Обвинение попросило не смягчать приговор по делу о нападении на Нальчик
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
С последним словом в апелляционном суде по жалобам на приговор по делу о нападении на Нальчик выступили 14 осужденных. Все они просили суд смягчить наказание или оправдать их. Гособвинение выступило против смягчения приговора.
Нападение на Нальчик было совершено 13 октября 2005 года, в результате погибли 35 силовиков, 14 мирных жителей и 92 человека из числа нападавших. Процесс по делу шел в Верховном суде Кабардино-Балкарии с 2008 года. 23 декабря 2014 года был оглашен обвинительный приговор. Пятеро фигурантов дела получили пожизненные сроки, трое были освобождены с учетом отбытого срока, остальные получили от девяти до 23 лет колонии.
"Кавказский узел" писал, что апелляционные жалобы на приговор по делу подали 48 из 52 осужденных. Большинство из них утверждают, что были втянуты в события обманным путем. Апелляции рассматривает Верховный суд России.
Гособвинение: суд по делу был легитимным, права заключенных нарушены не были
21 января в прениях выступила гособвинитель Ольга Чибинева. Она назвала несостоятельным несогласие фигурантов дела с отказом рассмотреть его судом присяжных.
Гособвинитель пояснила, что в 2008 году с мая по декабрь проводился отбор присяжных, однако коллегию так и не удалось сформировать, так как события в Нальчике получили большой общественный резонанс, и многие кандидаты в присяжные оказались очевидцами отдельных эпизодов произошедшего либо родственниками нападавших.
Срок для формирования коллегии истек, а 30 декабря 2008 года вышел закон, в соответствии с которым дела по статьям о терроризме были выведены из компетенции суда присяжных.
"Таким образом, доводы адвокатов о нелегитимности суда являются не обоснованными", – подчеркнула Чибинева.
Надуманными Чибинева назвала утверждения о том, что осужденные были вовлечены в преступление обманом и не знали о подготовке нападения. Сославшись на показания полицейских и материалы дела, она отметила, что в преддверии нападения в республику были введены дополнительные силы правоохранительных органов из других регионов. Само нападение, по словам гособвинителя, активно обсуждалось в среде вооруженного подполья.
То, что группа нападавших была организована с целью совершения вооруженного мятежа, захвата власти и построения независимого исламского государства, а за их действиями прослеживается проявление религиозной нетерпимости, у обвинения сомнений не вызывает.
Чибинева также не считает нужным снимать с осужденных обязательства по выплате судебных издержек.
"Суд признал ежемесячные выплаты адвокатам судебными издержками и счел возможным их взыскание с осужденных. При этом суд учел роль и степень участия каждого, их имущественное положение. Оснований для снижения взыскания либо освобождения от уплаты не имеется", – считает гособвинение.
Также представительница прокуратуры перечислила все случаи, когда в ходе процесса суд снимал или переквалифицировал часть обвинений.
"Заявления подсудимых о том, что суд якобы ничего не исключил из предъявленного обвинения, осудил всех огульно, являются голословными", – подчеркнула Чибинева.
Пожизненное лишение свободы назначено пяти лицам с учетом их особо активной роли, тяжести совершенных ими преступлений и наступивших последствий, отметила гособвинитель.
Прокурор сочла верным исключить из приговора статьи об организации преступного сообщества и незаконном обороте оружия (ст. 210 и 222 УК России) в связи с истечением срока давности. Для осужденных это совокупный приговор не изменит, отметила она, и попросила оставить апелляционные жалобы без удовлетворения.
Осужденные просили суд проявить гуманность по отношению к ним
21 января начались выступления осужденных с последним словом, передает корреспондент "Кавказского узла".
Осужденный на 14 лет Муса Соблиров, который в настоящее время находится под подпиской о невыезде, попросил суд обратить внимание на его болезнь – у Соблирова диагностирован рак легких третьей стадии. По словам осужденного, он не сможет получить полноценное лечение в условиях изоляции.
"А если мне суждено умереть, то я хотел бы умереть дома", – сказал Соблиров.
Осужденный на 12 лет и один месяц Руслан Амшуков в последнем слове заверил суд, что встал на путь исправления, поэтому просит освободить его от оставшегося срока в год и 10 месяцев.
"Я осознал причину, по которой оказался там, где не хотел оказаться. И если бы, не дай Бог, передо мной снова встал аналогичный выбор, я бы остался добропорядочным гражданином", – сказал он.
Азамат Ахкубеков, получивший 17 лет тюрьмы, заявил о недоказанности своей вины. Он подчеркнул, что об организации нападения ничего не знал, а когда оно началось, приказу не подчинился.
"В приговоре сказано, что мы не приняли участие в нападении, потому что приказа не было. Приказ был, только мы его не исполнили", – сказал Ахкубеков.
Он попросил оправдать его, а также освободить от уплаты судебных издержек.
В разделе "Доклады" на "Кавказском узле" опубликован доклад Правозащитного центра "Мемориал", в котором подробно рассмотрена позиция обвинения, а также поднимаются проблемы сомнительности доказательств вины части фигурантов и их содержания под стражей в тяжелых условиях. Отдельная глава доклада посвящена показаниям Азамата Ахкубекова. Обвинение признало, что он не участвовал непосредственно в нападении, однако требовало для него большого срока. Это связано с тем, что Ахкубеков регулярно обжаловал действия суда и прокурора, а также выступал инициатором голодовок и других протестных акций фигурантов дела, говорится в докладе.
Приговоренный к пожизненному заключению Мурат Баппинаев в последнем слове попросил прощения у родителей, сестры и других родственников и признался, что сожалеет о содеянном.
"До 24 лет я прожил нормально. За 10-15 минут все это было зачеркнуто. И виноват в этом я сам. Поняв и оценив, что значит семья, я также понял, что принес горе и боль в другие семьи, в чем я раскаиваюсь все 10 лет. Свои молодые годы моя сестра потратила на меня, вместо того чтобы выйти замуж и родить детей", – сказал Баппинаев.
Осужденный отметил, что суд первой инстанции не учел его раскаяние и активное сотрудничество со следствием. В частности, Баппинаев сообщил правоохранителям о расположении схронов с оружием, которые могли использовать остающиеся на свободе члены вооруженного подполья.
Также Баппинаев обратил внимание суда, что за десять лет в СИЗО не получил ни одного взыскания или замечания, а в ходе процесса по делу не высказывался против обвинения и суда. Общественной опасности Баппинаев, по его словам, не представляет.
"Десять лет живу, осознавая свою ошибку, но хочу надеяться на лучшее. Я надеюсь, что в один прекрасный день приду в свой дом, обниму своих родителей, и слезы горя сменятся слезами радости. Пусть ваш приговор останется в памяти потомков. Я надеюсь, мои слова будут оценены. Я надеюсь, что вы измените мой приговор", – сказал Баппинаев.
Когда часть тех, кто готовился к нападению на Нальчик, на место сборов не пришла, организаторы нападения пытались привлечь к нему всех, кого могли, заявил в последнем слове Атмир Барагунов, получивший 15 лет лишения свободы. Он причислил себя к тем, кто оказался втянут в преступление, и подчеркнул, что в ходе нападения не сделал ни одного выстрела.
Барагунов также сообщил суду, что за 10 лет в СИЗО не получил ни одного взыскания, в следственные органы явился добровольно и активно сотрудничал со следствием. По словам Барагунова, его жена и ребенок очень нуждаются в поддержке, а пока он находился в СИЗО, у него умерла мать. Барагунов попросил назначить ему наказание ниже низшего предела, положенного по инкриминированным ему статьям, и пообещал оправдать доверие суда.
Осужденный на 12 лет и шесть месяцев Альберт Бегидов попросил суд освободить его от уплаты судебных издержек, а также отметил, что адвокат был назначен ему без согласования. За 10 лет в СИЗО у Бегидова, по его словам, развилась грыжа позвоночника.
"Я принес бы больше пользы государству, если бы находился на свободе. Хотелось бы выразить надежду, что ваше решение будет гуманным", – обратился он к суду.
Его брат Артур Бегидов, которому первая инстанция назначила 15 лет, также попросил суд освобождения от дальнейшего наказания.
Осужденный на 15 лет лишения свободы Аслан Беров попросил суд снизить ему срок до фактически отбытого. Ограничиться отбытым сроком апелляционный суд попросил также Каплан Мидов, которого первая инстанция приговорила к 12 годам и трем месяцам тюрьмы.
Получивший 16 лет Залим Дугулубгов заявил, что не совершал никаких преступлений и раскаиваться ему не в чем.
Аслан Замаев, которому назначено 17 лет лишения свободы, отметил в своем последнем слове, что числился в списках убитых, и его никто не искал, но он решился на явку с повинной. Замаев попросил не возлагать на него судебных издержек, а также применить к нему амнистию, если это возможно.
Мурадин Карданов в своем выступлении подчеркнул, что приговорен к 16 годам, несмотря на наличие алиби.
Мурадину Карданову также посвящена отдельная глава в докладе Правозащитного центра "Мемориал". Во время нападения на Нальчик Карданов, по его словам, находился на работе, в суде его алиби подтвердили пять свидетелей. Подсудимый Азамат Шокумов признался на процессе, что оговорил Карданова, отмечается в докладе.
Суд при вынесении решения должен объективно оценить роль каждого осужденного в нападении, заявил осужденный на 17 лет Мурат Каширгов. Активных участников столкновения в живых не осталось, отметил он.
"Здесь сидят те, кто не хотел принимать участие, развернулись и ушли, а потом явились в правоохранительные органы", – сказал Каширгов.
Пожизненно осужденный Эдурад Миронов призвал суд не рассматривать нападение на Нальчик как попытку захвата власти. По словам Миронова, действия нападавших были спровоцированы закрытием мечетей и давлением силовиков на мусульман.
"Меня осудили на пожизненное заключение не за то, что я делал 13 октября 2005 года, а за то, как я себя вел в суде", – сказал также Миронов.
Он добавил, что все время процесса жил в тяжелых условиях, в связи с чем на суде "иногда срывался и переходил на личности".
"Я бы хотел, чтобы приговор изменили, чтобы у моих детей и у моей матери была надежда", – сказал Миронов.
Продолжение выступлений осужденных с последним словом назначено на 25 января, передает корреспондент "Кавказского узла".
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликован справочный материал "Нападение на Нальчик 13-14 октября 2005 года". Новости по этой теме размещаются на специальной тематической странице "Дело о нападении на Нальчик".