой помощи в связи с дислокацией этой российской базы на территории Армении, "Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения".
Показания командира погранотряда, который до сих пор не допрошен, будут крйне важны для установления истинной картины, считает адвокат правопреемников Аветисянов Мигран Погосян.
Именно командир погранотряда дал приказ о сдаче Пермякова российской базе, и он сам находился вместе с ним при перевозке его в Гюмри с армяно-турецкой границы, отметил Погосян.
Погосян считает, что, отказавшись от причастности к преступлению при задержании, Пермяков еще надеялся, что с его именем убийство не свяжут. Однако через несколько часов он признался в убийстве и рассказал о своих действиях в доме Аветисянов, отметил адвокат.
Допрошенный в суде 12 февраля в качестве свидетеля сержант Степа Сумбулян заявил, что при задержании Пермяков на вопрос о том, он ли убил Аветисянов, ответил, что "никого не убивал".
В ходе судебного расследования становится ясным, что военнослужащие военной базы не знакомы с положениями армяно-российского соглашения о дислокации базы в Гюмри, заявил "Кавказскому узлу" представитель родственников семьи Аветисянов, глава Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской Ассамблеи, правозащитник Артур Сакунц.
"Солдатам не объясняют, что они несут службу в другом государстве. В этом случае, помимо внутреннего устава, военнослужащие должны быть знакомы с правовыми нормами межгосударственных соглашений по части военной базы", - уверен Сакунц.
По его словам, все допрошенные военнослужащие, как один, на вопрос, "знают ли они, что нарушителя границы после его задержания следует передать армянской стороне", или же, что "в случае побега солдата с базы необходимо сообщить армянским правоохранителям, которые сами обязаны заняться дальнейшими действиями", отвечают: "Нет, не знаем".
"Мало того, что не знают, так они отмечают, что на базе есть оперативная поисковая группа, которой принципиально не должно быть, поскольку поисковыми работами за пределами базы должны заниматься армянские правоохранители", - отметил Сакунц, добавив, что "межгосударственное армяно-российское соглашение оказалось лишь формальным документом".
Он считает, что если бы российская сторона вовремя поставила бы армянскую сторону в известность о побеге вооруженного солдата, то был шанс не допустить убийство Аветисянов.
Кроме этого, по словам Сакунца, все свидетели, видевшие Пермякова в день задержания, отметили, что он был в легкой одежде, притом что в такую морозную погоду, которая была зафиксирована в тот день, невозможно находится на открытом воздухе более двух-трех часов.
"А если преступление было совершено ранним утром, а подозреваемого находят более чем через 14 часов на месте, где в легкой одежде невозможно простоять более двух часов, возникает вопрос, а где он столько времени прятался, или не прятал ли Пермякова кто?" - заметил Сакунц.
По его мнению, Пермяков знает, что творилось в доме Аветисянов, он в курсе всего, но правду он не скажет, находясь под контролем российской стороны. "Если бы его передали армянской стороне, со временем он обо всем бы рассказал", - считает он.
Он подчеркнул, что армянские правоохранители способны обеспечить безопасность подсудимого без помощи российской стороны.
Комментариями от других участников судебного процесса относительно хода слушаний, а также представителей российской военной базы по поводу заявлений представителей правопреемников Аветисянов "Кавказский узел" пока не располагает.
Новости о событиях вокруг массового убийства в Гюмри "Кавказский узел" публикует на специальной тематической странице "Расстрел семьи в Гюмри". В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" подготовлена биографическая справка Валерия Пермякова, а в разделе "Справочник" размещена подборка блогерских постов об убийстве Аветисянов "Трагедия в Гюмри глазами блогеров "Кавказского узла".