Суд по делу журналиста Миркадырова объявлен закрытым

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Бакинском суде по тяжким преступлениям под председательством судьи Алисултана Османова сегодня прошло подготовительное судебное заседание по делу журналиста Рауфа Миркадырова, обвиняемого в госизмене.

Как сообщал "Кавказский узел", обозреватель русскоязычной газеты "Зеркало" Рауф Миркадыров был задержан в апреле 2014 года и обвиняется в шпионаже в пользу Армении. Журналист отвергает обвинения, его преследование осуждают коллеги и международные правозащитные организации. 4 сентября срок ареста журналиста был продлен до 16 ноября. 20 октября уголовное дело в отношении Миркадырова было направлено в Бакинский суд по тяжким преступлениям.

На "Кавказском узле" в разделе "Персоналии" опубликована биография Рауфа Миркадырова.

Суд отклонил все ходатайства защиты

Сегодня доступ в суд журналистов и активистов гражданского общества, а также представителей посольств иностранных государств был ограничен, передает корреспондент "Кавказского узла".

В зал удалось попасть представителям посольств США, Германии, миссии Евросоюза, матери журналиста и корреспонденту оппозиционной газеты "Азадлыг" Айтен Мамедовой. После этого судебные приставы объявили, что свободных мест в зале больше нет, хотя заседание проводилось в помещении, рассчитанном на 30 человек.

Порядка 30 журналистам, правозащитникам и оппозиционным активистам пришлось ждать завершения процесса за дверями.

В ходе заседания защита выступила с рядом ходатайств, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" репортер газеты "Азадлыг" Айтен Мамедова после заседания. В частности адвокат Фуад Агаев ходатайствовал о предоставлении Миркадырову возможности сесть рядом со своими защитниками, отменить меру пресечения – арест и освободить журналиста из-под стражи, вовсе прекратить уголовно производство, исключить ряд доказательств из уголовного дела, вызвать в качестве дополнительных  свидетелей Лауру Багдасарян (глава армянского НПО "Регион". - Прим. "Кавказского узла") и Давида Шахнахаряна (экс-министр национальной безопасности Армении. – Прим. "Кавказского узла").

Гособвинитель Мубариз Мирили выступил против всех ходатайств, далее отметила Мамедова. Кроме того, он сам выдвинул ходатайство о проведении судебного следствия в закрытом режиме, мотивируя это наличием в деле материалов, содержащих гостайну.

Судья отклонил все ходатайства адвоката Агаева и согласился с предложением прокурора о ведении процесса в закрытом режиме. Судья Османов назначил начало слушаний по существу на 18 ноября и объявил, что они будут закрытыми, сообщила Мамедова.

По ее словам, Миркадыров выглядел сильно осунувшимся. При этом на процессе он в основном молчал, высказавшись только в поддержку ходатайств защиты.

Адвокат: в деле Миркадырова нет секретной информации

Адвокат Агаев выразил несогласие с решением суда. "Подготовительное судебное заседание по делу журналиста Рауфа Миркадырова показало, что суд не намерен проводить процесс в обстановке гласности. Доводы стороны обвинения и суда о необходимости проведения закрытого процесса якобы с целью охраны гостайны несостоятельны. В этом деле нет сведений под грифами секретности, особой секретности, особой важной гостайны", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Фуад Агаев.

На его взгляд, уголовное дело основывается на надуманном обвинении. "Целью закрытого проведения суда является желание скрыть деятельность против интересов Азербайджана, действия стороны обвинения и некоторых сотрудников Министерства национальной безопасности", - сказал адвокат.

Он подтвердил, что ходатайствовал о вызове в суд в качестве дополнительных свидетелей Лауры Багдасарян и Давида Шахназаряна, которые якобы завербовали Миркадырова. "Суд отклонил ходатайство под предлогом того, что защита якобы не указала адрес этих лиц. Однако согласно Минской конвенции государств СНГ от 1993 года страна-адресат запроса сама должна установить адреса запрашиваемых лиц. Получается, что азербайджанский суд, отклоняя ходатайство, заботится об Армении, освобождая ее от обязанности установить адреса запрашиваемых лиц", - сказал Агаев.

Вызов Багдасарян и Шахназаряна в суд, по мнению защиты, необходим с точки зрения вопроса, на каком основании следствие утверждает, что они завербовали Миркадырова.

Защита также предлагает исключить из материалов дела ряд недопустимых доказательств. "Следствие утверждает, что некий Самвел -  гражданин Армении передал двум прохожим азербайджанцам в Грузии некие диски. Во-первых, в содержании дисков нет ничего обличающего Рауфа Миркадырова в совершении преступления. Во-вторых, не указывается личность этого Самвела. Без этого указания источника доказательство не может считаться достоверным. А посему является недопустимым доказательством и подлежит исключению материалов дела", - подчеркнул адвокат Фуад Агаев.

Он также считает, что Миркадырова совершенно необоснованно содержат под стражей один год и семь месяцев. "В отношении журналиста нарушено не только его право на свободу, но и другая статья Европейской конвенции прав и свобод человека – "свобода выражения". Он пострадал за свою журналистскую деятельность", - отметил адвокат.

Агаев также сообщил, что у Миркадырова, страдающего гипертонической болезнью, остаются проблемы со здоровьем. Дальнейшие действия защиты, по словам адвоката, будут определены после консультаций с Миркадыровым.

Журналисты и оппозиционеры заявили о продолжении репрессий против критиков власти

Глава Союза журналистов Азербайджана, главный редактор приостановившей выход газеты "Зеркало" Эльчин Шихлы считает уголовное дело против журналиста не обоснованным. "Рауф Миркадыров талантливый и честный журналист, любящий свою родину. Обвинения в его адрес о госизмене нелепы. Мы убеждены, что Рауф не виновен. Мы ожидаем, что справедливость в отношении Рауфа будет восстановлена", - сказал Шихлы журналистам у здания суда. 

Миркадырова преследуют по сфабрикованному обвинению, говорит глава партии "Мусават" Ариф Гаджилы. "Рауф Миркадыров, как и другие политзаключенные в Азербайджане, стал жертвой репрессий против критиков власти", - сказал Гаджилы в беседе с журналистами.

К делу Миркадырова надо относиться в контексте общих репрессий против активистов гражданского общества, сказал глава Национального совета демократических сил (НСДС) Джамиль Гасанли. "Именно после ареста Рауфа Миркадырова последовали уголовные дела против активистов гражданского общества. Миркадыров участвовал в миротворческих проектах директора Института мира и демократии Лейлы Юнус, совершал поездки в Армению в рамках проектов супругов Юнус. Любой честный гражданин Азербайджана верит в невиновность журналиста", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Джамиль Гасанли.

В провокации против Миркадырова могли участвовать внешние силы с учетом его жесткой критики действий России против Украины и, в частности, аннексии Крыма, считает зампред партии Народного фронта Азербайджана Фуад Гахраманлы. "Преследования прозападных журналистов и активистов на руку Москве", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Гахраманлы.

Мать подсудимого выступила в защиту сына

Мать журналиста Рафига Миркадырова также убеждена в невиновности своего сына. "Мой сын никогда не совершил бы такие дела. Преследование его по статье "Госизмена" это большая несправедливость", - сказала женщина журналистам. По ее словам, Рауф Миркадыров служил укреплению государственности, урегулированию политических, социальных и экономических проблем.

Накануне начинающегося судебного процесса Р.Миркадырова выступила в местной прессе со статьей. "Рауф принимал участие в конференциях в соседней стране, где убеждал своих оппонентов в неправильной позиции властей Армении, что их политика ведет народ Армении к пропасти и мешает развитию народов Кавказа. Он старался убедить противную сторону в необходимости освободить наши земли, признать нашу территориальную целостность и это ему удавалось. Так что же в этом плохого? Разве наше государство хочет не того же? Зачем же тогда преследовать Рауфа? Как можно обвинять его в столь тяжком преступлении, марать его имя? Рауф - журналист и не имеет никакого отношения к государственным секретам. Как он может получить доступ к секретам и передать их кому-то? Как можно преподносить открытую информацию в Интернете как государственные секреты? Может, кто-то решил, что в Армении не умеют пользоваться Google и читать там информацию об Азербайджане? В ХХ веке, в период пятой научно-технической революции подобные разговоры выглядят смешно", - написала Рафига Миркадырова в статье. 

Она отвергает обвинение в том, что ее сын в корыстных целях занимался шпионажем в пользу противника. "Разве получение гонорара за выступления на международном мероприятии это преступление? Все журналисты получают гонорары за статьи и выступления, и это нормально. Как можно считать те несчастные 50-100 манат гонорара платой за услуги врагу? А куда смотрят обвинители Рауфа, когда разворовываются миллионы и миллиарды народных средств? Разве так развивается государственность и обеспечивается его безопасность? Интеллигенция – это моральная и материальная ценность каждого общества и ее надо беречь. Уничтожать интеллигенцию, значит уничтожать народ, государство. По большому счету, это и есть измена родине!", - написала Миркадырова.

Гособвинитель Мирили оказался недоступным для комментариев. 

Материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на специальной тематической странице "Преследование активистов".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"