Жителям приграничной зоны разрешено пересекать границу Грузии и Южной Осетии четыре дня в неделю
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Пункт упрощенного пересечения в приграничной зоне между осетинским селом Хелчуа и грузинским селом Зардианткари открыт для 12 человек, чьи участки после установления границы остались по другую сторону границы от домов. Пересекать границу для обработки своих участков и сбора урожая им разрешено четыре дня в неделю.
Как писал "Кавказский узел", решение открыть четвертый по счету пункт на границе с Грузией, наряду с двумя действующими в Дзауском районе и одним в Ахалгорском, было принято на заседании кабинета министров Южной Осетии по инициативе Комитета государственной безопасности.
В списке тех, кому разрешено проходить через пункт упрощенного пересечения границы, значатся 12 человек
Новый пункт упрощенного пересечения в приграничной зоне между осетинским селом Хелчуа и грузинским селом Зардианткари открыт для тех граждан Южной Осетии, чьи дома после установления границы остались по ту сторону границы, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в аппарате полпреда президента по постконфликтному урегулированию.
Фамилии 12 человек, проживающих в грузинском селе Зардианткари, значатся в списке у российских пограничников, чтобы через границу не прошли жители других сел. Эти люди могут по осетинским паспортам пересекать границу на этом участке.
Граница в этой местности проходит прямо по сельской улице, где заканчивается осетинское село Хельчуа, и начинается грузинское село Зардианткари. В некоторых местах граница проходит прямо по жилому дому или же по огородам людей.
Так как местные жители существуют только за счет обрабатывания сельхозугодий, содержания крупного рогатого скота и никакого другого дохода не имеют, власти Южной Осетии решили узаконить пункт пропуска, по которому неофициально происходило передвижение из Хельчуа в Зардианткари и обратно еще с 2012 года.
"После того как поставили границу, у людей огороды оказались на территории Грузии, а дома - в осетинском селе"
Местные жители говорят, что оказались в нелегком положении. Так, к примеру, дом Лексо Бестаева находится после установления границы на территории Грузии, а порог дома, вход в жилье и двор остались на территории Южной Осетии.
"Мы жили одним селом до 2008 года. То есть здесь жили и грузины, и осетины. Так, условно знали, что села Хельчуа и Зардианткари тесно прилегают друг к другу, но границы не было, и сельчане свободно передвигались. А сейчас, после того как поставили границу, у людей огороды оказались на территории Грузии (мы их десятилетиями обрабатываем), а дома - в осетинском селе", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Лексо Бестаев.
Другая местная жительница сообщила, что ее огород находится в Зардианткари, а дом - в Хельчуа.
"Недавно собрала урожай и в ящиках переносила через границу домой. А грузинские полицейские задержали меня и долго допрашивали, что несу, где собрала, не пропускали меня. Этот полицейский пост грузины установили здесь в 2012 году. Раньше он был подальше отсюда, а три года назад перенесли свой пост ближе к осетинско-грузинской границе и мешают местным осетинам. Ну, мы стараемся держаться подальше от них", - рассказала женщина.
По словам местного населения, они ходили через границу в огороды и до того, как официально открыли пункт упрощенного пересечения.
"А по-другому мы и не могли. Приходилось идти на территорию Зардианткари, так как все наши посевы и огороды остались по ту сторону", - говорит Владимир Догузов.
Прямо посреди села, среди жилых домов заканчивается осетинское село, и начинается грузинское село Зардианкари. Здесь установлена калитка, через которую можно переходить границу тем, чьи жилые дома отделены границей от земельных угодий. Рядом с калиткой стоит будка, на которой висит расписание пересечения границы.
Люди могут пересекать границу четыре дня в неделю. Они, перейдя границу, могут обработать участок, собрать урожай и вернуться опять через границу домой. Остальные жители села Хельчуа, чьи дома и земельные участки остались полностью на территории Южной Осетии, не имеют права и разрешения властей на пересечение пункта пропуска.
Власти Южной Осетии заявляют, что оповестили грузинскую сторону, чтобы впредь сотрудники грузинской полиции на посту в Зардианткари не беспокоили и не задерживали простых сельских жителей, которые по воле обстоятельств оказались жителями грузинского села. Югоосетинские власти также заявляют, что права грузинских граждан, которые проживают в Ленингоре, не ущемляются.
"Власти Южной Осетии вновь поднимают вопрос о так называемой границе, но ее по факту не существует"
Согласно заявлению заместителя министра по вопросам примирения и гражданского равноправия Грузии Кетеван Цихелашвили, грузинская сторона не владеет информацией относительно открытого пункта пропуска.
"Сначала нужно разобраться, что именно подразумевается под "пропускным пунктом". Они [власти Южной Осетии] называют его неким "местом пересечения". Систему контроля перемещения граждан они тоже называют как-то по-другому. К тому же они тем самым вновь поднимают вопрос о так называемой границе, но ее по факту не существует. Потому нам прежде всего нужно хорошо разобраться в ситуации", – заявила Цихелашвили, слова которой приводит "Эхо Кавказа" 13 октября.
Напомним, что 25 февраля 2014 года появились сообщения об активизации работ по возведению ограждений на границе Грузии и Южной Осетии. 11 июля текущего года МИД Грузии обвинил российских пограничников и представителей власти Южной Осетии в захвате части территории Грузии посредством установления пограничных информационных баннеров. Власти Южной Осетии отрицают захват грузинской территории, заявив 13 июля, что пограничные знаки были установлены на территории республики возле сел Цинагар и Орчосан в 50 метрах от госграницы.