Найдено еще одно захоронение мирных жителей Чечни
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
6 сентября 2002 года в лесополосе около блокпоста российских федеральных сил на стыке Малгобекского и Сунженского районов Республики Ингушетия с Надтеречным районом Чеченской Республики найдено захоронение.
О существовании захоронения родственники людей, задержанных сотрудниками силовых структур РФ и впоследствии "исчезнувших", поставили в известность правоохранительные органы Ингушетии, при участии которых была проведена эксгумация. В яме обнаружено 15 тел, семь из них уже опознаны. Это:
Муса Исаевич Кариев, 1958 г. р.;
Аслан Мусаевич Кариев;
Рустам Мусаевич Кариев, 1982 г. р.;
Азизбек Абаевич Бицалов, 1965 г. р.;
Вахид Даудович Магомадов, 1945 г. р.;
Байзет Ибрагимович Лигуцоков, 1961 г. р.
Еще один труп опознан и увезен родственниками для захоронения (имя его нам не известно; скорее всего, это Беслан Дадаев, житель с. Октябрьское Грозненского (сельского) района Чеченской Республики).
Все эти люди были задержаны российскими военными в мае 2002 года. Об их задержании и "исчезновении" (в частности, о задержании Кариевых) ПЦ "Мемориал" вел переписку с органами прокуратуры РФ. Вопрос об их поиске и освобождении поднимался на встрече правозащитников с командованием Объединенной группировки войск и иных силовых структур РФ в Чечне в представительстве Президента РФ по соблюдению прав и свобод человека и гражданина в ЧР в июле этого года. По рассказам родственников "исчезнувших" можно было предположить, что задержание производили военнослужащие 21-й Софринской отдельной бригады оперативного назначения (ОБРОН) ВВ МВД РФ, части которой базируются на территории бывшего управления буровых работ в "Соленой Балке" (Старопромысловский район, г. Грозный). Военное руководство и сотрудники прокуратуры обещали выяснить обстоятельства похищения людей и провести расследование, однако никаких последствий это обращение не имело.
О месте захоронения родственникам задержанных сообщили военные за крупное денежное вознаграждение.
Опознанные тела принадлежат людям, ранее задержанным сотрудниками федеральных силовых структур; обстоятельства их "исчезновения" приведены ниже.
В ночь со 2 на 3 мая 2002 года был задержан и увезен Вахид Даудович Магомадов, 1945 г. р., проживавший по адресу: с. Октябрьское Грозненского (сельского) района, ул. Плановая, 14.
Майна Юнусовна Магомадова, жена В.Магомадова, рассказала, что в 4.00 в их дом ворвались военные. Крича и нецензурно выражаясь, они потребовали предъявить документы. Однако из всех предъявленных документов военнослужащие взяли только водительское удостоверение ее мужа, не обращая никакого внимания на паспорт. Супругу Магомадова ударили прикладом автомата по лицу.
Военные были на двух автомобилях марки "УАЗ", микроавтобусе "ГАЗ" ("Газель") и БТРе. Военнослужащие посадили В.Магомадова в БТР и увезли в неизвестном направлении.
В тот день в с. Октябрьское были задержаны еще 12 человек. 5 мая некоторые из них были освобождены. Освобожденные рассказали, что их держали в яме в районе "Соленой Балки", где дислоцируется ОБРОН ВВ МВД РФ (Софринская бригада). Там их избили и пытали током. 5 мая их посадили в БТР, предварительно завязав глаза, и куда-то повезли. По дороге военные заставили спрыгнуть Вахида Магомадова и Беслана Дадаева, другого жителя этого села. Остальных увезли еще дальше и также скинули. Когда шум БТРа, стих люди развязали глаза и поняли, что находятся на территории неработающего завода им. Ленина в Заводском районе Грозного.
Пожилой человек, ставший свидетелем их освобождения, рассказал, что первые двое освобожденных были сразу же подобраны военными, которые следовали на автомобиле "УАЗ", следом за БТРом. С тех пор о местонахождении Вахида Магомадова и Беслана Дадаева ничего не было известно.
Родственники Вахида Магомадова обращались с просьбой о его розыске в прокуратуру Грозненского (сельского) района, прокуратуру Чеченской Республики, в правительство ЧР, к депутату Государственной Думы РФ А.Аслаханову и к заместителю председателя правительства ЧР по работе с силовыми структурами М.Хамидову.
В ночь с 13 на 14 мая из с. Красностепновское Грозненского (сельского) района в ходе спецоперации российскими военнослужащими были увезены шестеро местных жителей:
Муса Исаевич Кариев, 1958 г. р.;
Рустам Мусаевич Кариев, 1982 г. р.;
Валид Мусаевич Кариев, 1983 г. р.;
Аслан Мусаевич Кариев;
Азизбек Абуевич Бицалов, 1965 г. р.;
Увайс Кагерманов, 1965 г.р.
Мусу Кариева и двоих его сыновей, Рустама и Валида, забрали в доме М. Кариева; из соседнего дома ? его старшего сына Аслана, который жил отдельно, и двоих соседей ? из домов, стоящих рядом.
Около 2.30 ночи люди были разбужены вторжением людей в камуфляжной форме и масках, говорящих по-русски.
Когда задерживали Бицалова, его родные слышали, как представители федеральных сил переговаривались по рации и к ним обращались, используя позывной "Гепард".
В ходе спецоперации военные вели себя крайне грубо, били и оскорбляли не только мужчин, но и женщин. Так, матери Кариевых выбили четыре зуба, еще одну женщину ударили прикладом по голове и пробили череп.
Задержанных заталкивали в автомашину марки "УАЗ" и отвозили на окраину села, где стояли БТРы. После того, как были задержаны шесть человек, БТРы и "УАЗ" двинулись в сторону Грозного. Жители Красностепновского и соседнего села Октябрьское, через которое проезжала колонна, четко видели пять машин. Предположительно, они поехали в Соленую Балку.
Дождавшись рассвета, жители Красностепновского отправились к воинскому подразделению, которое с 13 мая расположилось на высотке над селом.
Местные жители пытались выяснить ? имеют ли военнослужащие этого подразделения отношение к ночной спецоперации, проведенной в Красностепновском. Однако им ответили, что это подразделение никакой спецоперации в селе не проводило, и, вообще, все это, скорее всего, провокация боевиков. Разговаривать с военными было трудно, многие из них были в нетрезвом состоянии.
Родственники задержанных поехали в Грозный и встретились с заместителем прокурора ЧР Никитиным. Он предложил написать заявление на имя прокурора Грозненского (сельского) района Дмитриева. Поздняков, помощник военного прокурора Киселева, тоже принял заявление. Заместитель коменданта ЧР Цуев посоветовал обратиться в прокуратуру.
Вечером, ничего не добившись, родственники задержанных поехали домой. Когда они проезжали мимо с. Октябрьское, их остановили военные, которые прибыли на двух БТРах (номера были прикрыты брезентом). Военнослужащие проверили документы у водителя, спросили о причине поездки. Из отрывочных реплик военных люди поняли, что те знают, о том, что произошло ночью. Когда снова тронулись в путь, люди заметили, что военные их как бы сопровождают, не давая себя обогнать и не уезжая далеко вперед. Возле Красностепновского БТРы остановились. В этот момент местные жители увидели, как из верхнего люка одного из БТРов внезапно высунулся Рустам Кариев. Он только успел попросить о помощи, как его опять затолкали внутрь. БТРы рванулись с места.
Группа жителей села немедленно вновь обратились к командованию воинской части, дислоцировавшейся уже второй день на высотке над селом, с просьбой задержать бронемашины, которые подъезжали к селу. Один из военных, представившийся генералом Соболевым (генерал Соболев ? командующий ВВ МВД РФ в Чечне, руководит всеми крупными "зачистками" на территории республики), приказал выехать в село группе из военнослужащих и милиционеров.
В это время в село въехал третий БТР, бортовой номер которого был также прикрыт брезентом. Из него вышел военный, который представился как капитан Новиков, и предложил кому-нибудь из местных жителей рассказать ему, что случилось. Ему дали список задержанных и пропавших, он обещал помочь в их розыске. Местные жители сумели снять брезент, которым был прикрыт номер БТРа, и увидели цифры ? ?143?.
Подъехавшая в этот момент группа, направленная в село генералом Соболевым, задержала БТР. Командир БТРа был опрошен, после чего бронетранспортер беспрепятственно покинул село. Местным же жителям было обещано, что вся информация, связанная с этим БТРом, будет передана в отдел внутренних дел Грозненского (сельского) района. При этом людям сообщили, что "Новиков" ? фамилия вымышленная.
15 и 16 мая люди продолжили искать задержанных родственников, однако им не удалось узнать, какой следователь ведет их дело, никто не приехал в село для того, чтобы расспросить свидетелей и осмотреть место происшествия.
Вечером 16 мая глава администрации с. Новый Энгеной Гудермесского района привез в Красностепновское Увайса Кагерманова и Валида Кариева, которых военные выкинули вблизи его села.
Оба были настолько избиты, что их тут же отправили в больницу. Документов при них не было. По словам Кагерманова и Кариева, их содержали с постоянно завязанными глазами в каком-то подвале, они слышали голоса других задержанных, во время допросов били.
О судьбе других пропавших на конец августа 2002 года ничего известно не было.