Жители Чечни заявили о давлении на семьи девушек при заключении браков

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сообщения о принуждении 17-летней девушки выйти замуж за начальника РОВД Ножай-Юртовского района вызвали резонанс в Чечне. Власти опровергли нарушения прав девушки, однако местные жители утверждают, что в республике распространен произвол чиновников в таких ситуациях.

30 апреля журналист Елена Милашина сообщила о том, что "57-летний начальник РОВД Ножай-Юртовского района Нажуд Гучигов" потребовал от родственников жительницы села Байтарки выдать девушку за него замуж в день ее 17-летия. Впоследствии стало известно о том, что возраст Гучигова - 46 лет.

"Красть невесту он не стал. Вместо этого выставил посты по всему селу, чтобы родители, наотрез отказавшиеся выдавать дочь за человека, которому она годится во внучки, не увезли ее подальше от престарелого жениха. Начальник РОВД Гучигов поставил родителям девушки ультиматум: выдать дочь добровольно 2 мая. Или он заберет девушку силой, а семью не пощадит", - отметила Милашина, добавив, что по всему селу Гучигов выставил полицейские посты.

Сам Нажуд Гучигов информацию о своем интересе к девушке, угрозах ее семье и выставлении полицейских постов опроверг, написала Милашина в "Новой Газете".

"Девушек насильно отдают замуж, а когда они надоедают мужу, возвращают домой"

Неравные браки в Чечне действительно имеют место, однако в последние годы в республике систематически происходят случаи, когда чиновники или высокопоставленные силовики используют различные рычаги давления на семьи молодых девушек, заявили корреспонденту "Кавказского узла" местные жители.

"К отцу невесты или старейшине обычно направляли делегацию из авторитетных людей, которые и решали этот вопрос в рамках чеченских обычаев и традиций. Мнение девушки тоже обязательно учитывалось. В данном же случае налицо тот факт, что начальник полиции, используя свое положение, свои связи и другие, фактически открыто вынуждает семью отдать за него девушку, которая годится ему во внучки", – рассказал на условиях анонимности руководитель одной из местных общественных организаций.

Ситуация вокруг девушки из села Байтарки привлекла большое внимание общественности, отметила жительница Ножай-Юртовского района Хава. По ее словам, в таких ситуациях молодых девушек легко уговорить выйти за пожилого человека, - им заявляют, что от этого зависят жизнь и благополучие близких.

"То, что ломается жизнь девушки, что ей рано или поздно придется вернуться домой, никто не думает", - говорит Хава.

Сегодня в Чечне власти и муллы часто поднимают тему роста числа разводов, сказала корреспонденту "Кавказского узла" другая местная жительница Петимат. По ее мнению, девушек все еще часто насильно отдают замуж, а когда они надоедают мужьям, возвращают домой.

"Самое противное, как мне кажется, что такие вот облаченные властью люди, задействуют кого можно и что только можно, чтобы вынудить согласиться на этот брак", – убеждена она.

По словам Петимат, обычно в таких ситуациях в ход идут угрозы, но если это не действует, то чиновники подключают известных старейшин, уважаемых людей, которые встречаются со старейшинами из семьи девушки, и все решают без учета ее мнения.

"Раньше, прежде чем выдавать девушку замуж, у нас смотрели, из какой семьи жених, как о них отзываются люди, а теперь все больше думают о деньгах. И это страшно", - сказала она.

Члены семьи девушки работают на хороших должностях, и им пригрозили, что они могут потерять работу, заявила знакомая семьи Зарема.

"Он женат, и есть дети. Она младше его детей. Чеченская женщина бесправна, ей неоткуда ждать помощи. Хеда сказала ему, что у нее есть парень. Но это не приняли во внимание. Говорят, ее парня избили до полусмерти", – приводит ее слова портал "Эхо Кавказа".

В сентябре 2014 года руководитель секретариата Духовного управления мусульман Чечни Муса Дадаев заявлял, что в республике искоренены ранние браки.

"Были слухи, что некоторые пары выезжают за пределы республики, чтобы пожениться, но мы не нашли им подтверждения. Профилактическая работа в школах и других учебных заведениях, а также с родителями дала результаты: за последние месяцы в республике не было ни одного случая женитьбы подростков", - цитирует Дадаева РИА "Новости".

В октябре 2010 года власти Чечни ввели запрет на умыкание невест. Подобные браки не должны регистрироваться духовенством, за умыкание невесты установлен штраф в размере одного миллиона рублей, также виновнику может грозить уголовная ответственность.  В том же году были ужесточены правила вступления брак - новобрачных обязали предъявлять медицинские справки об отсутствии у них тяжелых форм заболеваний. 

Кадыров и Астахов нарушений прав девушки не заметили

5 мая ситуацию вокруг девушки прокомментировал Рамзан Кадыров. Глава Чечни назвал тему провокационной и сообщил, что направлял в село доверенного человека, чтобы разобраться с происходящим. Согласие на свадьбу дали сама девушка, ее мать и дед, заявил Кадыров.

Он также раскритиковал местные СМИ за то, что они не отреагировали на ситуацию вовремя. Руководству Минпечати Чечни отведено две недели на выработку концепции новой информационной политики, передает "Грозный-ТВ".

Через несколько дней после выступления Кадырова министр по делам печати и информации в правительстве Чечни Шаид Жамалдаев был уволен, отмечает РБК.

О том, что никакой свадьбы между Гучиговым и девушкой не было, заявил сегодня пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов.

"Никакой свадьбы между этой девушкой и этим человеком в Чеченской Республике не было. Нет предмета разговора. Взрослая девушка, которая уже школу закончила, имеет право и замуж выйти, и что угодно, но нигде она не говорит, что я выхожу или я не выхожу", – пояснил он радиостанции "Говорит Москва".

Об отсутствии принуждения девушки и нарушения ее прав Гучиговым заявил сегодня детский омбудсмен России Павел Астахов на своей странице в Instagram.

"В случае с "чеченской невестой" ряд фактов был искажен, названы неверные имена и биографические данные. Но главное - ни родители (которые являются законными представителями девушки), ни она сама, ни другие родственники не обращались за помощью и не подтвердили растиражированных данных о "принуждении, насилии, нарушении прав", – написал Астахов, добавив, что обсудит с Кадыровым вопрос ранних браков и положения несовершеннолетних в Чечне во время своей поездки в июне 2015 года.

Под искаженными фактами омбудсмен имел в виду информацию о возрасте Гучигова. О том, что начальнику РОВД Ножай-Юртовского района 46, а не 57 лет, 10 мая сообщил депутат госдумы Шамсаил Саралиев. По его словам, освещавшие ситуацию средства массовой информации не уточнили также, что по действующему российскому законодательству при наличии уважительных причин органы местного самоуправления разрешают браки с 16 лет, пишет ТАСС.

Зампред комитета Совета федерации по конституционному законодательству Константин Добрынин раскритиковал позицию Павла Астахова, подчеркнув, что омбудсмен обязан проверять не только личные заявления, но и информацию СМИ о нарушении прав несовершеннолетних. По его мнению, Астахов должен был поехать в Чечню лично и самостоятельно во всем разобраться, сообщает "Фонтанка.ру".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"