Родные Бахруза Гаджиева уверены в его насильственной смерти в отделе полиции
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Родственники погибшего в Мингячевирском городском отделе полиции Бахруза Гаджиева считают причиной его смерти пытки со стороны правоохранителей. Они и поддерживающие их азербайджанские активисты потребовали наказать всех виновных в гибели молодого человека.
Как сообщал "Кавказский узел", 27-летний житель Мингячевира Бахруз Гаджиев скончался в городском управлении полиции 20 августа. По данным МВД Азербайджана, во время допроса он "неожиданно выбросился из окна". В связи со смертью Гаджиева 22 августа в Мингячевире прошла акция протеста, участники которой заявили, что гибель подозреваемого наступила в результате пыток. Акция была разогнана полицией, задержан 21 человек.
После гибели Гаджиева оперуполномоченный Мингячевирского отдела уголовного розыска Шахлар Шахларзаде был уволен, начальнику городской полиции Алескеру Бадалову объявлен строгий выговор. 24 августа стало известно, что оперуполномоченный Шахлар Шахларзаде арестован на четыре месяца по подозрению в доведении Гаджиева до самоубийства.
Получить комментарии в пресс-службе Генпрокуратуры Азербайджана по поводу задержанных 22 августа в Мингячевире участников акции корреспонденту "Кавказского узла" не удалось. Представитель ведомства сообщил только то, что расследование продолжается и в ближайшее дни общественности будет предоставлена исчерпывающая информация о нем.
Между тем, начальник Главного управления общественной безопасности МВД республики генерал-майор полиции Джаваншир Мамедов проинформировал, что по делу о смерти Бахруза Гаджиева допрошены еще трое сотрудников Мингячевирского горотдела полиции.
Он напомнил, что в связи с происшествием был уволен старший лейтенант полиции Шахлар Шахларзаде, в отношении которого возбуждено уголовное дело по ст.125 (доведение до самоубийства) и 308.2 (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) УК Азербайджана.
"Он (Шахларзаде) допустил халатность, во время допроса оставив гражданина без надзора и отправившись за понятыми, после чего было совершено самоубийство. Шахлар Шахларзаде арестован по этой причине. Кроме того, взяты показания у трех сотрудников полиции, доставивших Бахруза Гаджиева в отделение, расследование продолжается", - цитирует Мамедова агентство АПА.
В свою очередь начальник отдела полиции города Мингячевира Алескер Бадалов сообщил о проведении расследования по фактам причинения телесных повреждений сотрудникам правоохранительных органов. По его словам, следователь местной прокуратуры Рашадат Оруджев был избит близкими покойного во время обследования тела в морге.
"Также было совершено нападение на старшего лейтенанта отдела полиции Рамина Абакарова, ему нанесли травмы различной степени тяжести. В отношении лиц, задержанных по этим двум фактам, возбуждено уголовное дело по ст.315 (сопротивление или применение насилия в отношении представителя власти) УК Азербайджана, ведется расследование", - цитирует Бадалова издание vesti.az.
Кроме того, по словам начальника полиции, после похорон Бахруза Гаджиева группа лиц, собравшись в центре города, попыталась организовать стихийный митинг.
"Они кидали в сотрудников полиции камни и другие предметы, и нанесли им травмы. Во время происшествия пострадали девять сотрудников полиции. В целом, было задержано около 20 граждан. Дела десяти из них представлены в прокуратуру, остальные решением суда были оштрафованы в административном порядке. Многие из задержанных – это ранее судимые за различные уголовные преступления. Многие из них были арестованы за употребление и сбыт наркотиков", - утверждает Алескер Бадалов.
Родные Гаджиева не верят в официальную версию его гибели
Как рассказал 24 августа корреспонденту "Кавказского узла" отец погибшего Дилсуз Гаджиев, о задержании сына он узнал уже после его смерти.
"Бахруз 20 августа вышел из дома где-то в шестом часу вечера, и около шести часов мы узнали от соседа, работающего в скорой помощи, что его отвезли в морг. Причем, несмотря на то, что в центральной городской больнице есть морг, моего сына отвезли в морг в районе ГРЭС, на окраине. Бахруза задержали вместе с другом. Мы выяснили, что они вошли в полицию в 17.35, и, спустя 15-20 минут, произошло вот это все", - сообщил Дилсуз Гаджиев.
Он выразил сомнение в том, что его сын мог выброситься из окна. По версии Гаджиева-старшего, Бахруз мог умереть в результате применения электрошокера.
"На его теле были следы этого – красные точки. От электрошокера, видимо, у него сердце остановилось... Зачем ему надо было выбрасываться? Он не был виновен в чем-либо, никаких наркотиков он не употреблял и не продавал", - отметил Дилсуз Гаджиев.
Комментируя ход следствия, он рассказал, что удовлетворен арестом одного из сотрудников полиции, добавив при этом, что "должны быть арестованы и трое сотрудников, которые задержали моего сына".
Он также выразил сожаление по поводу задержания участников акции протеста в связи с гибелью Бахруза Гаджиева.
"Я на кладбище после похорон Бахруза пригласил всех в поминальную палатку. Я ребятам сказал, что не надо акции протеста. Но они молодые, говорили, что и с ними может случиться такое, и пошли в город. Теперь вот их арестовали. Я прошу государство, чтобы их отпустили", - продолжил отец погибшего жителя Мингячевира.
Дядя покойного Самед Гаджиев также сомневается в версии смерти Бахруза, которую озвучило МВД республики.
"В полиции у Бахруза отобрали мобильный телефон, часы, сигареты, зажигалку и 3-4 маната. А в морге выяснилось, что у него в кармане нашелся пакетик с наркотиками. Как же в полиции все изъяли, а наркотики не взяли?", - сообщил Самед Гаджиев в беседе с корреспондентом "Кавказского узла".
Один из товарищей умершего молодого человека, Вагиф Азизов, сообщил о подробностях их задержания.
"Это произошло ближе к вечеру. Мы - я, Бахруз и еще один наш товарищ - шли поиграть в бильярд. По дороге нам навстречу выехал сержант полиции, они с Бахрузом вместе учились в 12-й школе. За ним подъехал автомобиль, в котором были трое незнакомых мне лиц в гражданской одежде. Сержант полиции подошел к нам и потребовал, чтобы мы сели в подъехавший автомобиль. Мы возразили, но он сказал нам, что в полиции мы узнаем, почему надо было туда ехать. Нас с Бахрузом силой посадили в автомобиль, а нашего товарища отпустили", - сообщил Азизов.
По его словам, в городском отделе полиции их с Бахрузом Гаджиевым развели по разным комнатам.
"Я не видел, куда повели Бахруза. Где-то спустя 20 минут в здании полиции начался переполох. Мне сказали, что кто-то выбросился с третьего этажа, но ничего не сказали про Бахруза. Меня отпустили поздно вечером, уже после того, как народ пришел к зданию полиции, требуя наказания виновных в смерти Бахруза", - рассказал он.
Ситуация в Мингячевире успокоилась после задержания участников акции протеста
Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" один из местных активистов гражданского общества, обстановка в городе 24 августа была спокойной.
"На улицах города остаются еще сотрудники полиции, но их стало меньше по сравнению с выходными. В то же время, на улицах заметно меньше стало людей", - отметил он.
По словам активиста, в городе продолжаются аресты, связанные с субботней акцией протеста.
"Часть тех, кого задержали на акции, отпустили. Официальные органы говорят, что под стражей остаются только 10 человек. Но это неправда. Начиная с вечера субботы, продолжаются новые задержания. Правоохранители просматривают видео с акции и по одному забирают участников. Это, в основном, жители села Мингячевир, где проживает семья Гаджиевых", - проинформировал активист.
Он пояснил, что село Мингячевир находится на окраине одноименного города.
На его взгляд, не стоит ожидать новых акций протеста.
"Наиболее активных уже задержали. В то же время, ввод больших сил полиции и массовые аресты способствовали нагнетанию страха", - заключил активист.
Активисты просят поставить расследование смерти Гаджиева под общественный контроль
По мнению лидера партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли, если бы не акция протеста молодежи в Мингячевире, дело о смерти Бахруза Гаджиева осталось бы незамеченным. По его мнению, именно после протестной акции был арестован сотрудник полиции Шахларзаде.
На его взгляд, общественность должна отслеживать данный процесс, чтобы добиться привлечения к ответственности всех, кто причастен к гибели молодого человека.
"Все участники мирной акции протеста также должны быть освобождены", - подчеркнул Керимли.
Председатель Национального совета демократических сил (НСДС) Джамиль Гасанли считает, что история с гибелью Гаджиева обнажила "удручающую нравственную атмосферу в системе полиции Азербайджана".
"Откуда была информация о том, что у Гаджиева могут быть наркотики? Ведь для этого должна быть создана специальная оперативная группа на основе поступившей оперативной информации. Почему после доставки гражданина в полицию ему не обеспечили право связаться с родными и вызвать адвоката? Почему тело покойного везли в отдаленный морг, не оповестив сначала об этом родных? Почему о смерти Гаджиева сразу не информировали его родных, и они об этом узнали от других людей?", - задается вопросами Гасанли.
По мнению главы Общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных" Огтая Гюльалыева, акция протеста в Мингячевире была "спонтанной реакцией местных жителей на беззаконие".
"Это как бы стало выплескиванием накапливаемого годами недовольства людей социальной несправедливостью, чиновничьем произволом, неудовлетворенностью бедностью и безработицей. В таких условиях любой вопиющий факт нарушения прав человека или унижения достоинства людей может вылиться в массовой спонтанный протест", - сказал правозащитник в беседе с корреспондентом "Кавказского узла".
При этом он сравнил события в Мингячевире с беспорядками в Губе и Исмаиллы, которые прошли в 2012 и 2013 годах.
1 марта 2012 года 10 тысяч человек приняли участие в митинге в Губе и потребовали отставки главы исполнительной власти района Рауфа Габибова. Протестующие сожгли виллу Габибова, были также повреждены вспомогательные постройки районной администрации. Всего по этому делу были осуждены четыре группы обвиняемых общей численностью 30 человек.
23-24 января 2013 года в азербайджанском городе Исмаиллы, расположенном в 200 км к западу от Баку, произошли массовые беспорядки с участием около двух тысяч человек. Толпа протестующих в течение нескольких дней выражала недовольство местными властями, устраивала погромы и вступала в столкновения с полицейскими. Перед судом предстали 18 человек. 17 марта 2014 года Шекинский суд по тяжким преступлениям Азербайджана вынес обвинительный вердикт в отношении всех обвиняемых. Реальные сроки наказания получили 10 подсудимых, восемь подсудимых приговорены к лишению свободы условно.
"В Губе волнения начались после оскорбительного выпада в адрес местных жителей главы районной администрации. В Исмаиллы причиной беспорядков стало ДТП, совершенное менеджером отеля, принадлежащего сыну министра-олигарха. В Мингячевире люди поднялись, негодуя по поводу произвола сотрудников местной полиции. Однако в Мингячевире акция протеста была, в общем-то, мирной. По крайней мере, судя по видео, распространенному в СМИ, массовых беспорядков не произошло, да и какого-либо серьезного насильственного сопротивления полиции по этим кадрам не было заметно", - отметил Гюльалыев.
На его взгляд, власти должны принять действенные меры по обеспечению прав человека и положить конец беспределу местных чиновников и правоохранителей, иначе подобные ситуации могут повториться и в других регионах республики.