Эксперты обвинили «Химпром» в бесконтрольном уничтожении опасных веществ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
У экологов Волгоградской области отсутствует возможность проконтролировать процесс дегазации на заводе «Химпром», заявили «Кавказскому узлу» руководитель общественного движения «Народный стройконтроль» Наталья Латышевская и заслуженный химик России Олег Болотин. Дегазация производства на «Химпроме» предусматривает очистку территории предприятия от химических опасных веществ.
"Кавказский узел" сообщал, что завод "Химпром", входящий в состав госкорпорации "Ростех", в ноябре 2012 года был признан банкротом. Первые 814 работников завода были уволены 26 января 2015 года. 23 марта прошла пятая волна увольнений, общее число уволенных с предприятия составило около 2200 человек. 27 апреля началась шестая волна увольнений, и были уволены 670 человек. В ходе седьмой волны увольнения работу потеряли 270 человек.
«Процесс дегазации может иметь серьезные последствия для здоровья населения»
По данным пресс-службы «Химпрома», в июле на предприятии началась дегазация цехов. На заводе установлены три мобильных парогенератора производительностью 300, 500 и 100 кг/ч для дегазации производства, они были специально изготовлены в Алтайском крае, сообщила корреспонденту «Кавказского узла» пресс-секретарь «Химпрома» Анастасия Юданова.
«После завершения работ в двух цехах эти аппараты будут использованы в дальнейшей работе по дегазации на других промышленных площадках «Химпрома». Нет точного регламента, когда закончится дегазация. Пока она происходит в двух цехах — 34 и 41-м», - отметила Анастасия Юданова.
В свою очередь руководитель общественного движения «Народный стройконтроль», академик Российской экологической академии Наталья Латышевская 22 июля направила обращение в Генпрокуратуру. В своем обращении Наталья Латышевская попросила надзорное ведомство "провести проверку процессов, происходящих на предприятии".
«Экологическая общественность практически лишена возможности оценить эффективность проводимых на предприятии мероприятий по снижению экологических рисков, в том числе для здоровья населения», - отметила в своем обращении Наталья Латышевская.
В частности, по ее словам, отсутствует информация о том, осуществлялась ли государственная экологическая экспертиза программы по дегазации. Также нет данных о том, откуда берется вода для процесса дегазации и как осуществляется мониторинг состояния окружающей среды при проведении мероприятий. «Процесс дегазации может иметь серьезные негативные последствия для здоровья населения», - уверена Наталья Латышевская.
«Губернатор должен обратить внимание на ситуацию»
По информации Натальи Латышевской, на территорию предприятия также «перегнали около 100 цистерн, содержащих неизвестные химические вещества».
«Ранее эти цистерны находились на станции «Лесобаза». Появилась информация, что в цистернах находятся отходы от прежней деятельности, в том числе по производству химоружия», - говорится в обращении, копия которого имеется в распоряжении «Кавказского узла».
«Считаю, что по всем означенным вопросам волгоградцы имеют право знать достоверную информацию, поскольку речь идет об обеспечении промышленной и экологической безопасности на территории Волгоградской области, и, следовательно, о здоровье жителей», - отмечается в обращении Латышевской.
Технология дегазации позволяет "выделить остатки продукции, которую можно продать", заметила Латышевская. "Мое мнение, и мнение многих технологов, заключается в том, что процесс дегазации на «Химпроме» затеян потому, что в емкостях и путепроводах находится еще остаточное количество продукции", - заявила корреспонденту «Кавказского узла» Наталья Латышевская.
На сложившуюся на заводе ситуацию должны обратить внимание областные власти, заявил корреспонденту «Кавказского узла» экс-депутат Волгоградской областной думы, заслуженный химик России Олег Болотин.
«Я не знаю, остались ли на заводе специалисты, которые в соответствии с федеральными нормативными актами способны составить план действий по дегазации оборудования», - рассказал Олег Болотин.
«С точки зрения того, что предприятие ликвидируется, отсутствие информации - это в принципе неправильно со стороны руководства предприятия и областных властей. Губернатор должен был обратить внимание на ситуацию, пригласить специалистов, которые работали на предприятии, создать общественную группу, которая бы посмотрела и убедилась, что все делается правильно», - добавил Олег Болотин.
По его мнению, «Химпром» ликвидируется "тихой сапой" и "скрыто от общества". «Никто уже не возродит «Химпром» в рамках того профиля, по которому работало предприятие. Сегодня это преступление — единственный цех по производству карбида кальция в России уничтожен. Мы говорим об импортозамещении, и вместе с тем начинаем ввозить китайский карбид», - заметил Олег Болотин.
«Отдельной программы по дегазации «Химпрома» не существует»
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает, что работы по дегазации допускаются только при наличии документации, прошедшей экспертизу, заявил корреспонденту «Кавказского узла» бывший главный эколог «Химпрома» Валерий Онищенко.
«Дегазация — это освобождение аппарата от содержимого, его промывка. При этом все это должно контролироваться. А кто будет контролировать процесс, если всех сотрудников на заводе сократили? Должен быть мониторинг. Площадь промышленной площадки на заводе составляет около 150 гектаров, стоит масса оборудования в несколько этажей. Должны быть акты, что все оборудование продуто, промыто, вредных веществ никаких нет. Кто это контролирует? Контроль должен быть аналитическим», - отметил Валерий Онищенко.
Руководитель территориального управления «Роспотребнадзора» Александр Злепко сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что возглавляемое им ведомство также не контролирует технологические процессы, которые происходят на «Химпроме». «Мы не контролируем «Химпром» и никогда не контролировали. Там есть своя санитарно-эпидемиологическая служба медико-биологического агентства», - сказал Александр Злепко.
В комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области также утверждают, что ведомство не контролируют ситуацию с ликвидацией «Химпрома». «Мы к «Химпрому» отношения не имеем, это предприятие федерального уровня контроля», - сообщила корреспонденту "Кавказского узла" старший консультант ведомства Марина Малышева.
«Существует программа по ликвидации предприятия, она разработана субъектом и минпромторгом Волгоградской области», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» начальник отдела экологического надзора Росприроднадзора по Волгоградской области Алексей Сергеев.
«И нами, и комитетом природных ресурсов и окружающей среды по запросу минпромторга направлялись предложения — что делать, чтобы ликвидация произошла безопасным для окружающей среды способом. Мы, в свою очередь, постоянно мониторим текущую ситуацию с выбросами на предприятии. В июле-августе пройдет очередная проверка. Мы посмотрим, соблюдают ли на «Химпроме» план-график по выбросам», - добавил Алексей Сергеев.
При этом экспертиза процесса дегазации, в соответствии с законодательством, не требуется, отметил Алексей Сергеев. "Отдельной программы по дегазации «Химпрома» не существует. Но есть конкретные мероприятия по дегазации, они входят в общий план ликвидации «Химпрома». Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрен достаточно узкий перечень мероприятий, допускаемых только при наличии заключения государственной экологической экспертизы. К таким не относятся мероприятия, указанные в обращении Латышевской", - утверждает Алексей Сергеев.
"Запланировано проведение нового этапа увольнений"
По словам пресс-секретаря завода Анастасии Юдановой, по состоянию на 20 июля на «Химпроме» официально продолжают работать 550 человек.
«Из них реально работают 468 человек. Остальные находятся на больничных и в декретных отпусках. Новый этап увольнений планируется, но пока неизвестно, когда он начнется», - сообщила корреспонденту «Кавказского узла» Анастасия Юданова.
В пресс-службе завода также отметили, что с 15 по 30 июня с «Химпрома» были сокращены 35 сотрудников, которым было выплачено выходное пособие за первый месяц безработицы.
«Это сотрудники, которые по каким-то причинам не были сокращены в мае», - пояснила корреспонденту «Кавказского узла» представитель Центра занятости Волгограда Ирина Сайгина.