Эксперты поставили под сомнение сведения о трехкратном росте числа боевиков из России в ИГ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Американская компания Soufan Group заявила о росте численности боевиков ИГ, прибывающих в Сирию и Ирак из России. В России продолжают сохраняться факторы, способствующие притоку радикально настроенной молодежи в "Исламское государство", однако данные о численности боевиков российского происхождения носят лишь примерный характер и не отражают реального положения дел, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
Как сообщал "Кавказский узел", разными источниками, включая ФСБ России, подтверждена информация о том, что в Сирии боевики из России воюют на стороне "Исламского государства" (ИГ, ранее – ИГИЛ). Эта организация признана террористической, и ее деятельность запрещена в России, США, Турции и ряде других стран. Организация демонстрирует себя как привлекательный и перспективный проект, направленный в первую очередь на молодежь, отмечали опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. 21 июня в YouTube было размещено сообщение о том, что боевики четырех вилаятов признанного в России террористическим "Имарата Кавказ" присягнули на верность лидеру "Исламского государства". ИГ приняло присягу боевиков Северного Кавказа и заявило о создании своего отделения в регионе.
"Кавказский узел" сообщал, что ноябре генпрокурор РФ Юрий Чайка заявил о почти 650 уголовных делах об участии в незаконных вооруженных формированиях за границей в отношении россиян. О том, что за ИГ воюют около семи тысяч россиян и выходцев из стран СНГ, заявлял ранее замдиректора ФСБ Евгений Сысоев. 9 декабря министр внутренних дел Дагестана заявил, что на стороне боевиков ИГ в Сирии воюют 900 уроженцев республики.
Россия опережает Европу по темпам притока боевиков в ИГ
По данным доклада "Иностранные боевики. Обновленные оценки притока иностранных боевиков в Сирию и Ирак", подготовленного экспертами по безопасности американской компании Soufan Group, число воюющих боевиков "Исламского государства" достигло 31 тысячи. При этом число боевиков-россиян за этот период увеличилось втрое, с 800 до 2400.
Отметим, что в июне 2014 года общая численность боевиков ИГ оценивалась этой же компанией в 12 тысяч. Оценка численности основана на данных правительственных источников, оценках ООН и экспертов.
Наибольший приток наблюдался из России и стран Центральной Азии. По сравнению с Европой, численность боевиков из которой увеличилось вдвое, здесь речь идет о трехкратном увеличении. Общая численность боевиков из России и СНГ достигает 4,7 тысячи человек, это третья по численности группа иностранных боевиков, отмечается в докладе.
Базирующаяся в Нью-Йорке Soufan Group была основана в 2005 году бывшим агентом ФБР ливанского происхождения Али Суфаном.
"Отъезд идет очень активно с лета 2014 года"
Все данные о числе присоединившихся к вооруженным отрядам в Сирии и Ираке являются приблизительными, считает аналитик Международной кризисной группы Варвара Пахоменко. По ее мнению, самым важным в докладе Soufan Group является отраженная динамика.
"Динамика - это самое важное, на что можно обратить внимание. Говорится о росте в три раза за полтора года. По моим ощущениям, отъезд идет очень активно с лета 2014 года, причем не только с Северного Кавказа. Правоохранительные органы Чечни и Дагестана сообщают, что отток действительно массовый. В этих регионах практически у каждого есть друг, родственник, одноклассник, который был в Сирии или там находится, воюет. Но едут и из других регионов. О Кавказе говорят чаще, но в последнее время силовики сообщают о 70 уехавших из Астрахани, 15 - из Оренбургской области, несколько десятков из ХМАО, из Санкт-Петербурга, Москвы, Ставрополья, Поволжья. Это не только этнические мусульмане, но и неофиты, русские, причем все больше сообщений о людях, которые едут не воевать, а просто жить, работать. Туда пытаются рекрутировать учителей, врачей, сообщалось о двух выпускниках престижного московского ВУЗа, уехавших воевать в Сирию и погибших там", - сказала Пахоменко, добавив, что "отражение тенденции - это ключевая часть доклада".
По ее оценкам, доля вернувшихся (от общего числа уехавших в Сирию) в некоторых регионах Северного Кавказа достигает 15%.
"Все эти оценки очень приблизительные. Определенно, возвращение происходит. По республикам Северного Кавказа, со ссылками на правоохранительные органы, говорят о 10-15% от числа уехавших, например, в КБР 19 из 120 уехавших. В Чечне речь шла о 44 из 400 с лишним. Мы не знаем о всех вернувшихся. Есть сообщения о выдаче, но в основном возвращаются самостоятельно и по разным причинам. Судя по всему, большинство вернувшихся хотят вернуться к мирной жизни. Нельзя исключать, что среди вернувшихся могут быть те, кто планирует что-то противоправное в будущем, и могут создаваться "спящие ячейки". Тут должна быть тонкая работа правоохранительных органов, чтобы понимать, дифференцировать, чтобы жесткими методами не радикализовать остальных, кто реально хочет вернуться к мирной жизни", - сказала Пахоменко.
При этом эксперт отмечает, что "многие вернувшиеся действительно хотели бы жить не в светском государстве, а по шариату, но не собираются добиваться этого насильственными методами".
Давление на салафитов способствует их дальнейшей радикализации
Среди факторов, способствующих оттоку российской молодежи в действующие на территорию Сирии НВФ, Пахоменко назвала силовое давление на инакомыслящих.
"Если мы говорим о Северном Кавказе, то здесь это преследование исламистов, членов их семей. Особенно активно с 2013 года, перед Олимпиадой, правоохранительные органы ставили себе задачу гарантировать безопасность и очень жестко действовали не только в отношение боевиков, но и всех тех, кто казался подозрительным. Точные цифры уехавших назвать сложно. Но есть более точные данные по уехавшим в Европу, прежде всего из Чечни в 2013 году, когда наблюдался массовый отъезд. Этот год Россия была на втором месте после Сирии по числу граждан, выехавших и обратившихся за убежищем в Европе. Только в Германии 15 тысяч человек обратилось за статусом беженца", - сообщила Пахоменко.
По ее мнению, тенденция оттока сохраняется прежде всего в Дагестане. "Давление на исламистов, захват мечетей, насильственная смена имамов в их мечетях - это то, что способствует дальнейшей радикализации, желанию мстить или изменить ситуацию даже среди многих, ранее очень умеренных. Многие едут в Турцию просто жить, некоторые радикализуются там", - отмечает эксперт.
Опережающий европейские показатели приток жителей России и Центральной Азии в Сирию связан с более репрессивной политикой властей в этих странах, считает Пахоменко.
"Ислам становится каналом, через который этот протест проявляется. Причины могут быть разные, но и в Центральной Азии, и у нас в России, на Северном Кавказе, когда нет других каналов легальной протестной деятельности, нет публичной политической жизни, независимых СМИ, и теперь закрывают салафитские мечети, куда люди могли пойти молиться, что-то критиковать, обсуждать - радикальные джихадисты используют это для пропаганды и вербовки. Люди часто не видят больше никаких способов изменить ситуацию", - считает Пахоменко.
Одним из факторов, также стимулирующих приток комбатантов в Сирию, эксперт называет присоединение России к военной операции в поддержку Башара Асада.
"Операция России в Сирии началась 30 сентября, сложно говорить о динамике. Подавляющее большинство мусульман не готовы в этой связи воевать, но они не одобряют то, что Россия выступила на стороне шиитов, очень критично высказываются многие об Асаде. Возможно, это тоже могло повлиять на отток. Все группировки в Сирии объявили джихад России и призывали своих сторонников воевать с Россией, потому, возможно, это станет дополнительным фактором", - сказала Пахоменко.
10 октября Владимир Путин заявил, что в отрядах ИГ, по разным оценкам, действуют от 5 до 7 тысяч выходцев из России и стран СНГ. Почти о 500 примкнувших к ИГ боевиках из Чечни заявлял глава республики Рамзан Кадыров. В отношение 311 из них были возбуждены уголовные дела.
"Возвращение боевиков на Северный Кавказ будет зависеть от динамики развития ИГ"
Публикуемые в докладе цифры невозможно проверить, считает член научного совета Московского центра Карнеги, исламовед Алексей Малашенко.
"Проверяется только количеством трупов. Официальная статистика оттока из России, на лето этого года, колеблется от 3 до 7 тысяч. Какое количество вернулось - мы не знаем, куда вернулись - не знаем. По Татарстану была статистика до 300 человек, по Средней Азии до 4 тысяч, а иногда говорят, что 4 тысячи - только узбеков. Я к этим цифрам отношусь со скепсисом. С чеченцами, которые там воевали в отряде Умара Шишани, вообще ничего не понятно, откуда они? До 7 тысяч якобы граждан России. Когда начинаешь все это подсчитывать, то концы с концами не сходятся. Они выехали или въехали, как подсчитывается? Они через Турцию идут или через европейские границы? К этим цифрам надо относиться с очень большим скепсисом", - считает Малашенко.
Исламовед допускает рост числа присоединившихся к боевикам в Сирии, однако полагает, что динамика будет зависеть от успехов или поражений ИГ.
"Если станет тяжело сопротивляться - то люди начнут перебегать обратно. Сейчас очень много узбеков уезжает в Афганистан, и говорят люди авторитетные, что в Северном Афганистане идет накопление игиловцев, которые сейчас сотрудничают с талибами, очень много среди них узбеков, но когда задаешь вопрос: "А сколько?" - то сами афганцы говорят о том, что все это преувеличено. Мы до сих пор не знаем количество наших соотечественников, погибших в ВОВ", - сказал Алексей Малашенко корреспонденту "Кавказского узла".
Эксперт не видит новых факторов, способствующих изменению динамики притока выходцев с Северного Кавказа в ИГ.
"Сейчас называется фактор постоянного ввода режима КТО, говорят, что те, кто уцелели - бегут, чтобы сохранить жизнь, бегут даже члены их семей, которые считают, что рано или поздно доберутся и до них. Это может быть фактором, но мы опять же не знаем количество по аулам, по городам. Если говорить о факторах в Дагестане - профучет, закрытие мечетей - это давным-давно было уже, там на учет их ставят от рождения Христа. А все время говорят о постановке на учет. Нет конкретных, реальных, неоспоримых факторов", - заключил эксперт.
"Численность боевиков ИГ пойдет на спад"
Пик притока сторонников "Исламского государства" пройден в 2015 году, считает докторант Института Ближневосточных исследований Мармарского университета (Стамбул) Ринат Мухаметов.
"Я связываю это с общей инерцией процесса, когда в начале уехали лидеры, друзья лидеров, среда, окружающая их, затем среда, окружающая эту среду. Я не думаю, что мы будем наблюдать дальнейший рост, поскольку Турция перекрыла границу, и отъезд ограничен. 2015 год был пиковым для прибывающих в Сирию, в различные группировки, в первую очередь в ИГ. Дальше пойдет спад, и в первую очередь, если посмотреть статистику, он должен быть виден, примерно начиная с августа 2015 года. Именно с этого момента в активную фазу входит операция западной коалиции в Сирии, ограничения на турецкой границе. То, что Турция предоставила США аэродром, стало следствием увеличения бомбардировок, после чего начались военные поражения ИГ, отступление, наступление курдов, и в дальнейшем процесс их роста замедляется", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Мухаметов.
Давление силовиков на салафитов на Северном Кавказе раньше приводило к тому, что они уходили в лес, теперь к тому, что радикально настроенная молодежь стремится уехать в Сирию, считает эксперт.
"Попытка взять под контроль котровскую мечеть и продолжение давления на легальную салафитскую общину в Дагестане не способствуют нормализации ситуации. Это кого-то будет также подстегивать к радикальным шагам, в том числе к отъезду в Сирию. Турция перекрыла границу, но сильно желающие уехать туда люди будут находить возможности перебраться, может, не в ИГ, а другие группировки. Это будет сложно, будут погибать по дороге, попадать в турецкие тюрьмы", - сказал Мухаметов.
Эксперт также отметил, что нет точных данных относительно числа людей, выехавших из России в Турцию с намерением примкнуть к рядам ИГ.
"Есть общий поток, и не обязательно в Сирию. Очень многие едут жить в Турцию, в Египет. Силовики следуют своей, понятной только им логике, и часто весь этот поток относят к потенциальным участникам НВФ в Сирии, оттого разность в оценках от 3 до 7 тысяч. Всех уезжающих с Северного Кавказа автоматически причислять к боевикам неправильно. Разность цифр связана с отсутствием точной информации и с тем, что в разных ведомствах есть разная информация, и очень часто они называют количество боевиков, а подразумевают под этим количество боевиков с семьями, и понятно, что если самих боевиков 3 тысячи, то с семьями их будет 10", - сказал Мухаметов.
"Очень часто путают количество боевиков из России и всего СНГ. Мы знаем, что из Грузии очень много чеченцев, но они с грузинскими паспортами. Но их также называют русскими, и это попадает в статистику. А там есть выходцы из разных республик бывшего СССР. И часто это просто ведомственная отчетность, не имеющая никакой реальной основы под собой", - заключил он.
Турция задержала 98 россиян за попытку примкнуть к ИГ в 2015 году
По данным турецких силовиков, опубликованным в турецких СМИ, за 2015 год на сирийской границе были задержаны 909 иностранных боевиков, которые хотели примкнуть к ИГ.
Треть боевиков составили граждане Китая (324 человека).
На втором месте по задержанным (98 человек) идет Россия.
Среди задержанных также 57 афганцев, 19 немцев, 17 азербайджанцев, 18 французов, 81 палестинец, 14 шведов, 23 таджика, 63 туркмена, 19 англичан, 44 индонезийца.
Ранее "Кавказский узел" сообщал о задержании 9 ноября силовыми структурами Турции 14 граждан Азербайджана по подозрению в причастности к ИГ. 29 октября российскими силовыми структурами в Москве задержаны около 20 уроженцев Чеченской Республики, по версии правоохранителей, ожидавших в столице отправки в Сирию. 21 октября в Стамбуле были задержаны 12 россиян по подозрению в причастности к ИГ. 22 октября часть из них была отпущена в связи с недоказанностью их причастности к террористической деятельности.
"Кавказский узел" в разделе "Справочник" опубликовал статью "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ". Также "Кавказский узел" публикует материалы о влиянии конфликта в Сирии и Ираке на ситуацию в регионах Кавказа на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".