Ситуация с правами человека в Азербайджане стала наихудшей за 20 лет

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Азербайджане ситуация с правами человека оценивается местными представителями гражданского общества как самая плохая за последние 20 лет. Активисты "Комитета защиты гражданского общества" приняли решение обратиться к властям страны с призывом принять меры для восстановления прав политзаключенных, передает корреспондент "Кавказского узла".

Экстренное заседание "Комитета защиты гражданского общества" (КЗГО) состоялось 31 июля. Этот комитет был создан более чем 50 неправительственными организациями, но на сегодняшний день в его работе в связи уголовным преследованием многих НПО и арестами руководителей некоторых из них участвуют около 20 активистов.

"Ситуация с правами человека в Азербайджане - наихудшая за последние 20 лет"

Причиной для экстренной встречи членов КЗГО стали поступающие тревожные сообщения об ухудшении состояния здоровья правозащитницы Лейлы Юнус и ее супруга Арифа Юнуса, а также нападение в колонии №2 на лидера движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгара Мамедова, заявила на мероприятии координатор КЗГО, сопредседатель и глава Азербайджанского национального комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи Арзу Абдуллаева.

Ильгар Мамедов 29 июля, как сообщили его сторонники, подвергся нападению со стороны заключенного в колонии №2. Они охарактеризовали нападение как спланированную провокацию. Мамедов был приговорен к семи годам лишения свободы по обвинению в организации массовых беспорядков в Исмаиллы 23-24 января 2013 года. Вину он не признал. Amnesty International признала его "узником совести".

"Ситуация с правами человека в Азербайджане - наихудшая за последние 20 лет. Это требует от нас, представителей гражданского общества, консолидации усилий и использования всех возможностей, прежде всего, для защиты прав политзаключенных и оказания необходимой медицинской помощи особо нуждающимся в этом", - заявила Абдуллаева.

Если до последнего времени на политзаключенных оказывалось моральное давление, то случай с Ильгаром Мамедовым выявил новую опасную тенденцию, которая выражается в применении физического воздействия на осужденных активистов, продолжила она.

Абдуллаева также сфокусировала внимание и на судьбе журналистки-расследователя Айнур Имрановой.

Айнур Имранова, которая проходит свидетелем по уголовному делу "против ряда местных и международных неправительственных организаций", в июле 2015 года сообщила, что более года ее счета заморожены, а сама она не может выезжать за рубеж.

"Помимо арестованных, есть еще проблема ограничения передвижения большой группы активистов и журналистов в рамках уголовного дела против местных и иностранных НПО. Многим наложен запрет на выезд из страны. В некоторых случаях это, помимо нарушения фундаментальных свобод, создает проблемы и гуманитарного свойства. Журналистка Айнур Имранова, нуждающаяся в хирургическом вмешательстве, не может выехать на операцию в Турцию. Она нашла там специализированную клинику, договорилась с врачом. Ее там ждут, однако из-за запрета правоохранительных органов Имранова не может выехать. Мы должны заняться конкретно и этим вопросом", - отметила Абдуллаева.

Как выход из ситуации Абдуллаева предложила консолидировать работу гражданского общества по защите прав политзаключенных и усилить контакты с Комитетом по мониторингу мест заключения при Минюсте и  совместной Рабочей группой по правам человека.

Совет Европы и власти Азербайджана 11 августа 2014 года договорились о воссоздании рабочей группы с целью разрешения проблемы освобождения лиц, которых местные правозащитники считают политзаключенными. Встреча представителей всех ветвей власти и гражданского общества, по итогам которой было объявлено о создании совместной рабочей группы по правам человека, состоялась в Баку 22 октября 2014 года. Генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд дал позитивную оценку началу диалога между властями Азербайджана и гражданским обществом и выразил надежду, что этот процесс приведет к освобождению из тюрем правозащитников и активистов.

"Мы будем ставить вопрос об освобождении всех политзаключенных. В случае же с Лейлой и Арифом Юнусами, состояние здоровья которых вызывает особую тревогу, мы будем просить срочно по гуманитарным соображениям заменить арест на домашний арест. Мы будем добиваться и незамедлительного выезда из страны на лечение Айнур Имрановой", - отметила Абдуллаева.

"Активистов незаконно преследуют и не дают свободно высказываться в суде"

Глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов на экстренном заседании КЗГО 31 июля сфокусировал внимание на проблеме супругов Лейлы и Арифа Юнусов, которые, по его словам, столкнулись с наибольшей несправедливостью.

"С первого дня арестов правозащитников Лейлы и Арифа Юнусов отчетливо заметно враждебное отношение к ним. В процессе следствия были отклонены все законные требования адвокатов, а впоследствии от ее защиты были необоснованно отсранены Халид Багиров, Алаиф Гасанов, Джавад Джавадов. Судебный процесс с первого заседания сопровождается грубыми процессуальными нарушениями и ограниченным доступом на него представителей гражданского общества. Такой суд не может считаться справедливым и прозрачным», - сказал Гасанов.

Еще одной тревожной тенденцией он назвал ограничение возможностей для выражения своего мнения политзаключенными в суде.

"Людей мало того что незаконно преследуют, но им не дают свободно высказываться в суде. Их заключают в «аквариумы» и отключают им микрофоны, когда они критикуют власть и систему. Это было уже на процессах Хадиджи Исмайловой и Интигама Алиева. С другой стороны, создаются препятствия для наблюдения за процессами», - отметил Гасанов.

Он отметил необходимость усиления работы гражданского общества по повышению внимания местной и международной общественности к проблеме политзаключенных.

"Санкции должны быть против конкретных нарушителей прав человека"

В свою очередь исполнительный секретарь движения ReAl Натиг Джафарли заявил на заседании, что давление в колонии на лидера этого движения Ильгара Мамедова имеет целью принудить его к написанию прошения о помиловании, чего активист, по словам Джафарли, никогда не сделает.

Гражданское общество Азербайджана должно инициировать создание при Европейском суде по правам человека специальной группы, которая должна ускорить рассмотрение жалоб по политическим делам в Азербайджане, сказал Джафарли.

В свою очередь известный азербайджанский юрист Халид Багиров призвал правозащитников готовить экспертные заключения по делам каждого из политзаключенных.

"Это очень важно в свете рассмотрения их жалоб в Европейском суде по правам человека. Страсбургский суд придает важное значение мнениям правозащитников с мест", - отметил Багиров.

По его словам, "ЕСПЧ уже ускорил работу по делам из Азербайджана и на стадии завершения коммуникации по делам правозащитников Расула Джафарова, Интигама Алиева, Лейлы Юнус".

В сентябре Комитет министров Совета Европы может принять строгие меры против Азербайджана, если не будет исполнено решение ЕСПЧ об освобождении Ильгара Мамедова, отметил юрист.

ЕСПЧ в мае 2014 года признал нарушение прав Мамедова и обязал власти Азербайджана выплатить ему компенсацию в размере 22 тысяч евро. Представители властей Азербайджана обжаловали это решение, но коллегия из пяти судей ЕСПЧ 13 октября 2014 года отказалась принять жалобу к рассмотрению. После этого решение ЕСПЧ по делу Мамедова стало окончательным, заявил адвокат Мамедова Фуад Агаев.

"Однако санкции должны быть не против государства, а против конкретных нарушителей прав человека – следователей, прокуроров, судей. Мы должны работать с международными структурами в этом  направлении", - сказал Багиров.

Он выразил сомнения в возможности решения проблем с правами человека в диалоге с властями.

"События последнего года – неуклонный рост репрессий - свидетельствуют об отсутствии воли у властей на уважение прав человека и диалог с гражданским обществом", - считает Багиров.

По его словам, активисты гражданского общества должны апеллировать к мировому сообществу с целью добиться воздействия на власти страны для соблюдения ими обязательств перед международными организациями в области прав человека.

По итогам заседания КЗГО было решено принять обращение к руководству Азербайджана по проблеме политзаключенных и призвать правительство принять меры для восстановления их прав.

Отметим, что власти Азербайджана отвергают критику относительно мер правоохранительных органов в отношении неправительственных организаций и активистов. По словам заведующего отделом президентской администрации Али Гасанова, на международной арене ведется целенаправленная политика по "очернению" Азербайджана. В стране, считает он, созданы все условия для деятельности гражданского общества.

Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собраны на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также в разделе "Справочник" размещена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане (2014)".

Автор:
источник: корреспондент «Кавказского узла»