Эксперты не исключили обострения конфликта из-за мечети в Дагестане
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
События вокруг мечети на улице Котрова в Дагестане являются частью мер по ужесточению внутренней политики в стране на фоне войны в Сирии и могут привести к противостоянию в республике и уходу части молодежи в подполье, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
Как писал "Кавказский узел", конфликт вокруг салафитской мечети, расположенной по улице Котрова, произошел 20 ноября. В этот день представители Духовного управления мусульман республики, по заявлению верующих, сместили законно избранного имама и назначили своего. В мечети произошла драка. Часть верующих доставили в отдел полиции. 22 ноября у мечети вновь были задержаны прихожане, которые пришли, чтобы обсудить смену имама. По словам источника в правоохранительных органах, 10 человек были привлечены к административной ответственности за нарушение общественного порядка. 23 ноября салафиты заявили об ограничении доступа в мечеть на улице Котрова.
"Война в Сирии влечет ужесточение контроля в России"
Смена руководства мечети связана с общей политикой в стране, которая ведет к усилению контроля над всеми сторонами жизни государства, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов.
"Это усиление наблюдается не только в религиозной сфере, но и в информационном, и в общественном поле. Война в Сирии (российская авиация с 30 сентября наносит удары по целям в Сирии. По данным российских властей, удары приходятся по позициям признанного террористической организацией "Исламского государства". - Прим. "Кавказского узла") ведется на фоне укрепления, усиления, ужесточения контроля над всеми проявлениями общественной жизни в России. И для Дагестана одной из самых неподконтрольных сфер жизни для государства была религиозная практика, именно салафитская. Мое мнение, что контроль и давление будут усиливаться", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Курбанов.
По его словам, "отстранение салафитской общины Дагестана от управления мечетью повлечет за собой рост протестности в регионе". "Протесты нарастают по всей стране не только в религиозной сфере, посмотрите на бунт дальнобойщиков. Религиозная сфера самая опасная, но, если взбунтовались под давлением властей даже мирные доселе дальнобойщики, то в религиозной сфере это даст еще больший эффект", - сказал он.
По словам Курбанова, мусульманская община имеет внешнее влияние. "Дело в том, что в отличие от православия, центр исламской интеллектуальной и духовной жизни находится не внутри России, а за ее пределами, потому влиять на мусульманские общины так, как государство влияет на православные, здесь невозможно, потому тут включается силовой фактор. Ведь для православия Москва - центр богословской мысли и активности, а для мусульман - Мекка", - заключил он.
"Диалог между религиозными течениями в Дагестане все еще возможен"
Диалог между религиозными течениями мусульман Дагестана возможен, но в настоящее время зависит от готовности к нему Духовного управления мусульман республики, считает специальный корреспондент дагестанской газеты "Черновик" Магомед Магомедов.
"Я не связываю столь резкое давление на салафитов со смертью шейха Мухаммада Мухтара, выступавшего за диалог между общинами. Скорее всего, его смерть и последовавшие в Дагестане события - это совпадение. Диалог в Дагестане еще возможен, во всяком случае лидеры салафитских общин демонстрируют эту готовность. Готов ли к этому муфтият - под большим вопросом", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Магомед Магомедов.
Ситуацией с мечетью на улице Котрова могут воспользоваться деструктивные силы, которые будут вести республику к открытому столкновению, полагает журналист.
"Конфликт между суфиями и салафитами появился вовремя, в период, когда идет конфликт в Сирии, а мусульманская община (без разницы, в каком лагере она) испытывает на себе давление. И в случае если в Дагестане стороны не найдут возможность диалога, конфликт углубится и его трудно будет держать в разумных рамках. Конечно же, деструктивные силы, мало имеющие отношения к исламу, получают карт-бланш в регионе, получают широкое поле для провокаций, конечной целью которых является доведение, как салафитов, так и суфиев до открытого боестолкновения", - заключил эксперт.
"События на улице Котрова увеличивают риск ухода членов салафитской общины в подполье"
Не связывает давление на салафитскую общину мусульман Дагестана со смертью одного из лидеров суфизма республики Мухаммада Мухтара и старший научный сотрудник МГИМО Ахмет Ярлыкапов.
"Я не уверен, что эти процессы однозначно связаны друг с другом. Навряд ли Мухаммад Мухтар смог бы удержать кого-то от подобных решений, если бы захотели сделать это еще при его жизни. Во-вторых, в происходящем, естественно, ничего хорошего нет, это лишь усложняет ситуацию. Все события происходят в связи с обострением общей ситуации, в связи с терактами в Париже и общим антитеррористическим креном. Просто найден такой момент, когда под благим предлогом можно осуществить смену руководства в этой мечети", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ярлыкапов.
Последствия ситуации с мечетью на улице Котрова могут быть непредсказуемы, полагает эксперт. "Если говорить о последствиях, то ситуация может развиваться как угодно. Очень радует то, что со стороны салафитов действительно много призывов к сдерживанию и к тому, чтобы не поддаваться на провокации. Это дает надежду на то, что не будет серьезного обострения, хотя ожидать можно чего угодно в такой ситуации. Котровская мечеть - это конечно символ, но такой ли, чтобы за него бороться до последнего и устраивать какое-то кровопролитие - не знаю", - отметил Ярлыкапов.
По мнению Ярлыкапова, у общины "отсутствует инструментарий и навыки для инициирования кампаний в защиту общественных интересов". "Я думаю, что какие-то кампании салафитская община не организовывала, и серьезного опыта нет, все начинается когда-то. Вот эти события вполне могут стать толчком для самоорганизации. Какие-то мирные акции возможны, но я все же боюсь, что эти люди не будут этим заниматься, а просто уйдут в подполье, и это будет очень плохо. Было бы лучше, чтобы все же они пытались законным путем защищать свои права, но мне более вероятным кажется уход в подполье", - сказал Ярлыкапов.
Эксперт предположил, что захват мечети на улице Котрова является "пробным шаром". "Будут смотреть, как вокруг этого будут развиваться события, и, в принципе, если будет стоять задача совсем зачистить это поле, то вполне можно ожидать такого и с остальными салафитскими общинами", - полагает Ярлыкапов.
По его мнению, салафитская община Дагестана "была в изоляционизме, не была включена в общественные процессы в республике". "Ее не привлекали широко, несмотря на то, что она не была в подполье. После 2010 года, когда были подписаны соглашения и начат диалог, этот процесс не пошел, и особой включенности не было. Другое дело, что эти люди работали открыто, а сейчас риск того, что они уйдут, увеличивается", - заключил эксперт.
"Кавказский узел" писал, что в мае 2012 года представители разных течений в исламе договорились разрешать спорные вопросы и разногласия путем диалога. Сторонами мирного процесса являлись салафиты, представленные ассоциацией ученых "Ахлю-сунна", и суфии в лице ДУМ Дагестана. В апреле 2012 года в Махачкале на встрече между представителями Духовного управления мусульман Дагестана и представителями "Ахлю-сунны" была принята резолюция, отражающая намерение решать все спорные вопросы в исламе путем дискуссий. В рамках этого соглашения прошло несколько встреч.
"В Дагестане возможно переформатирование салафитских общин"
Ситуация заставит представителей салафитской общины Дагестана по-новому взглянуть на пройденный путь, успехи и ошибки, что может придать верующим новый импульс в развитии, считает экс-муфтий Республики Северная Осетия-Алания Али-хаджи Евтеев.
"На время захвата на улице Котрова я не думаю, что там была община, которая на самом деле считала, что они - одно целое, с одним названием, взглядами. Я не буду говорить, что в этом захвате была польза, но это спровоцирует очень глубинное переосмысление того, что такое община, очень многие вопросы будут открыты по-новому. Теперь им придется переосмысливать свое положение, отношение к власти, самим себе, понять, кто они в обществе, какими взглядами должен обладать их руководитель, чтобы он объединил хотя бы большинство в этой общине", - считает Евтеев.
По его мнению, эволюция дагестанской салафитской общины - уникальная для Кавказа и нигде ранее не повторялась. "Это новое для Кавказа, у них ведь не просто забрали мечеть, а это произошло после предшествующего взлета, достижения крепких позиций в обществе. Нигде не было такого на Кавказе. Община достигла величины, когда с ними говорили, как с отдельным игроком в общественно-политическом поле, руководство и ДУМ шли на это. А теперь все возвращается на круги своя, и я бы не сказал, что это произошло непредсказуемо", - отметил Евтеев.
По его мнению, "говорить о резком росте приверженцев идеологии ИГ в Дагестане преждевременно". "Ситуация ближайших месяцев для общины не будет попыткой понять свое будущее с одним только ответом, что пришло время ехать в ИГ. Не вся салафитская община такая, и самую большую пользу из этого извлекут люди думающие, перед ними сейчас новые вводные", - подчеркнул экс-муфтий.
По его мнению, последние полтора года "была нереальная, не настоящая ситуация". "Нет у них сейчас авторитетов и имамов, которые могли бы отвечать за общину, нет людей, которые готовы слушаться. Очень многие дагестанские мыслители "Ахлю-сунны" в последнее время жалуются на это, что выросло какое-то поколение без воспитания, без уважения к ученым, и появление сторонников ИГ среди них было лишь подтверждением этому. Но я все же надеюсь, что ошибаюсь в своем анализе, и буду рад, если в Дагестане удастся отстоять плюрализм мнений и наличие разных общин в рамках одного народа", - заключил Евтеев.
По сведениям ФСБ, боевики из России воюют на территории Сирии и Ирака на стороне "Исламского государства", отмечается в подготовленной "Кавказским узлом" справке "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ". ИГ признано террористической организацией в России, США, Лиге арабских государств, Австралии, Великобритании, Индонезии, Канаде, Саудовской Аравии, Турции и ряде других стран.
Материалы о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".