Эксперты заявили о необходимости снижения объема сборов с дальнобойщиков

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Введение системы "Платон" нанесло серьезный удар по малому бизнесу в сфере грузоперевозок. Величина платы в новой системе и размер транспортного налога нуждаются в пересмотре. Выступление премьера Дмитрия Медведева дает надежду на возможный поиск компромиссного решения, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.

"Кавказский узел" информировал, что дальнобойщики ряда регионов России, в том числе Краснодарского края, Дагестана, Волгоградской и Ростовской областей протестуют против введения системы "Платон", которая предусматривает взимание платы за проезд большегрузов по федеральным автодорогам. Участники забастовки заявляли о намерении перенести протесты из своих регионов в Москву, и большая часть из них находятся в Подмосковье.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил на пресс-конференции 9 декабря, что против взимания платы за проезд грузовиков по дорогам федерального значения выступает лишь небольшая часть дальнобойщиков. По его словам, в системе "Платон" зарегистрированы 700 тысяч перевозчиков, осуществляющих 85-90 процентов всех перевозок внутри страны. Дагестанские и волгоградские дальнобойщики считают, что Медведев завысил цифры подключений к "Платону".

"Не исключаю, что протестующие и чиновники сядут за стол переговоров"

Сравнивать дороги таких развитых государств, как Германия, и дороги России, которая является развивающейся страной, некорректно, заявил экономист, старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН Михаил Чернышов, комментируя слова Медведева относительно того, что подобные "Платону" дорожные сборы есть в развитых странах, в том числе в Германии.

"Во-первых, сеть автомобильных дорог в той же Германии гораздо более развита, чем в России, где, можно сказать, дороги отсутствуют. Во-вторых, состояние дорог кардинально отличается. Встает вопрос – за что должен платить дальнобойщик?" - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Чернышов.

Второй тезис Медведева о том, что в системе "Платон" зарегистрировано 700 тысяч дальнобойщиков, а остальные – отщепенцы, по мнению Чернышова, также является неверным.

"Большинство бастующих – это индивидуальные предприниматели, а не сотрудники компаний. Юридические лица оказались в ситуации, когда некуда деваться – послать своих водителей протестовать они не могут, это делает каждый по велению души. Так что вышедшие на акции протеста – это люди, сами строящие бизнес. Таким образом, "Платон" ударил по ИП, и там, где их больше, к примеру, в Дагестане, и протестующих больше", - пояснил Чернышов.

Также он отметил, что дальнобойщики платят транспортный налог, а, значит, доводы Медведева о том, что за строительство дорог платят владельцы легковых автомобилей, также не обоснованы.

Чернышов считает неясными услуги, которые власти готовы предложить водителям за ввод нового сбора. Так, по его словам, фиксация фур была и ранее при установке приборов ГЛОНАСС, состояние дорог улучшится лишь после введения сбора, а до этого владельцам грузовиков, выплачивая сбор, придется ездить по тем же старым трассам.

Кроме того, отметил он, есть фактор платных дорог, когда перевозчикам "придется платить дважды", в противном случае продуманные ими маршруты объезда платных дорог из-за "Платона" все равно будут дорогими.

"В общем Медведев видит только одну сторону проблемы, что говорит нам об однобокости власти. Впрочем, я не исключаю, что представители протестующих и чиновники все же сядут за стол переговоров, и обе стороны выслушают аргументы, которые имеются и у одних, и у других", - отметил Чернышов.

Заявление Медведева относительно системы "Платон" может стать началом определенных изменений, считает директор региональной программы Независимого института соцполитики Наталья Зубаревич.

"Сейчас реализуется политика компромисса. Мы видим, что были снижены штрафы, отложено введение полных платежей за пробег", - сказала она "Кавказскому узлу".

Прогнозировать ход дальнейших событий относительно работы системы "Платон" сложно, заявил "Кавказскому узлу" научный сотрудник Центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики Егор Мулеев.

"Довольно часто звучавшие заявления не выполняются. Поэтому сложно однозначно сказать, какими будут дальнейшие события — это может стать как началом поиска компромисса, так и не иметь никаких последствий", - подчеркнул он.

"Платон" - сильнейший удар по финансовому положению дальнобойщиков"

Первостепенно стоит вопрос качества дорог, заявил "Кавказскому узлу" член Федерации автовладельцев России (ФАР), журналист Максим Юрченко.

"Немецкие технологии и российские – это небо и земля", - заявил он.

По его словам, изначально нужно говорить о средствах, на которые будут построены трассы.

"Зная наш уровень коррупции… логику правительства можно понять: есть вот такие дороги, увеличено давление на полотно, а технологии укладки и реконструкции отстают, поэтому другого выхода (кроме как вводить нечто подобное "Платону") нет. Фраза "сначала постройте дороги" звучит наивно. Так не получится из-за размеров бюджетов – только в последние два года более или менее государство полноценно занялось вложением средств в дороги", - рассказал Юрченко.

До этого из-за кризисов финансирование было срезано почти наполовину, об этом знают перевозчики, отметил он.

Юрченко считает, что власти могут пойти навстречу дальнобойщикам и сесть за стол переговоров.

"Разумеется, "Платон" - сильнейший удар по финансовому положению дальнобойщиков… Сейчас начинает работать механизм компромиссов: власть услышала дальнобойщиков, которые - не "Болотная площадь", а мужики с арматурой под боком. Это существенная часть перевозочной экономики, и власти отдают в этом отчет", - сказал Юрченко.

Он отметил, что работа на фуре в регионах является "средством для поддержания штанов, источником кормления семьи на уровне прожиточного минимума".

"Дальнобойщика лишают очень приличного куска, для перевозчика - это грабеж", - подчеркнул Юрченко.

Юрченко также сообщил, что ФАР внесла предложения по урегулированию конфликта. В частности, ассоциация предложила до 1 марта 2016 года Общественной палате России провести общественную экспертизу методики расчета стоимости дорожного сбора в системе "Платон" из-за несоответствия установленного размера платы реалиям рынка транспортных услуг и из-за "недостоверности прогнозов, связанных с отсутствием реальной статистики".

Второе предложение, по словам Юрченко, связано с отменой транспортного налога, решение об этом предлагается принять в Госдуме в весеннюю сессию 2016 года. Основанием для этого является "необходимость исключения тройного и двойного налогообложения на одни и те же цели".

Помимо этого, ФАР заявила о необходимости разработки системы льготного кредитования авансовой платы в "Платоне" для малого и среднего бизнеса в сфере автомобильных грузоперевозок. Проработку этого вопроса предлагается поручить акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и региональным властям, отметил Юрченко.

Он пояснил, что актуальность этого вопроса связана с необходимостью учитывать сложившиеся в грузовых автомобильных перевозках бизнес-процессы и правила делового оборота, поскольку "отсрочка платежей за оказанную транспортную услугу составляет 30-60 рабочих дней".

Волчкова: нельзя вводить новые сборы в период кризиса

Профессор Российской экономической школы, экономист Центра экономических и финансовых исследований и разработок Наталья Волчкова согласилась с тезисом Медведева, что оплата дороги для бизнеса существует во многих странах, и введение ее в России "тоже возможно".

Но есть ряд причин, почему не надо вводить эту плату сейчас и в том виде, в каком она вводится, отметила она.

"Нельзя вводить плату в момент, когда экономика находится в кризисе, и конца ему пока не видно. Сейчас реальные доходы населения и бизнеса резко падают. Вводить новый налог в этой ситуации - только усиливать падение", - рассказала "Кавказскому узлу" Волчкова.

По ее словам, введение налога должно анализироваться в совокупности с уже имеющимися налогами.

"Этого не было сделано. Никто не провел анализ тех убытков, которые грузовики создают для качества дорог, и не посчитал уровень необходимого налога. Вполне возможно, что расчеты покажут, что вводить плату нужно, но при этом нужно снизить транспортный налог, так как часть расходов на содержание и ремонт дорог покрывается этим налогом", - отметила Волчкова.

Она сомневается, что власти сядут за стол переговоров с дальнобойщиками.

"Это совсем не в духе российской власти. Они уже пошли на некоторое снижение штрафов и считают это достаточной уступкой. Власти будут выжидать, что проблема сама собой разрешится. Если протесты усилятся, то власти пойдут на их подавление", - сказала Волчкова.

Экономическими последствиями введения "Платона" станет повышение транспортных расходов для всех грузовых перевозок, полагает она.

"Кавказский узел" ведет хронику акций протеста дальнобойщиков против системы "Платон", новости по этой теме публикуются на тематической странице "Дальнобойщики против "Платона".

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"