Юристы: начальство фигурантов дела о смерти Цкаева не понесет уголовного наказания

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Руководители полицейских, задержанных по делу о смерти жителя Владикавказа Владимира Цкаева, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности или уволены, но фигурантами уголовного дела не станут, считают опрошенные "Кавказским узлом" юристы.

Как писал "Кавказский узел", в ночь на 1 ноября в больнице Владикавказа скончался подозреваемый в причинении огнестрельного ранения полицейскому 39-летний Владимир Цкаев. По версии родственников, Цкаев умер от пыток. По делу о его смерти задержаны трое полицейских, ни один из них вину не признал.

Сабинин: ответственность должностных лиц требует четкого законодательного закрепления

Возможная квалификация действий сотрудников полиции, если будет доказана их причастность к смерти Цкаева, – это п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ "Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат ассоциации "Агора" Андрей Сабинин. Статья предусматривает ответственность в виде лишения свободы на срок от трех до 10 лет.

"Пытки в отделах полиции зачастую остаются недоказанными, а прямых норм, устанавливающих ответственность должностных лиц, у нас нет. Между тем такая практика существует, и случаи дисциплинарной ответственности и даже увольнения бывают", – сказал Сабинин.

По его словам, Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает, что обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, обязательно подлежат выявлению.

"Это означает, что внимание при расследовании должно быть уделено выяснению обстоятельств преступного бездействия руководства полицейских, возможно, пытавших погибшего, либо активного способствования таким способом ведению расследования. В любом случае это верный путь для привлечения руководства к ответственности или его увольнения со службы при подтверждении фактов", – считает юрист.

Ответственность вышестоящих должностных лиц требует четкого законодательного определения в соответствии с нормами международного права, убежден Сабинин. Он пояснил, что в перечень видов уголовной ответственности, предусмотренных международным правом, входит ответственность вышестоящего должностного лица – так называемая superior responsibility.

Эта доктрина криминализирует бездействие начальника, чьи подчиненные планируют или совершают преступления. В соответствии с ней начальники несут ответственность в тех случаях, если они знали или должны были знать о преступлениях или преступных намерениях подчиненных, однако не приняли мер в пределах своих полномочий, пояснил адвокат.

После смерти Цкаева МВД Северной Осетии заявило, что он во время допроса сам нанес себе увечья. Позже на сайте полиции появилась информация о гибели Цкаева в больнице "от острой сердечной недостаточности". Пользователи соцсетей усомнились в причинах смерти задержанного. В Интернете были распространены снимки тела Цкаева, на которых видны следы насилия.

Егошин: общественный резонанс дела не станет причиной громких отставок

Российская практика свидетельствует, что к ответственности по аналогичным обвинениям обычно привлекаются лишь непосредственные исполнители, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" юрист фонда "Общественный вердикт" Дмитрий Егошин.

"Это те, кто принимал участие в преступлении. Очень редко – такие случаи, можно сказать, единичны, – когда привлекают, к примеру, оперативного дежурного по отделу полиции. По сути, это человек, который обязан сообщать обо всех происшествиях руководству. Но чаще всего сотрудники дежурных частей слепнут и глохнут, когда в отделе совершается преступление. И очень редко их привлекают вместе с лицами, совершившими преступление", – сказал Егошин.

По мнению Егошина, фигуранты дела Цкаева должны привлекаться к ответственности не только за превышение должностных полномочий, но и за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК России, максимальное наказание по которой - 15 лет лишения свободы, - прим. "Кавказского узла").

"По совокупности преступлений срок может быть большим. В моей практике сотрудники милиции за совершение аналогичных преступлений были приговорены к 11 и 12 годам лишения свободы", – рассказал он.

К ответственности будут привлечены и непосредственные руководители обвиняемых, предположил Егошин.

"Но это будет дисциплинарная ответственность. Кого-то, может, уволят, кому-то вынесут выговор. Пока сложно сказать, кто и за что будет привлечен. Могу предположить, что, несмотря на общественный резонанс этого дела, вряд ли кто будет привлечен к дисциплинарной ответственности выше руководителя данного подразделения полиции. Не думаю, что будут какие-то громкие отставки", – заявил Егошин.

При этом руководители подразделений полиции несут ответственность за организацию и осуществляют контроль над деятельностью сотрудников подразделения, подчеркнул юрист.

"Безусловно, вина руководителя подразделения полиции присутствует. Здесь можно сказать, что либо контроль над сотрудниками отсутствовал, либо с молчаливого согласия руководства в данном подразделении сложились правила, когда избивать задержанных, выбивать из них показания, является не чем-то вопиющим, а обычной повседневной практикой", – заключил юрист.

Новости по делу о смерти Владимира Цкаева во Владикавказе "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Убийство Цкаева: пытки и полиция".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"