Глава Чечни играет на публику заявлениями о готовности к отставке

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Рамзан Кадыров подтвердил готовность "с удовольствием оставить власть" и уйти с поста главы Чечни. Заявления Кадырова об отставке - во многом игра на публику, а разрешение стрелять по силовикам чеченский лидер дал, не подумав об огласке своих слов, считают опрошенные «Кавказским узлом» эксперты. Главы соседних с Чечней Ставрополья и Дагестана отчасти поддержали позицию Кадырова, а сам чеченский лидер после столь скандального заявления выразил готовность пойти навстречу силовикам по другому громкому делу – об убийстве Немцова.

О готовности уйти с поста главы Чечни Рамзан Кадыров объявил вскоре после конфликта с силовыми ведомствами, развернувшегося после убийства в Грозном 19 апреля Джамбулата Дадаева. Операцию, в результате которой был убит Дадаев, проводили сотрудники УВД Ставропольского края и дислоцированной в Ханкале Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России. Кадыров в ответ на действия оперативников заявил, что никто не может проводить спецоперации в Чечне без согласования с местными властями, и разрешил открывать по участникам несогласованных спецопераций огонь на поражение. МВД России назвало недопустимыми слова главы Чечни. 

Свою готовность оставить пост главы Чеченской Республики Рамзан Кадыров 30 апреля подтвердил в интервью изданию "Говорит Москва".

"Вы думаете, мне легко здесь? Я говорю, я 20 раз просил, чтобы меня отпустили. Я не цепляюсь за кресло. Быть главой республики – это очень ответственная работа. Это перед Всевышним, перед народом, перед президентом. Поэтому я эту должность не просил. Я за эту должность никогда не цеплялся. Я прошу, и сегодня прошу, я с удовольствием готов оставить власть", - сказал Кадыров.

Заявлениями об отставке Кадыров демонстрирует свои отношения с Путиным

Слова главы Чечни о готовности к отставке есть ничто иное как красивый способ продемонстрировать близкие отношения с президентом России и показать силовикам, что при любых их заявлениях решать вопросы с Кадыровым будут не они, заявил "Кавказскому узлу" член научного совета Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко

"У меня с Владимиром Владимировичем личные отношения, и я выйду в отставку не потому, что нарушил Конституцию, а если он скажет. Он мой патрон, я его клиент", - такой подтекст, по мнению Малашенко, кроется за словами Кадырова об отставке.

Комментируя слова Кадырова о разрешении стрелять по «чужим» силовикам, эксперт не исключил, что они стали следствием эмоционального срыва чеченского лидера. "Он явно не подумал, такими вещами все-таки бросаться нельзя. Возможно, ему так поднесли эту историю, что его, мол, обидели, вот он так и среагировал", - предположил Малашенко.

Слова Кадырова об отставке были сказаны, поскольку "соответствовали требованиям момента", полагает старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.

"Он уже говорил то же самое при предыдущей кризисной ситуации, также сравнивал себя и Путина с пехотинцем и главнокомандующим", - отметил эксперт в комментарии "Кавказскому узлу".

Слова же о разрешении стрелять по силовикам, по мнению Ярлыкапова, сейчас Кадыров хотел бы взять обратно.

"Нужно принимать во внимание аудиторию, для которой это говорилось. Собственно эта аудитория и ждала от него подобных слов - о том, что чеченцы должны быть хозяевами в своем регионе, но он высказал это в выражениях, которые оказались абсолютно неприемлемыми для федерального центра", - сказал Ярлыкапов.

Излишнюю эмоциональность своего заявления о действиях ставропольских силовиков в Чечне признал, впрочем, и сам Рамзан Кадыров. "На эмоциях я сделал это заявление. Мне просто обидно было – один случай, второй, третий", - приводит слова Кадырова "Говорит Москва".

В конфликт Кадырова с силовиками включились федеральные СМИ

Крупные федеральные СМИ включились в информационную кампанию вокруг конфликта главы Чечни с руководством силовых ведомств, разгоревшегося после убийства Джамбулата Дадаева в Грозном.

Рамзан Кадыров по закону не имеет права давать приказы сотрудникам полиции, поскольку они подчиняются не главе региона, а министру внутренних дел, говорилось в репортаже «Первого канала», показанном вечером 24 апреля.

Впрочем, как пояснил в том же сюжете адвокат, бывший главный следователь по особо важным делам Следственного комитета Павел Зайцев, согласно законодательству, силовики из одного региона могут проводить операцию на территории другого, если поставят в известность территориальные органы МВД, которые могут предоставить своих людей.

Об исключениях из этой процедуры сообщил в том же репортаже Евгений Черноусов, бывший сотрудник Главного управления уголовного розыска МВД СССР. Например, 1 июня 2013 года мэра Маахачкалы Саида Амирова в ходе секретной операции в Дагестане задержали спецназ ФСБ и полиция из Москвы.

"Если есть информация, что в этом субъекте федерации правоохранительные органы могут препятствовать проведению оперативно-следственных мероприятий, может уйти оперативная информация, тогда из центрального аппарата быстро командируется сотрудник Главного управления уголовного розыска или следственного департамента, который организует и контролирует работу, как представитель центрального аппарата", - пояснил Черноусов.

В комментарии "Кавказскому узлу" Черноусов заявил, что ставропольские сотрудники МВД могли проводить операцию в Грозном без оповещения местных силовиков, так как среди них были оперативники Временной оперативной группы МВД, относящейся к центральному аппарату ведомства. Эту информацию фактически подтвердил источник "Кавказского узла" в МВД Чечни, по словам которого сотрудники Ставропольского УВД "поехали на военную базу Ханкала, где в качестве прикрытия взяли с собой сотрудников ВОГОиП и совместно с ними провели спецоперацию".

Государственный телеканал привел в пример спецоперацию чеченского МВД в 18 ноября 2006 года в Москве, когда был застрелен бывший командир специальной боевой группы "Горец" Мовлади Байсаров. Тогда к действиям чеченских силовиков возникло много вопросов, но 27 апреля 2007 года прокуратура Южного округа Москвы, занимавшаяся расследованием дела по статье "убийство" приостановила расследование, поскольку не удалось установить людей, подлежащих привлечению к уголовной ответственности.

В силовых структурах расценили репортаж «Первого канала» как поддержку позиции МВД, пишет со ссылкой на свои источники газета РБК.

Кадыров недоволен поведением Бастрыкина

Непроведение процедуры согласования чеченскими силовиками не вызывало публичных нареканий Кадырова.

"В отдельных случаях, например, когда есть опасность утечки информации, или необходимо принятие экстренных мер, таких согласований не проводят. Этим "грешили" и наши сотрудники, которые проводили спецоперации против боевиков на территории Ингушетии и Дагестана, и тем более сотрудники силовых структур федерального значения и военные", - подтвердил «Кавказскому узлу» один из отставных офицеров чеченской милиции.

Спецоперация в Грозном проходила в рамках закона, заявило 23 апреля на своем сайте МВД России. Ведомство утверждает, что чеченские силовики были поставлены в известность о спецоперации. Глава СКР Бастрыкин отменил постановление чеченского управления СКР о возбуждении дела против участников спецоперации. Кадыров назвал информацию МВД России "не соответствующей действительности от начала до конца", а от Бастрыкина потребовал объяснить причину отмены постановления, намекнув на попытку федеральных ведомств увести виновных от ответственности. "Я полагаю, что руководителю Следственного комитета следовало бы объяснить родственникам погибшего и всем жителям Чеченской Республики, каковы истинные причины отмены дела, рассказать, какие нарушения допущены при его возбуждении, почему нет необходимости провести проверку, если погиб человек", - гласит запись от 25 апреля в "Инстаграме" Кадырова.

При этом Кадыров заявил, что готов "с удовольствием помочь следствию" по другому громкому делу: дать показания в рамках расследования убийства Бориса Немцова, если его показания помогут в расследовании преступления. На допросе Кадырова по данному делу настаивают адвокаты детей убитого политика, и главе Чечни «интересно узнать», какие именно вопросы возникли к нему у представителей потерпевшей стороны.

"Путин вынужден будет восстановить баланс между силовиками и чеченской элитой"

В основе конфликта Кадырова с силовиками лежит сконструированный Москвой режим, основанный на лояльности Рамзана Кадырова исключительно Владимиру Путину и никому другому, пишет 25 апреля в «Новой газете» журналистка Елена Милашина.

"Федеральное вмешательство во внутренние дела Чечни возможно было исключительно по договоренности с местным руководством", - пишет Милашина, добавляя, что заявление Кадырова о стрельбе по силовикам фактически стало попыткой устранить «последний оплот федеральных сил в Чечне — неподконтрольную ему военную базу на Ханкале».

«По версии Кадырова, спецоперация по задержанию Дадаева была проплачена, и в ней «за деньги» участвовали силы, базирующиеся на Ханкале. Однако факты свидетельствуют о другом: Ханкалу подключили в последний момент и именно для того, чтобы предотвратить боестолкновение чеченских и ставропольских полицейских. Рамзан Кадыров вряд ли не знал об этом, но слишком уж велико его желание избавиться от Ханкалы», - считает Милашина.

Эту статью в полном объеме републиковал «Московский комсомолец», который 10 марта 2015 года в материале «Кому выгодно вбить клин между Путиным и Кадыровым» писал, что последних хочет поссорить «определенная часть сотрудников спецслужб, которые в свое время считали ошибкой передачу власти в Чечне отцу Рамзана».

«Их аргументация примерно такова: «При Кадыровых Чечня фактически независима, федеральные законы там не действуют, Москва реально ничего там не контролирует и по сути платит дань чеченцам за то, чтобы те ее не беспокоили». Эти силы желали бы поставить во главе Чечни либо русского генерал-губернатора, либо полностью управляемую и зависимую фигуру», - говорится в статье, посвященной версии участия чеченских силовиков в убийстве Бориса Немцова.

"Кремлю нечего сказать — Кадыров дает ему больше, чем требует. Он требует максимум суверенитета и денег немало. А в ответ предоставляет стабильность в регионе. И поддержку — политическую, идеологическую, в крайнем случае, и военную. Ведь у него в регионе создана настоящая армия, очень боеспособная. Потому Кадыров говорит и делает то, что ни один другой глава региона не может себе позволить", - цитирует члена Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Николая Сванидзе "Собеседник".

Кадыров вынужден резко реагировать на действия силовиков, потому что следствие по делу Немцова и действия ставропольских полицейских ставят под сомнение его значимость, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Ему нельзя допустить, чтобы в самой Чечне почувствовали, что он слабеет. В противном случае он может стать жертвой внутренних конфликтов в чеченском обществе. Его вынуждают доказывать свою силу», — приводит слова Макаркина газета РБК.

Путин вынужден будет восстановить баланс между силовиками и чеченской элитой, уверен Макаркин. «Возможно, будет отставка начальника следственного управления по Чечне, возбудившего уголовное дело против ставропольских полицейских. Возможно,​ будут какие-то перестановки в МВД Чечни», — предполагает эксперт.

Сам Рамзан Кадыров довольно эмоционально реагирует на попытки проанализировать ситуацию, сложившуюся после спецоперации в Грозном. "У нас бесчисленная армия так называемых политологов, аналитиков.. Кадыров построил шариатское государство, Кадыров объявил независимость, Кадыров вышел из подчинения, Кадыров поссорился..." Но главное произнести фамилию, которая на слуху, заявить о своей мерзкой персоне. Их профессия в великом и могучем русском языке имеет емкое определение - болтовня!", - говорится в записи главы Чечни в Instagram от 28 апреля.

Главы соседних с Чечней регионов  поддержали Кадырова

На перепалку Кадырова с федералами отреагировали губернаторы Дагестана и Ставрополья. Они согласились с тем, что руководитель региона должен знать, что в нем происходит, особенно в вопросах безопасности.

Глава Ставропольского края Владимир Владимиров не исключил, что слова главы Чечни Рамзана Кадырова в адрес ставропольских силовиков могли быть "выдернуты из контекста". "Силовые структуры действуют в интересах всей страны. И каждому руководителю необходимо об этом помнить, — заявил он. - Что касается якобы прозвучавших заявлений в адрес ставропольских или любых других силовиков — мне стало известно о них из СМИ. Не уверен, что слова не были выдернуты из контекста".

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов заявил, что считает неправильным проведение силовиками спецопераций в регионе без ведома главы региона.

Автор: