Активисты гражданского общества Азербайджана призвали власти и общину Нардарана к диалогу
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Комитет защиты гражданского общества выступил с призывом начать диалог между властями Азербайджана и общиной поселка Нардаран. Представитель общины заявил, что власти не идут на контакт. По словам местных жителей, в поселке сохраняется напряженная ситуация, силовики заблокировали въезды и продолжили обыски и задержания.
Как писал "Кавказский узел", 26 ноября в Нардаране произошли столкновения верующих с полицией. Причиной беспорядков стала спецоперация полиции, в ходе которой были задержаны активисты движения "Мусульманское единство", в том числе богослов Талех Багирзаде. В ходе столкновений были убиты семь человек, в том числе двое полицейских. Силовики были похоронены 27 ноября, а тела других погибших пока не выданы родственникам. 1 декабря силовики взяли в плотное кольцо Нардаран и ввели в поселок бронетехнику. С начала спецоперации были арестованы 32 человека. 3 декабря силовики начали установку заграждений на въезде в поселок.
Комитет защиты гражданского общества (КЗГО) провел специальное заседание 3 декабря по ситуации вокруг Нардарана, по итогам которого принял заявление с призывом к азербайджанским властям и общине поселка, передает корреспондент "Кавказского узла".
КЗГО был создан более чем 50 неправительственными организациями, но в связи уголовным преследованием многих НПО и арестами руководителей некоторых из них, в работе комитета фактически участвуют около 20 активистов.
"Объявленная 26 ноября цель операции силовиков в Нардаране - обезвреживание радикальной исламистской группы - вызывает серьезные сомнения, так как силовая операция была проведена с чрезмерной демонстрацией силы без веских причин. Сам факт гибели людей как со стороны силовиков, так и верующих, а также все действия силовиков в Нардаране, включая блокаду поселка, отключение электричества, газа, говорит о том, что субъектом давления была не отдельно взятая группа, а все население Нардарана, включая женщин, стариков и детей", - говорится в заявлении.
В комитете считают, что подозреваемых в причастности к неправомерным действиям можно было арестовать "в любое время в локальной и индивидуальной форме без людских потерь и нанесения морального, материального ущерба жителям Нардарана".
Отказ властей от предложения старейшин села о проведении переговоров заслуживает порицания, поскольку власть должна выстраивать диалог со всеми гражданами в рамках объявленной главой государства политики мультикультуризма, сказано в заявлении.
"Помимо законов страны, общенациональных традиций, в реальности существуют самобытные местные обычаи и традиции, религиозные предпочтения. Обязанность власти - уважать и приводить их в гармонию, чтобы превратить их в богатство нации, а не подавлять силовыми и картельными мерами", - отметили авторы документа.
КЗГО призвал стороны "воздержаться от провоцирования негативных общественных настроений в азербайджанском обществе и направить свои усилия для установления взаимоуважения между представителями государства и уважаемой общиной Нардарана".
"Коллективное наказание населения села является массовым нарушением прав человека"
Коллективное наказание населения села путем отключения всех коммунальных услуг под предлогом финансовой задолженности недопустимо как с точки зрения закона, так и нравственности, считает один из авторов заявления КЗГО, глава Центра защиты политзаключенных Эльшан Гасанов.
27 ноября власти отключили подачу электричества в поселок, затем прекратила работу телефонная станция. Официальной причиной отключения электричества власти назвали долги населения за свет в 42,267 миллиона манатов (около 40 миллионов долларов).
"Такие действия являются массовым нарушением прав человека в отдельно взятом населенном пункте. Наказание людей только за то, что они думают по-другому и хотят жить по внутренним традициям общины, не может быть подводом для силового воздействия на граждан Азербайджана", - сказал Гасанов "Кавказскому узлу".
Официально в поселке не объявлено чрезвычайное положение и не введен комендантский час, отметил он.
"Конституция, законы страны, религиозные и патриархальные традиции азербайджанцев диктуют необходимость начала серьезного, глубокого и последовательного диалога с членами уникальной нардаранской общины, чтобы установить взаимоуважение и взаимопонимание с целью обеспечения сочетания местных и национальных интересов, интересов общины и государства", - сказал "Кавказскому узлу" другой член КЗГО, директор информационного агентства Turan Мехман Алиев.
Представитель общины Нардарана: обыски и задержания 3 декабря продолжились
3 декабря силовики усилили контроль на въездах в Нардаран и по всему периметру населенного пункта. При этом на дорогах сооружены блокпосты из бетонных плит, рассказал "Кавказскому узлу" один из старейшин поселка Натиг Керимов.
"Уже шестой день нет электричества. Сегодня (3 декабря) похолодало (5 градусов тепла). Людям нечем обогревать дома, газ отключили еще несколько лет назад... Нет ясной и точной информации о похоронах погибших местных жителей - Акпера Бабаева, Рафаэля и Фараима Буньятовых. Вчера (2 декабря) была неофициальная информация, что их где-то похоронили, не сообщив родным точное место. Мы сомневаемся в том, что их вообще похоронили", - сказал Керимов.
Керимов отметил, что лично знал погибших.
"Конечно, я их знал. Эти ребята у нас выросли на глазах. Обычные молодые люди. Вероятно, они вообще случайно там оказались. Рафаэль и Фараим Буньятовы зашли к своему двоюродному брату Абульфазу Буньятову, у которого гостил Талех Багирзаде. Тогда и все началось. Рафаэль и Фараим погибли. Самого Абульфаза ранили, и раненого задержали и увезли", - рассказал он.
По его словам, у общины нет ясной информации о судьбе задержанных 26 ноября и в ходе последующей спецоперации 1 декабря.
"Мы даже не знаем точное число задержанных. Вчера министр внутренних дел сказал, что арестованы 32 человека. Но сегодня (3 декабря) продолжились обыски и задержания", - сказал Керимов.
Община Нардарана не против обысков, отметил он.
"Ради Аллаха, пусть обыскивают. Мы тоже заинтересованы, чтобы если есть оружие, его пусть изымут – так всем спокойнее. Но тех задержанных, кто не причастен к этому, надо отпускать. Важно также возобновить подачу электричества. Ведь от этого страдают дети, женщины и старики. С долгами также надо разобраться. До недавнего времени нам говорили, что задолженности по электричеству составляют всего полмиллиона манат, а теперь называют 42 миллиона манатов", - отметил Керимов.
Он подчеркнул, что община выступает за диалог с властями.
"Но пока с нами никто не хочет разговаривать. Утверждения о том, что сейчас восстанавливается конституционный порядок в Нардаране - неправда. Мы всегда были верны своему государству. Тут действуют органы власти. У нас всегда в поселке были флаги Азербайджана", - сказал Керимов.
Он пояснил, что черные знамена в поселке были вывешены по случаю траурного месяца Мухаррам (траурный месяц у шиитов, в который отмечаются сороковины гибели в 680 году внука пророка Мухаммада Имама Хусейна вместе со своими соратниками в бою с Омейядами близ Кербелы. - Прим. "Кавказского узла"), и их планировалось снять после 2 декабря.
"Люди от страха боятся лишний раз на улицу выйти"
Вооруженные люди и бронированные автомобили заполонили Нардаран, рассказал 3 декабря "Кавказскому узлу" 39-летний житель поселка по имени Эльчин.
"Повсюду на площадях, улицах - вооруженные люди, на каждом шагу - бронированные автомобили. На крышах некоторых домов расставлены снайперы. Люди от страха боятся лишний раз на улицу выйти. Детей не отпускаем в школу. Все автомобили на въезде в Нардаран тщательно проверяют. Сосед развозит продукты. Всю его машины "перерыли", - рассказал он.
По его словам, из-за отсутствия электричества, чтобы не замерзнуть, некоторые семьи выезжают к родственникам в Баку и другие пригороды столицы.
"У нас дома очень тяжелая ситуация. Пищу готовим хоть на сжиженном газе. Но отапливать дом нечем. Мы не знаем, что творится в мире. Не можем смотреть телевизор. Нет Интернета. Нельзя же из-за 5-6 человек причинять страдания всему поселку", - говорит Эльчин.
Он отметил, что многие жители даже не были в курсе, что Багирзаде находится у них в поселке.
"В тот день (26) ноября я был дома, совершал дневной намаз. Было где-то около половины второго. Вдруг я услышал выстрелы. Пошел в ту сторону, откуда выстрелы были слышны. Увидел скопление там людей. Издали я увидел, как люди в черных масках выводили из одного двора несколько человек. Потом, после того как они уехали, мы увидели во дворе пятна крови", - рассказал он.
Очевидец спецоперации, проведенной 26 ноября, сообщил "Кавказскому узлу", что силовики ворвались в дом, когда верующие совершали дневной намаз.
"Мы совершали намаз. Когда мы только закончили намаз, как со двора услышали: "Аллаху Акбар". Все мы бросились к двери, чтобы выяснить, что это. Мы увидели лиц в черных масках с оружием. Они разбили стекла. Осколки стекол попали нам в глаза... Мы не смогли выйти из дома. Они ворвались в дом. Всем нам завязали руки, мне тоже", - рассказал юноша, не пожелавший называть своего имени.
Комментариями представителей властей относительно текущей ситуации в Нардаране и по поводу заявлений КЗГО и представителей общины поселка "Кавказский узел" пока не располагает.