Трое осужденных за нападение на Нальчик попросили освободить их
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Султан Бекулов, Асланбек Бештоев и Амур Хакулов, осужденные по делу о нападении на Нальчик, призвали апелляционный суд ограничить их наказание сроками, отбытыми ими в СИЗО. Все трое заявили, что частично признают свою вину.
В ходе нападения на Нальчик 13 октября 2005 года погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 человека из числа нападавших. Процесс по делу шел с 2008 года. 23 декабря 2014 года был оглашен приговор. Пятеро фигурантов дела получили пожизненные сроки, трое были освобождены с учетом отбытого срока, остальные получили от девяти до 23 лет колонии. Апелляционные жалобы подали 48 из 52 осужденных.
"Кавказский узел" сообщал, что 24 декабря Верховный суд России начал заслушивать позиции сторон по делу о нападении на Нальчик. Сегодня адвокаты и большинство осужденных заявили, что были втянуты в события обманным путем. Только один осужденный, Каншоуби Бориев, назвал приговор объективным и попросил суд снизить ему срок наказания.
Осужденный Каншоуби Бориев заверил суд, что раскаивается, и также попросил применить к нему статью 64 УК России (назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за преступление). Кроме того, подсудимый просит освободить его от взыскания судебных издержек за оплату услуг адвокатов.
"Я писал заявление об отказе от адвоката, но мне сказали, что адвокат положен по закону и предоставляется бесплатно", – отметил Бориев.
Он также попросил суд учесть, что все его предыдущие судимости были погашены, передает корреспондент "Кавказского узла"
Адвокат Барагунов поддержал своего подзащитного. Он сообщил, что до ареста Бориев занимался художественной ковкой старинных национальных изделий. Его изделия выставлялись на выставках по всему Северному Кавказу, а спустя два года после ареста были представлены в Москве на художественной выставке.
"Он осознал, понял и раскаивается", – подчеркнул защитник, призвав снизить Бориеву срок, "насколько это возможно", и освободить его от выплаты судебных издержек.
Бекулов заявил о давлении следствия на него
Султан Бекулов, осужденный на 19 лет по эпизоду нападения на ОМОН, просил апелляционный суд учесть, что он добровольно отказался от совершения преступления. По словам Бекулова, когда он понял, что его втянули в преступление, он предпринял попытку бежать. Участники нападения выстрелили в Бекулова, ранив в ногу, после чего он упал и потерял сознание, а когда очнулся, стрельба уже прекратилась, рассказал осужденный.
В показаниях, данных следствию, Бекулов утверждал, что держал две гранаты, однако на самом деле у него их не было, что подтверждается и показаниями свидетелей.
"Следователи сказали, что отпустят меня по амнистии, если я признаю эти две гранаты", – сказал Бекулов в суде.
Он также попросил исключить из его обвинения за истечением срока давности статьи 210 (организация преступного сообщества или участие в нем) и 222 (незаконный оборот оружия) УК России. Ходатайство поддержал адвокат подсудимого Расул Эльджорукаев. Он попросил суд учесть, что Бекулов является опекуном четырех несовершеннолетних детей, проявить к нему снисходительность и ограничить наказание отбытым сроком.
Позиция обвинения подробно рассмотрена в опубликованном в разделе "Доклады" на "Кавказском узле" докладе ПЦ "Мемориал", в нем также поднимаются проблемы сомнительности доказательств вины части фигурантов и их содержания под стражей в тяжелых условиях.
Бештоев признался, что совершил преступление
Асланбек Бештоев, осужденный на 14 лет, виноват лишь в том, что довез вооруженную группу до базы ОМОНа, заявил на суде его защитник Олег Келеметов.
"Не надо было этого делать. Но он не взял оружие и не стрелял. С чего он осужден по ст. 205 (терроризм)? Ведь известно, что неотъемлемой частью статьи о терроризме является побуждение к принятию тех или иных решений органами власти", – сказал адвокат.
Бештоев, по словам адвоката, до событий 13 октября не участвовал в акциях вооруженного подполья. Кроме того, он добровольно явился в правоохранительные органы, но его явка с повинной не была учтена.
Адвокат также считает, что возложение на осужденных процессуальных издержек по оплате услуг защитников не соответствует Конституции России, которая гарантирует каждому бесплатную помощь адвоката.
"Если бы на них были возложены расходы на содержание конвойной службы, канцелярские расходы, это бы еще можно было понять. Между тем это бремя будет учитываться при условно-досрочном освобождении", – отметил адвокат.
Он попросил суд ограничиться отбытым сроком для Бештоева. Сам осужденный сказал на заседании, что признает себя виновным.
"Я раскаиваюсь все 10 лет. Я пришел в правоохранительные органы, сдался, сотрудничал со следствием, об этом сказано в уголовном деле. Прошу учесть все это и назначить наказание в связи с отбытым сроком", – заявил Асланбек Бештоев.
Хакулов опроверг версию следствия о его причастности к убийству гражданского лица
В поддержку апелляционной жалобы Амура Хакулова, приговоренного к 20 годам лишения свободы, выступила адвокат Люся Шорова.
Хакулову вменяется убийство заводского рабочего Карданова, который в момент нападения на базу ОМОН находился в башне подъемного крана. Между тем, сказала адвокат, в судебном следствии было установлено, что этот человек был убит снайпером, который располагался на крыше здания ОМОН. Карданов был вне зоны видимости нападавших, подчеркнула Шорова.
Адвокат обратила внимание суда также на то, что у Хакулова серьезные проблемы со зрением, на один глаз он не видит вовсе и попасть с расстояния около 300 метров в человека никак не мог. Здоровье осужденного за время нахождения в СИЗО ухудшилось: у него хроническая болезнь почек IV степени, пиелонефрит, почечная недостаточность, гипертония. Хакулов признан инвалидом III группы, добавила защитница.
"Его почки самостоятельно работать не могут, ему требуется подключение гемодиализа", – подчеркнула Шорова и попросила снизить наказание Хакулову до отбытого в СИЗО срока.
Сам Амур Хакулов также заявил суду, что не может быть причастен к смерти Карданова.
"Оттуда, где я находился, никак нельзя было попасть в Карданова – пуля не летит горизонтально, а потом вертикально", – сказал Хакулов.
С места, где находился Хакулов, по его словам, не было изъято ни одной гильзы – все они были там, где лежали убитые нападавшие. Из того места, где лежал Карданов, видна только крыша здания ОМОН, подчеркнул осужденный.
Хакулов подтвердил, что из-за полученной в 17 лет травмы в одном глазу у него удален хрусталик. Из-за плохого зрения он не был призван в армию.
Осужденный также отметил, что до событий 2005 года работал скотником, на иждивении у него четверо детей и престарелая мать. Он попросил суд учесть все это и применить к нему статью 64 УК России.
"Кавказский узел" в разделе "Справочник" разместил справку "Нападение на Нальчик 13-14 октября 2005 года", новости по этой теме публикуются на странице "Дело о нападении на Нальчик".