Верующие в Армении и Нагорном Карабахе считают Богоявление семейным праздником

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Армении и Нагорном Карабахе завершились религиозные мероприятия по случаю Рождества Христова и Крещения под общим названием Богоявление, которое отмечалось 6 января. 7 января в церквях Армянской апостольской церкви служат литургию поминовения усопших. Семейное застолье по отправлении служб прихожане ААЦ назвали одним из главных элементов праздника.

Церемонии, посвященные празднику Богоявления, начинаются с вечера 5 января и продолжаются на протяжении всего дня 6 января. 

5 января в храмах ААЦ отмечался рождественский сочельник Богоявления (Чракалуйс). Вечером в храмах была отслужена литургия, зажжены лампады и свечи. Прихожане поздравляли друг друга словами: «Христос родился и явился нам. Вам и нам благая весть!» и уносили с собой зажженные свечи, которые, как считается, освящают дома.

6 января литургия началась с 11 утра. Затем был совершен обряд освящения воды в память крещения Иисуса Христа: священники добавили миро (ароматное масло) в воду и благословили ее молитвой. Освященную воду верующие забирали домой для изгнания злых духов и лечебного применения, рассказал представитель священства степанакертской церкви Святого Акопа корреспонденту «Кавказского узла» в Нагорном Карабахе.

Вечером 5 января президент Армении Серж Саргсян и другие представители политического руководства Армении присутствовали на литургии сочельника, отслуженной в церкви Сурб Саргис в Ереване. Утром 6 января Католикос всех армян Гарегин Второй отслужил литургию в Эчмиадзинском кафедральном соборе.

6 января рождественская литургия прошла в 70 действующих церквях Нагорного Карабаха, сообщили в представительстве Арцахской епархии ААЦ в Степанакерте. Архиепископ Паргев Србазан (Мартиросян) провел службу в соборе Святого Христа Всеспасителя в городе Шуши, где присутствовало руководство непризнанной республики. В полиции города корреспонденту «Кавказского узла» затруднились назвать точное число присутствующих во время службы.

7 января ААЦ совершает поминовение усопших - Мерелоц. В церквях молятся за упокой души, после чего люди посещают могилы. Рождественские обряды продолжаются до 13 января, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на в пресс-канцелярию Эчмиадзина.

В древней церкви с конца III века 6 января отмечался праздник Богоявления, который объединял Рождество и Крещение. Представители армянской церкви не участвовали в Халкидонском соборе 451 года, где было принято раздельное празднование Рождества и Крещения, и по-прежнему отмечают Богоявление 6 января. Другие христианские церкви празднуют Рождество 7 января, а Крещение – 19 января, отмечает издание "Богослов.ru".

В дате празднования Рождества 6 января есть религиозная и политическая подоплека, считает социолог и преподаватель Арцахского госуниверситета (Нагорный Карабах) Давид Карабекян.

«В ночь с 24 на 25 декабря во времена язычества в Древнем Риме праздновали день рождения непобедимого солнца, а после принятия христианства - Рождество, так как по обыкновению люди шли поклоняться солнцу. Богоявление (Крещение) праздновали позже. Армянское духовенство, ссылаясь на расчеты астрономов и астрологов (хотя последних оно не любит вспоминать), а также из политических соображений, что очень важно, объединило три праздника в одном. Этим армяне пытались подчеркнуть свою независимость и от Рима, и от православной Византии. До того, как христианство стало государственной религией Римской империи и фактором идеологического влияния, все было вполне чинно и благородно. Статус государственной религии сыграл дурную шутку с христианами и в Армении», - сказал Карабекян.

«Еще один повод собраться вместе»

После ритуалов в церкви в домах накрывается рождественский стол с простыми блюдами из рыбы, пловом с изюмом. Таким образом завершается предшествующий празднику десятидневный пост.

Жительница Армении Нана Мартиросян рассказывает, что ежегодно 5 января она из церкви приносит домой огонь. «Это мой самый любимый праздник. По традиции мама готовит рыбу по своему особенному рецепту, рисовый плов с сухофруктами. 6 января у нас в доме уже семейный обед. Весь день мы ставим свечи и зажигаем ладан», - описала празднование Мартиросян.

Освещенную воду Лиана Маркарян несет домой, по ее словам, ежегодно 6 января. «Если в доме есть больной человек, он обязательно выздоровеет. Главное – верить в это», - рассказала  прихожанка корреспонденту «Кавказского узла» в Армении.

Жительница Еревана Армине Агаронян сообщила, что «в ее семье есть и лютеране, и католики, и православные, и, конечно, представители армянской церкви». Рождество, как она считает, по большей части, семейный праздник, который ее родственники отмечают 25 декабря, 6 и 7 января. «Вся наша родня собирается в Ереване в январе на новогодние и рождественские праздники. Рождество – еще один повод собраться вместе», - рассказывает Армине Агаронян.

По словам пожилой жительницы Степанакерта Астхик Ширинян, она начала посещать церковь последние годы: вера к ней пришла в годы карабахского вооруженного конфликта 1991-1994 годов. «Во время обстрелов я непроизвольно начала молиться Богу, а потом молились уже все люди в бомбоубежище», - вспоминает Ширинян.

Вся семья жителя Степанакерта Ваана Габриеляна присутствовала на литургии в Шуши. По приезде домой, ими обычно накрывается рождественский стол в ожидании гостей. Габриелян признался, что не понимает, почему армянская церковь отмечает Рождество именно 6 января, но ему «это не надо знать, потому что привык следовать церковным предписаниям».

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"