Адвокаты заявили об отсутствии доказательств участия Карпюка и Клыха в боях в Чечне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Следователи не предоставили доказательства участия Николая Карпюка и Станислава Клыха в боях в Чечне, заявили адвокаты подсудимых. Клых и Карпюк «никакого отношения к чеченской войне не имели», отметила общественный защитник подсудимых Вера Савченко, приехавшая на заседание суда в Грозном.

Как писал "Кавказский узел", сегодня в Грозном должно было начаться слушание по существу дела Клыха и Карпюка, обвиняемых в участии в боях на территории Чечни. На суд прибыл консул Украины. В начале заседания защита ходатайствовала об изменении меры пресечения подсудимым на залог, однако суд отклонил ходатайство, определив оставить подсудимых под стражей до 27 февраля 2016 года.

По данным Следственного комитета России, в начале 1990-х годов на территории Украины была создана политическая организация УНА-УНСО, в состав которой вошли граждане Украины Николай Карпюк, Станислав Клых и другие. Верховный суд России признал УНА-УНСО экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории России. Карпюк и Клых обвиняются в руководстве и участии в банде, убийстве и покушении на двух и более человек. На заседании 12 октября Верховный суд Чечни отобрал присяжных для рассмотрения дела. 

«Показания Карпюка и Клыха были получены под пытками»

Процесс вызвал интерес не только российских СМИ, но и украинских и международных. Первыми в суд прибыли съемочная бригада украинского канала «1+1» и журналист «Радио Свободы». Чуть позже пришли и представители чеченского телевидения, а также сотрудники местных информагентств и газет, передает корреспондент «Кавказского узла».

Перед началом рассмотрения уголовного дела по существу в отношении граждан Украины Николая Карпюка и Станислава Клыха, апелляционная коллегия судей Верховного суда Чеченской Республики рассмотрела жалобу адвоката Марины Дубровиной на постановление, согласно которому подсудимым была продлена мера пресечения.

По словам защитника, «когда решался вопрос об избрании меры пресечения, суд не дал возможность высказать свое мнение, изложить свою позицию по данному вопросу». Кроме того, заметила адвокат, в постановлении суда не указан срок продления содержания под стражей.

«В ходе предварительного следствия мой подзащитный [Николай Карпюк] был лишен права на защиту, показания у них были получены под пытками», — сказала Марина Дубровина и попросила суд изменить меру пресечения на залог. «Залог будет внесен на депозит суда», — пообещала адвокат.

Станислав Клых поддержал ходатайство адвоката и заявил, что «освобождение поспособствует разрядке напряженной ситуации между Россией и Украиной».

Карпюк отметил, что если он останется под стражей, то «будет требовать компенсацию в случае оправдательного приговора». «В условиях кризиса это не нужно федеральному бюджету», — добавил подсудимый.

Против удовлетворения этой жалобы высказалась сторона обвинения. Суд удалился в совещательную комнату, а затем огласил апелляционное определение. Адвокатам было отказано в удовлетворении их жалобы. Срок содержания Карпюка и Клыха под стражей был продлен до 27 февраля 2016 года.

После вынесения этого решения журналистам разрешили зайти в зал суда, где находились подсудимые. Журналисты подошли с микрофонами к клетке, однако приставы запретили говорить с подсудимыми. «Снимать можете, только без интервью», — сказал один из сотрудников суда.

Тогда Карпюк закатал рукава и оголил ногу по колено. «Снимайте. Вот они, результаты допросов», - сказал Николай Карпюк.

Подсудимые при журналистах пытались шутить. «Привет от кавказских пленников. Быть кавказским пленником это почетно. Достаточно вспомнить русских классиков», - заявил Николай Карпюк.

Верховный суд Чечни отказался зафиксировать в протоколе заседания 12 октября показания гражданина Украины Николая Карпюка о пытках в ходе предварительного следствия, сообщил 13 октября Правозащитный центр "Мемориал". 9 октября Правозащитный центр "Мемориал" заявил о том, что следственные органы пытаются придать Карпюку и Клыху максимально негативный образ для эмоционального воздействия на судью и присяжных заседателей.

«Клых и Карпюк никакого отношения к чеченской войне не имели»

Примерно в 12:00 началось рассмотрение уголовного дела по существу. В самом начале судья объявил, что изменился состав участников. Прежний секретарь заболел и был заменен новым, также в дело вступил еще один прокурор.

Далее была зачитана телефонограмма от отсутствовавшего адвоката Ильи Новикова, в которой он просил перенести судебное заседание для того, чтобы «дать ему возможность сказать вступительное слово».

Подсудимые попросили суд «уважить мнение адвоката». Судья напомнил, что в ходе предыдущих заседаний Новиков говорил, что рассмотрение дела без его участия считает возможным. В итоге судья решил продолжить слушания, отметив, что «заявление адвоката ничем не обосновано и на процессе присутствует другой адвокат подсудимого по соглашению».

Однако после этого выяснилось, что трое присяжных не явились на суд, и судья решил перенести слушания дела на следующий день. Перед объявлением о завершении заседания Карпюк ходатайствовал о привлечении в качестве общественного защитника Веры Савченко – сестры украинской летчицы Надежды Савченко, дело которой слушается в горсуде Донецка Ростовской области. Судья удовлетворил данное ходатайство.

Продолжение судебного процесса назначено на завтра, 27 октября.

Подсудимые Клых и Карпюк «попали под репрессивную машину России и никакого отношения к чеченской войне не имели», заявила корреспонденту «Кавказского узла» председатель «Комитета по поддержке Надежды Савченко», помощник народного депутата Украины Сергея Власенко Вера Савченко.

«Наша задача — чтобы Украина добивалась освобождения своих граждан, задержанных в России. Участие в данном процессе в качестве общественного защитника дает мне законное основание обращаться с просьбами о помощи к нашим украинским политикам», — сказала Вера Савченко.

«Единственным доказательством являются показания Малофеева»

Подсудимые имеют право на консульскую защиту, отметил консул генконсульства Украины в Ростове-на-Дону Александр Ковтун, присутствовавший на процессе.

«С марта 2014 года представители нашего консульства не допускались к подозреваемым. Мы часто приезжали, но следствие всячески препятствовало нашему общению. Теперь, когда дело дошло до суда, мы получили разрешение», — сказал корреспонденту «Кавказского узла» Александр Ковтун.

По его словам, «о рассказанных подсудимыми проблемах будет доложено в министерство иностранных дел Украины», которое «выйдет на МИД России для решения проблем в установленном порядке».

По мнению адвоката Докки Ицлаева, власти Украины «имели возможность предоставить свидетельства и доказательства о том, что Карпюк в чеченской войне не воевал».

«Но пока эту информацию власти Украины еще не представляют. В деле нет доказательств причастности к войне в Чечне наших подзащитных. Единственное доказательство обвинения — показания другого украинца, Александра Малофеева», — сказал корреспонденту «Кавказского узла» адвокат.

Александр Малофеев 29 сентября Шатойским райсудом Чечни был признан виновным в убийствах российских военнослужащих в Чечне. Ему назначено 24,5 года колонии строгого режима и штраф в размере 41 млн рублей в качестве компенсации семьям потерпевших. Наказание в виде длительного срока в колонии назначено Малофееву с учетом неотбытого им приговора за убийства в ходе разбоя в Новосибирской области. Адвокат Малофеева Адам Магомадов после вынесения приговора заявил, что его подзащитный удовлетворен решением суда и обжаловать решение суда в части наказания не станет.

«В 38 томах уголовного дела очень шатко показана причастность моего подзащитного к чеченским событиям», - сказала корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Николая Карпюка Марина Дубровина.

"Кавказский узел" размещает новости о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов Юга России и стран Южного Кавказа на специальной тематической странице "Эхо Украины на Кавказе".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"