Показания по делу Карпюка и Клыха дали родители погибших срочников
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Солдаты-срочники отправлялись в 1994 году в Чечню неподготовленными и без ведома родителей, рассказали сегодня в Верховном суде республики потерпевшие по делу граждан Украины Николая Карпюка и Станислава Клыха. Участники "новогоднего" штурма Грозного рассказали об интенсивных боях, в ходе которых они не могли разглядеть лица своих противников.
"Кавказский узел" писал, что 9 декабря суд по делу Карпюка и Клыха был перенесен на 15 декабря. Причиной отмены заседания стала болезнь судьи.
Карпюк и Клых, по данным следствия, были членами созданной в начале 1990-х годов УНА-УНСО (организация признана в России экстремистской и ее деятельность запрещена). Подсудимые обвиняются в руководстве и участии в банде, убийстве и покушении на двух и более человек во время первой чеченской войны. Карпюк опроверг свое участие в конфликте в Чечне и заявил о пытках во время следствия. Клых показал следы от ран, полученных, по его словам, в ходе допросов. Суд назначил судмедэкспертизу, которая должна установить происхождение травм.
"В Чечню моего сына отправили абсолютно неподготовленным"
В ходе сегодняшнего заседания сеансы видео-конференц-связи были одновременно установлены с судами в двух регионах – в Свердловской и Тюменской областях, передает корреспондент "Кавказского узла".
После разъяснений процессуальных прав потерпевшим, начался допрос. Первым допросили Сергея Игитова. Он рассказал, что его сын был отправлен в Чечню после шестимесячной службы в армии.
"Его туда отправили без ведома родителей, абсолютно неподготовленным. О том, что он находился в Чечне, я узнал только тогда, когда привезли гроб", - заявил Игитов.
Отвечая на вопрос адвоката Докки Ицлаева, потерпевший сообщил об известных ему обстоятельствах смерти его сына. "Перед тем, как начать штурм Грозного, они должны были провести разведку до железнодорожного вокзала. В ночь с 31 декабря 1994 года на 1 января 1995 года, как сказано в документах [Минобороны], в районе Садового кольца в Грозном они попали в окружение и там погибли", - рассказал Игитов.
Другая потерпевшая Зинаида Николаева сообщила, что ее сын был водителем-механиком боевой машины пехоты. "Когда мы ездили за страховкой, мне рассказали, что его машину подбили. Когда он попытался выпрыгнуть из горящей машины, его убила снайпер", - отметила потерпевшая.
Кроме того, Николаева сообщила, что ей также сказали, что "группа ее сына была отправлена под Грозный для спасения майкопской бригады". "Мне сказали, что туда ввели 120 единиц техники и 1200 солдат, и что после боя они не могли ничего вывезти. Только раненых было 200 человек", - отметила Зинаида Николаева.
"Я выехала в Ростов-на-Дону и начала сама искать сына"
У потерпевшей Людмилы Бабайловой в первой чеченской войне без вести пропал сын. "О том, что сын попал в Чечню, я узнала из письма. А 15 февраля 1995 года я из газеты узнала, что мой сын считается пропавшим без вести", - рассказала женщина.
По ее словам, после этого она выехала в Ростов-на-Дону и начала сама искать сына. "Сына не нашла, но нашла ребят, которые знали, что мой сын погиб. Это случилось, когда они подвозили боеприпасы к вокзалу. На обратном пути их колонну обстреляли. Они видели, как машину моего сына подбили, и что из машины никто не вышел", - сообщила Людмила Бабайлова.
Потерпевшая добавила, что останки ее сына "были найдены через восемь лет с помощью генетической экспертизы".
Первая война в Чечне продолжалась до 31 августа 1996 г. Она сопровождалась террористическими актами за пределами Чечни (Буденновск, Кизляр). Фактическим итогом кампании стало подписание 31 августа 1996 г. хасавюртовских соглашений. Соглашение было подписано секретарем Совета безопасности РФ Александром Лебедем и начальником штаба чеченских боевиков Асланом Масхадовым. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" представлена хроника начала первой чеченской войны вплоть до "новогоднего" штурма Грозного 31 декабря 1994 года.
В свою очередь Надежда Богданова сообщила суду, что узнала 27 декабря 1994 года о том, что сын находится в Чечне. "В нашей местной газете от 17 января мы прочитали заметку о бое в Чечне. Муж решил, что она про нашего сына, и он выехал на его поиски. Он нашел очевидцев, которые рассказали, что сын был оператором-наводчиком БМП. Они шли на выручку майкопской бригаде и были обстреляны из гранатомета", - рассказала Богданова.
"Нас обстреливали со всех сторон из гранатометов и пулеметов"
Потерпевший Игорь Буйров, участник событий в Грозном 1994-1995 годов, рассказал, что 1 января 1995 года "военные должны были пойти на железнодорожный вокзал".
"Не дойдя три квартала, мы попали в засаду. Били со всех сторон из гранатометов и пулеметов. Мы отбились и дошли до вокзала. Там вновь произошло боестолкновение. Ближе к 20 часам начали уходить. Первый танк успел проскочить. Я спрятался в одной из квартир. Через пять дней за мной пришли десантники", - сообщил Буйров. В бою он получил огнестрельное ранение в ногу.
На вопрос адвоката Марины Дубровины, может ли он опознать кого-нибудь из боевиков, Игорь Буйров ответил, что "в лица он не всматривался".
Присяжные передали председательствующему вопрос "Попадал ли потерпевший в плен?" и "Общался ли он с солдатами, попавшими в плен?". Буйров ответил отрицательно.
Потерпевший Денис Саламеев подробно рассказал о событиях 31 декабря. По его словам, он участвовал в боях у здания железнодорожного вокзала. Потерпевший рассказал, как военные выходили из окружения по железным путям, как они укрылись в одной квартир пятиэтажного дома и как им удалось вернуться.
Напомним, 17 ноября в Верховном суде Чечни выступил гражданин Украины Александр Малофеев, приговоренный Шатойским райсудом Чечни по обвинению в причастности к организации УНА-УНСО и убийствах российских военнослужащих к 24,5 года колонии строгого режима. Он заявил, что Николай Карпюк руководил боем на площади "Минутка" в Грозном в конце декабря 1994 года, а также отметил, что в декабре 1994 года на железнодорожном вокзале в Грозном среди других находился украинский премьер-министр Арсений Яценюк.
"Кавказский узел" размещает новости о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов Юга России и стран Южного Кавказа на специальной тематической странице "Эхо Украины на Кавказе".