Непризнанные республики начинают действовать совместно

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На прошлой неделе в знак солидарности перед лицом общего врага - Грузии, и в целях защиты дела непризнанных республик региона глава Южной Осетии Эдуард Кокоев посетил дружественную Абхазию.

Визит Кокоева оказался неожиданным. Автомобильный кортеж представительной осетинской делегации, в которую помимо президента Кокоева вошло практически все руководство Южной Осетии, в сопровождении охраны и двух машин ГАИ с "мигалками" въехал в Сухум, преодолев почти пятьсот километров по дорогам России.

Всего два часа понадобилось Эдуарду Кокоеву и премьер-министру Абхазии Анри Джергения, чтобы договориться о "взаимной поддержке и координации действий в случае обострения ситуации в регионе". Под замысловатой формулировкой "о взаимной поддержке" стороны имели в виду обязательства по оказанию военной помощи в случае начала боевых действий.

Причиной для заключения такой договоренности стали резко ухудшившиеся из-за ситуации в Панкисском ущелье Грузии российско-грузинские отношения. Обе страны использовали первую годовщину трагических событий 11 сентября, обвинив друг друга в потворстве терроризму.

В день годовщины президент Владимир Путин выступил с недвусмысленным заявлением в адрес Грузии, утверждая, что виновники московских терактов 1999 года находятся в Панкисском ущелье, и потребовал разрешения ввести туда "в целях самозащиты" российские войска.

И Абхазия, и Южная Осетия с нескрываемой тревогой наблюдают за ходом объявленной властями Грузии "антикриминальной операции" в Панкисском ущелье. По мнению премьер-министра Абхазии Анри Джергения, операция преследует скрытые цели, которые не имеют никакого отношения к чеченским боевикам. Абхазская сторона опасается повторения столкновений, которые произошли в Кодорском ущелье Абхазии в октябре прошлого года, когда отряд чеченского полевого командира Руслана Гелаева совершил туда вооруженный рейд при поддержке грузинских служб безопасности.

"Где вы видели, чтобы операция по выдавливанию из ущелья террористов и диверсантов проводилась парадным маршем, с флагами, хоругвями и салютами? В Панкиси сыгран настоящий спектакль" - считает Анри Джергения.

По его мнению, боевики были своевременно предупреждены и заранее покинули ущелье. Часть из них рассредоточилась у границ с Южной Осетией, другие просочились в верховья Кодорского ущелья, единственную территорию Абхазии, которая находится под контролем Тбилиси.

Эдуард Кокоев в ходе визита в Сухум заявил, что "появление на границах с Южной Осетии сил международного терроризма, переместившихся из Панкисского ущелья - это повод для возобновления боевых действий на территории республики".

Десять лет прошло со времени конфликта, а для маленьких республик, какими являются Абхазия и Южная Осетия, во времена СССР в качестве автономных образований входивших в состав Грузинской ССР, проблема взаимоотношений с бывшей метрополией до сих пор не разрешена. Мировое сообщество их не признает, поэтому любая попытка "протянуть руку дружбы", пусть даже со стороны такой же непризнанной территории, сродни для них глотку воздуха.

Поэтому, несмотря на отсутствие общей границы, Южная Осетия и Абхазия стремятся развивать отношения в различных сферах.

"У нас общие с Южной Осетии проблемы, общий противник, не оставляющий попыток силового решения как грузино-абхазского, так и грузино-осетинского конфликтов, и странно было бы не решать эти проблемы сообща",.- сказал IWPR помощник президента Абхазии по политическим вопросам Астамур Тания.

"Достигнутые договоренности о взаимопомощи не ограничатся моральной поддержкой, которая и без того всегда присутствовала между нашими государствами. Речь идет о конкретном сотрудничестве в различных сферах, в том числе и военной. я уверяю вас, в случае новой агрессии Грузии в одиночестве ни Южная Осетия, ни Абхазия не останутся".

Такого рода заявки о военном сотрудничестве, вполне возможно, расширятся и включат две другие "отколовшиеся" республики - Нагорный Карабах и Приднестровье, которые заявили о своем разрыве, соответственно, с Азербайджаном и Молдовой.

В течение двух последних лет совместные встречи руководителей этих четырех территорий стали обретать регулярный характер.

С учетом войн 1991-94 годов, основной темой для них являются вопросы поддержки друг друга в сфере обеспечения безопасности. Тем более опыт по оказанию военной помощи имеется - осетинский батальон численностью до 300 человек воевал на абхазской стороне во время конфликта с Грузией. Примерно такое же количество приднестровцев встало рядом с абхазами, хотя они в отличии от осетин не имели отдельного подразделения и были распределены по всем частям абхазской армии. В свою очередь, отдельная рота абхазов принимала участие в грузино-осетинском конфликте в рядах югоосетинских вооруженных формирований.

Что касается торговых отношений между "четверкой", то в силу удаленности друг от друга и экономической отсталости этих территорий подобные контакты весьма слабы. Хотя в последнее время и они сдвинулись с мертвой точки. Ряд пансионатов Абхазии переданы в аренду правительствам Приднестровья и Южной Осетии. В стадии разработки проект по поставке электроэнергии из Абхазии в Южную Осетию, транзитом через Россию.

Следует отметить, что нынешняя договоренность о взаимопомощи между Абхазией и Южной Осетией достигнута на фоне резко ухудшившихся грузино-российских взаимоотношений. И как считают некоторые эксперты в Сухуме, без одобрения Москвы такой союз не имел бы никакой перспективы. Если учесть, что за один только июнь этого года около двух третей населения Абхазии и Южной Осетии приняли российское гражданство, весомость этого союза возрастает.

Глава расположенного в Тбилиси Кавказского Института мира, демократии и развития Гия Нодиа считает стремление непризнанных республик к сотрудничеству "вполне естественным", но сомневается в том, что они сумеют получить какую-то пользу от этого. "Нынешняя активность "непризнанных" в направлении солидарности явно объясняется очередным обострением грузино-российских отношений, которое может сыграть им на руку. Однако очевидно, что решить свои проблемы, связанные с "непризнанностью", таким путем они не смогут", - сказал IWPR Нодия..

Лидеры непризнанных республик не распространяются о своих дальнейших намерениях. "Вопрос взаимодействий абхазских и осетинских военных - вопрос конфиденциальный, но он уже решен", - заявил абхазский премьер Анри Джергения после встречи с Кокоевым.

Опубликовано 13 сентября 2002 года.

Автор: