Эксперты заявили о возможном выходе салафитов из правового поля в Дагестане в случае давления на общину
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Массовые задержания прихожан мечети Буйнакска не будут иметь последствий, связанных с безопасностью в регионе. Однако эти задержания свидетельствуют о сворачивании политики диалога, что может привести к непрозрачности деятельности салафитской общины, считают эксперты.
Как писал "Кавказский узел", жители Буйнакска сообщили о массовых задержаниях прихожан мечети 8 мая. По данным очевидцев, к вечеру 8 мая все 15 человек, доставленные в полицию, были отпущены на свободу. В свою очередь в ГОВД Буйнакска отказались прокомментировать инцидент в мечети.
"Давление на салафитов приведет к их самоизоляции"
Усиление давления государства на альтернативные исламские общины региона может быть опасно, считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.
По его словам, "можно по-разному их называть - ваххабиты, салафиты, фундаменталисты, джихадисты, исламисты, как угодно, но это исламистская позиция". "Она была, есть и будет, и в этом нет ничего плохого. Люди имеют свое мнение, свои подходы, это не те люди, которые бегают с автоматами по горам", - отметил исламовед.
Он подчеркнул, что "если давить их все время - вот тогда это будет способствовать их изоляции и выдавливанию из правового поля". "Ислам бывает разный и подходы бывают разными. Это нормально. Северный Кавказ - это часть исламского мира, помимо того, что это часть России. Те же самые проблемы и поиск альтернативы. Самое ужасное, если их заталкивать в горы, а у нас такой опыт был на протяжении 20 лет", - заключил Малашенко.
"Это рутина будней, так было и так будет. Это всего-навсего один из эпизодов. Раздавить салафизм - невозможно, всех пересажать невозможно, не бороться против них тоже нельзя, потому что надо отчитываться перед местной и федеральной властью, потому это один из эпизодов, отражающих общую тенденцию, нужно показать, что идет борьба. Во-вторых, со стороны неформального ислама нужно показать, что они есть, что они будут сопротивляться и "нас не сотрешь", - пояснил член научного совета Московского центра Карнеги.
"Кавказский узел" писал, что в мае 2012 года представители разных течений в исламе договорились разрешать спорные вопросы и разногласия путем диалога. Сторонами мирного процесса являлись салафиты, представленные ассоциацией ученых "Ахлю-Сунна", и суфии в лице ДУМ Дагестана. В апреле 2012 года в Махачкале на встрече между представителями Духовного управления мусульман Дагестана и представителями "Ахлю-Сунны" была принята резолюция, отражающая намерение решать все спорные вопросы в исламе путем дискуссий. В рамках этого соглашения прошло несколько встреч.
"Репрессии приведут к непрозрачности деятельности салафитской общины"
Систематическое давление на салафитскую общину способно привести к сворачиванию открытой проповеди и непрозрачности в ее деятельности, считает старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.
"Эти проблемы есть, я не знаю, чем они вызваны, чем мотивируют свои действия силовики в Буйнакске. Курс Магомедсалама Магомедова (бывший глава Дагестана, ушел в отставку 28 января 2013 года. - Прим. "Кавказского узла") на сближение и диалог сворачиваются со стороны государства. Суфии, в целом, придерживаются каких-то достигнутых соглашений. Я думаю, что решение о том, чтобы уйти из открытого пространства, может быть принято. Если же говорить о таком сценарии, рассматривая варианты, то в Сирию уехал бы каждый, кто этого хотел", - считает Ярлыкапов.
Отметим, что 9 мая на смс-сервис "Кавказского узла" поступило сообщение о проведении 11 мая экстренного совещания совета имамов "Ахлю-Сунна" Республики Дагестан в связи с задержаниями в мечети Буйнакска.
Совет имамов "правомочен принимать достаточно серьезные решения", отметил Ахмет Ярлыкапов.
"Совет имамов - это высший орган общины. Салафитов в республике довольно много. Я не знаю, как их считать, очевидно, не все входят в ассоциацию "Ахлю-Сунна". Считается, что до 50% общин не подчиняются ДУМД, но все ли они салафитские и какая из них часть ассоциирует себя с "Ахлю-Сунной", к сожалению, такого четкого ответа у меня нет. Но совет, как высший орган, правомочен принимать в случае кворума достаточно серьезные решения, которые руководитель этой ассоциации должен учитывать", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Ярлыкапов.
По его словам, "окончательное решение у салафитов принимает амир, руководитель, а шура (совет. - Прим. "Кавказского узла") - это больше совещательный орган, но иногда от него исходят достаточно серьезные рекомендации". Ярлыкапов не исключил, что большая часть салафитской общины "может уйти в подполье", однако ситуация не настолько катастрофическая, чтобы были приняты подобные решения.
Он отметил, что "представители силовых структур зачастую отдают себе отчет в последствиях осуществления систематического давления на мусульманские общины республики", и их действиями "может быть спровоцирован уход общины из видимости". "Но когда я говорю - "уход в подполье", я не имею в виду уход в бандподполье, - это разные вещи. Сейчас они работают открыто, у них бизнес, мечети, открыто ведется пятничная проповедь, власть имеет возможность наблюдать, следить, но если люди примут решение прекратить открытую деятельность, то это не очень хорошо", - заключил эксперт.
"Решение совета имамов может формулировать общую стратегию развития общины"
Роль Совета имамов является исключительно консультативной, заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель салафитской общины, попросивший не называть своего имени.
"Совет имамов - это консультативный орган. У них нет полномочий запретить кому-то входить в мечеть, они могут запретить кому-то предоставлять минбар (площадка для проповеди. — Прим. "Кавказского узла"), и могут вырабатывать общую стратегию развития. Смысл экстренного совета может быть в координации имамов, проповедников, в решении того, что они будут делать, что будут говорить людям, и предотвращении ситуации, когда каждый сам будет принимать решения, касающиеся деятельности всей общины", - сказал он.
По его словам, в случае частых задержаний, наверняка "на совете выработают какую-то стратегию поведения". "Что-то они рекомендуют прихожанам, что-то себе. Как совету в таких случаях действовать, куда обращаться. Я думаю, они будут налаживать контакты с какими-то ответственными людьми в силовых структурах, сообщать, что им не дают работать, что им мешают держать порядок, провоцируют все это, а потом и имамов перестают слушать прихожане. Также, напомню, одной из задач создания этого совета имамов было налаживание диалога с официальными духовными структурами. Они не хотят в отрыве друг от друга в Дагестане жить. Да, у них есть идеологические разногласия, но есть нейтральная тематика, территория, и муфтий также в этом заинтересован", - заключил представитель салафитской общины.
Эффективность совета в решении подобных вопросов "сводится к нулю в ситуации, когда власть видит салафитов чужеродными элементами в общереспубликанском диалоге", - в свою очередь отметил имам одной из махачкалинских мечетей, состоящий в данном совете.
"Все эти советы наигранны, и сидеть там и слушать не хватает никаких сил", - сказал он, добавив также, что "силовики и представители ДУМД в данной ситуации распределили между собой роли плохих и хороших полицейских, однако работают на общую задачу".
Официальный представитель совета имамов ассоциации "Ахлю-Сунна" комментировать корреспонденту "Кавказского узла" итоговое решение консультативного органа отказался, мотивировав тем, что "пресс-релиз заседания будет опубликован на официальном сайте".
"Кавказский узел" в материале "Мобилизация протеста в Дагестане" также собрал данные о случаях действий репрессивного характера со стороны правоохранительных органов в течение 2013 года, что способствовало нагнетанию напряженности, росту уровня недовольства со стороны мусульман.