Симпатии жителей Грузии к Сталину связаны с недостаточным распространением данных о репрессиях

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Многие жители Грузии до сих пор относятся к фигуре Иосифа Сталина положительно, так как мало информированы о событиях времен репрессий, считают грузинские эксперты. В Гори проходят акции с требованием вернуть памятник Сталину, в то время как власти страны избегают обсуждений сталинизма.

«Кавказский узел» сообщал, что в июне 2010 года власти демонтировали памятник Сталину в Гори. Жители города организовали сбор подписей за восстановление монумента и проводили акции протеста с требованием вернуть памятник.

6 мая в Гори вновь проходила акция с требованием восстановить памятник Сталину. В стране остается немало людей, испытывающих симпатии к личности Сталина, поэтому выступления сталинистов перед 9 мая выглядят логичным, заявили опрошенные корреспондентом «Кавказского узла» эксперты. Однако, по их мнению, сам День Победы является для современной грузинской общественности второстепенным праздником.

В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликован материал "10 мифов о роли Сталина в Великой Отечественной войне" о десяти наиболее известных мифах и достоверных сведениях относительно действий Сталина в ходе войны.

Джишкариани: для большинства жителей Грузии Сталин остался реализацией «грузинской мечты»

В советское время 9 мая считался одним из главных праздников, но после распада СССР общественное мнение Грузии сосредоточилось вокруг других исторических событий, пояснил историк Давид Джишкариани из группы «Совлаб», занимающейся исследованиями эпохи сталинизма.

«Не в последнюю очередь это обусловлено тем, что территория Грузии не была под оккупацией, в отличие от территории России, так что местное население не испытало на себе прямого воздействия оккупационных войск Германии. Если для России победа во Второй мировой войне является нациеобразующим моментом, то Грузия как нация формируются вокруг других событий», – пояснил Джишкариани.

Роль Сталина в войне в Грузии пока не осмыслена, считает Джишкариани.

«Для большинства жителей Грузии Сталин так и остался реализацией грузинской мечты – мальчик из Гори возглавил огромную Россию. Некоторые видели в этом некую историческую справедливость, дескать, большая Россия оккупировала Грузию, но именно грузин возглавил эту большую Россию», – сказал он.

После распада СССР общественность не была втянута в дискуссию вокруг фигуры Сталина.

«Даже публикаций в грузинских СМИ по поводу Сталина не было. Достаточно указать, что в Грузии не были распространены архивные материалы о том, как сотни тысяч человек были репрессированы. Мы издали недавно документы об этом, и, как оказалось, люди даже не знают, что сотни тысяч репрессий были проведены за личной подписью Сталина. Широкая публика или не знает этого, или не осознает», – отметил Джишкариани.

Всплеск обсуждений темы сталинизма пришелся на 2010-2011 год, когда в парламенте Грузии принималась Хартия Свободы, согласно которой в стране вводилась люстрация в отношении бывших чиновников времен СССР, запрещалась коммунистическая и нацистская символика.

«В это время в СМИ появились исторические материалы той эпохи, дискуссии, даже вышло несколько карикатур на Сталина. Но тем не менее, все это очень скоро прекратилось», – вспоминает Джишкариани.

Бакрадзе: для Грузии события Второй мировой войны второстепенны

В СССР мифологема Второй мировой войны искусственно поддерживалась в Грузии пропагандой, убежден директор музея грузинской литературы Лаша Бакрадзе.

«Вторая мировая война не является для Грузии таким же мифом, необходимым для образования государства, каким она является для России. Это далеко не самый важный сегмент в истории Грузии. И пафос, связанный со Второй мировой войной сразу же померк после развала Советского Союза», – заявил он.

Во времена Эдуарда Шеварднадзе, с 1992 по 2003 годы, были попытки придать 9 мая больше значения, отметил Бакрадзе.

«Шеварднадзе сам из советского времени, и для него, конечно, это было важным. Но для грузинской государственности это не играло особой роли. Так что этот вопрос, который, может быть, намного серьезнее стоит в тех странах, на территории которых шли военные действия – например, в Украине, для Грузии оказался второстепенным», – сказал Бакрадзе.

Более того, после распада СССР в Грузии восприятие Второй мировой войны стало более сложным, отметил он.

«Во времена Советского Союза эта война преподносилась как отечественная, и никаких особых дискуссий в этом вопросе не было. Однако после распада СССР в прессе часто появлялись материалы о том, что часть грузин воевала на стороне Германии. Конечно, это была несравнимо малая часть, однако она была», – рассказал директор музея грузинской литературы.

Однако, по его мнению, этих людей нельзя считать коллаборационистами, поскольку непосредственно против Грузии они не воевали.

Как считает Лаша Бакрадзе, именно благодаря Второй Мировой войне в Грузии роль Сталина была очень высока.

«Если говорить о Сталине, то, конечно, его личность продолжает пользоваться большой популярностью в Грузии, о чем свидетельствуют различные соцопросы. И, конечно, в большой степени его популярность определена той ролью, которую он сыграл во Второй мировой войне. Если при СССР кто-то и высказывался отрицательно о Сталине, то это было келейно и не имело большого воздействия на публику», – рассказал он.

На войну было послано в том числен и очень много грузин, хотя данные об этом не публикуются российскими архивами, заявил Бакрадзе.

«Хотя известно, что эти данные есть. И естественно, что многие прошедшие войну воспринимают Сталина как своего полководца, чем еще больше усилили его популярность в Грузии», – добавил он.

В конце 1980-х и начале 1990-х годов в Грузии происходили события, которые отодвинули вопрос обсуждения роли Сталина в истории.

«Проходили различные противостояния — Грузия отделалась от СССР, создавала свое правительство, потом началась гражданская война перекинувшаяся на Цхинвальский регион и Абхазию. Так что если в России много внимания было уделено публикациям архивов и воспоминаниям о сталинских репрессиях, то в Грузии этого так и не произошло», – сказал Бакрадзе.

Попытки при Михаиле Саакашвили изменить отношение к сталинизму, переименовать музей Сталина в музей сталинизма, обернулись неудачей.

«На мой взгляд, в музее следовало организовать параллельную экспозицию, чтобы, с одной стороны, люди видели биографию этого человека, оставившего след в истории, а с другой стороны, имели бы возможность оценить те репрессии и те загубленные жизни, которые связаны со сталинизмом», – сказал эксперт.

Адельханов: в риторике правительства Грузии история присутствует лишь эпизодически

С тем, что для Грузии Вторая мировая война не стала самым значительным событием в истории, согласен и грузинский правозащитник Эмиль Адельханов.

«После распада Советского Союза Второй мировой войне не придавалось так много внимания, как в России. Из политической полемики этот вопрос ушел едва ли не сразу после развала Советского Союза», – отметил он.

Совершенно разным было отношение к Сталину во времена Шеварднадзе, Саакашвили и «Грузинской мечты».

«Я помню, что Шеварднадзе во время выборов в 2003 году на митинге в Гори обещал горожанам восстановить памятники Сталину», – отметил Адельханов, добавив, что это совпадало с настроениями в Гори.

При правлении Саакашвили были попытки осудить сталинизм, продолжил правозащитник.

«Но это было решение политической элиты. Как оказалось, широкие массы в большей степени сохранили свое прежнее мнение», – сказал Эмиль Адельханов.

Нынешнее правительство проявляет к этому вопросу полную индифферентность.

«Если правительство Саакашвили часто использовало историческую риторику, то в риторике нынешнего правительства история присутствует лишь эпизодически», – отметил Адельханов.


8 мая у дома-музея Сталина в Гори прошла акция протеста активистов организации "Свободная зона", закончившаяся дракой. Протестовавшие обвинили в провокации сторонников действующей власти.

Возвращение сталинизма в Грузии невозможно, уверены эксперты

Все трое опрошенных экспертов считают, что возвращение сталинизма в Грузии невозможно.

«Сталинизм в первую очередь держался на массовых репрессиях и терроре. Но мы живем в другу эпоху, когда подобные репрессии невозможны. Поэтому любые сравнения со Сталиным в отношении властей Грузии были бы некорректны», – считает Лаша Бакарадзе.

«Мы сегодня живем в другу эпоху. Может быть у кого-то из представителей правительства во времена Шеварднадзе, Саакашвили и Грузинской мечты и были личные амбиции или желания ввести элементы сталинизма, но реальность сегодня другая. Гражданское общество должно осуществлять контроль за поведением власти и пресекать подобные попытки», – уверен Давид Джишкариани.

Несмотря на споры политиков и взаимные обвинения в реставрации сталинизма, на самом деле в Грузии ничего подобного не произошло, говорит Эмиль Адельханов.

«Хотя не единожды можно было услышать от политических оппонентов фразу: «Такого себе даже Сталин не позволял», – но это была всего лишь демагогия. На самом деле, ни одно правительство Грузии не приблизилось к реальному сталинизму», – убежден правозащитник.  

Нынешние грузино-российские отношения никак не повлияли на восприятие фигуры Сталина в Грузии, заявили все три эксперта.

В соседней Северной Осетии в последние годы регулярно устанавливаются бюсты Сталина

В свою очередь в Северной Осетии установлены более 20 бюстов Иосифа Сталина, рассказали корреспонденту «Кавказского узла» местные историки

Так, в 2009 году на мемориале Славы во Владикавказе по инициативе местного отделения КПРФ был установлен бюст Сталина. Скульптор Михаил Дзбоев является автором сразу нескольких сталинских бюстов, установленных в 2005-2010 годах в поселке Мизур Алагирского района, в селении Веселое Моздокского района, в селении Кадгарон Ардонского района, возле селения Нижняя Саниба и в селении Ногир Пригородного района, а также в Дигоре, пояснил историк Казбек Таутиев.

«С инициативой по установке бюста Сталину выступали как группы местных жителей, так политические партии и общественные движения», – рассказал он корреспонденту «Кавказского узла».

Бюсты установлены также во дворе школы в Ардоне, в центре селения Эльхотово и станицы Змейская Кировского района, в административном центре Ирафского района Чиколе, а также два бюста – в Беслане.

В селении Даргавс усилиями местного жителя был восстановлен ранее демонтированный бюст Иосифа Сталина, отметила в свою очередь руководитель республиканского центра по охране памятников Людмила Габоева.

«В Цее на валуне есть изображение Сталина, которое привлекает внимание туристов и жителей республики. В горном селении Бардзикау бюст Сталина установлен рядом с памятником местным жителям, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Бюст Сталина есть на территории музея «Защитников Суарского ущелья». В Алагирском районе, между горными селениями Верхний и Нижний Зарамаг увековечены имена погибших и есть больших размеров барельеф с изображением Сталина, и также бюст Сталина установлен во дворе частного дома селения Хумалаг Правобережного района», – сообщила историк.

К открытию готовится также бюст Иосифа Сталина в селении Виноградное Моздокского района – с инициативой здесь выступили местные жители. Вместе с тем никаких монументальных скульптурных композиций со Сталиным в республике нет.

Рачинский: усилия движения «Суть Времени» по ресталинизации сопровождаются фальсификациями

Активные усилия по ресталинизации в России предпринимает движение «Суть времени», образованное в 2011 году политологом и общественным деятелем Сергеем Кургиняном.

«Суть времени» является неосталинистким движением которое «занимается беззастенчивой фальсификацией истории и отстаиванием коммунистических взглядов», заявил корерспонденту «Кавказского узла» член правления Международного общества «Мемориал» Ян Рачинский. В качестве примера эксперт привел кампанию активистов движения против программы увековечения памяти жертв репрессий.

«Они в своих листовках полностью фальсифицировали содержание этой программы, причем не по недомыслию. Это была вполне сознательная махинация», – убежден он.

В апреле 2011 года «Суть времени» провела опрос, при котором большинство респондентов высказались против программы увековечения памяти жертв репрессиий. При этом главный вопрос, который задавался людям, был сформулирован так: «Нужно ли в России осуществлять программу, предполагающую признание Советского Союза преступным государством, осуществлявшим геноцид собственного народа и виновным в развязывании Второй мировой войны?». По мнению Рачинского, результаты опроса можно считать подтасовкой.

«Их позиция – агрессивно-имперская позиция с отрыжками коммунистической идеологии, которые скорее аккомпанемент, чем суть», – убежден эксперт.

Статистики по памятникам и бюстам Сталина на Юге России у движения нет, заявил корреспонденту «Кавказского узла» представитель пресс-службы движения «Суть времени» Иван Капранов. Также пока нет и статистики о том, как жители страны относятся к Сталину.

«Прямого исследования отношения людей к Сталину в разных регионах у нас не было и не знаю, будет ли в ближайшем времени. Был опрос о том, насколько население нашей страны приветствует такой процесс, как десталинизация, который хотели провести с 2010 года под эгидой президента Дмитрия Медведева. По результатам опроса было показано, что подавляющее большинство населения страны против этой акции. Но вы понимаете, что ответ сильно зависит от того как задан вопрос. Вопрос был о том, имеет ли смысл сейчас проводить десталинизацию. Но если мы будем задавать вопрос иначе: как вы относитесь к личности Сталина, к его действиям, я не знаю, какие будут результаты», – заявил он..

Согласно отчету о результатах анкетирования, в Дагестане против программы голосовали 87% респондентов, в Северной Осетии – 97%, в других республиках Северного Кавказа опрос не проводился. В Ставропольском крае отрицательно высказались о программе 90% респондентов, в Краснодарском крае – 93%, в Волгоградской области – 86%, в Ростовской – 92%.

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"