Адвокаты Расула Джафарова призвали суд в Баку вынести оправдательный вердикт

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

С заключительным словом на судебном процессе по делу Расула Джафарова в Азербайджане сегодня выступили адвокаты обвиняемого. Они призвали суд оправдать правозащитника, заявив о недоказанности его вины.

Как писал "Кавказский узел", Бакинский суд по тяжким преступлениям начал рассмотрение дела Джафарова 15 января. 31 марта суд завершил допрос всех свидетелей обвинения. 9 апреля было объявлено о завершении судебного следствия. Выступивший в суде прокурор предложил приговорить обвиняемого к 9 годам лишения свободы. Сам Джафаров отверг все обвинения, при этом признав некоторые ошибки в ведении финансовой документации.

Координатору кампании "Искусство во имя демократии" Расулу Джафарову, который был задержан 2 августа 2014 года, было предъявлено обвинение в незаконном предпринимательстве, уклонении от налогов, злоупотреблении полномочиями, подлоге и присвоении денег в крупном размере. Джафаров считает обвинения необоснованными и политически мотивированными. Международная правозащитная организация Amnesty International признала его "узником совести".

Один из потерпевших попросил суд снять с него этот статус

Сегодня в суде по делу Джафарова состоялись заключительные выступления  адвокатов правозащитника. Прежде чем слово было предоставлено адвокатам, признанный потерпевшим Ниджат Имранов в эмоциональной форме потребовал от суда снять с него этот статус.

Судья Исмайлов призвал его к спокойствию и попросил "не повышать тут голос".

"А повышаю голос, потому что уже сколько раз просил, чтобы с меня сняли статус потерпевшего", - заявил Имранов, выполнявший услуги в рамках проектов, координируемых Джафаровым. 

"Ты не выступай тут и сядь на место. Суд свое отношение к этому выразит в приговоре", - прервал Имранова судья Исмайлов.

"Выдвинутые в отношении Джафарова обвинения свидетельствует о предвзятости следствия"

В своем выступлении адвокат Алибаба Рзаев указал на  необоснованность всех пунктов обвинения.

"Уголовное дело было начато не самостоятельно генеральной прокуратурой "по факту", а на основании представления Минюста. Однако при этом в деле не поясняется, какой факт послужил основой для начала уголовного производства. Не ясно также, почему Минюст инициировал расследование по делу Джафарова и еще нескольких правозащитников, в то время как в стране действуют сотни НПО, получавшие гранты на миллионные суммы. Уголовные дела начаты именно против активистов, критиковавших власти, и потому предвзяты",  - сказал адвокат.

Летом 2014 года в Азербайджане прошла волна арестов оппозиционных политических деятелей, журналистов, правозащитников. Информацию об этих арестах "Кавказский узел" объединил в справочном материале "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане (2014)". Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собраны на тематической странице "Преследование активистов".

Алибаба Рзаев указал на несостоятельность предъявления обвинения Джафарову по статье "Присвоение в особо крупных размерах" (следствие инкриминирует Джафарову присвоение средств на сумму в 150,1 тыс. манатов (190 тыс. долларов, – прим. корреспондента "Кавказского узла"), которые он получил от доноров.

"Эти деньги принадлежали донорам. Однако следствие не привлекло в качестве потерпевших доноров, выделивших эти средства. Более того, сами доноры представили документы об отсутствии претензий к Расулу Джафарову и подтвердили исполнение проектов, которые они финансировали", - продолжил адвокат.

С другой стороны,  отметил Рзаев, в качестве потерпевших привлечены пять человек, которые оказывали услуги в рамках проектов Джафарова. "Эти услуги оказывались на основе договоров, и возможные споры по ним являются предметом гражданского судебного разбирательства, а не уголовного. А, во-вторых, все потерпевшие заявили на процессе, что не понесли никакого ущерба", - заметил Рзаев.

Кроме того, добавил адвокат, все 13 свидетелей стороны обвинения дали показания об использовании грантов по назначению и подтвердили невиновность Джафарова.

Рзаев указал на необоснованность квалификации следствием как "незаконное предпринимательство" использование Джафаровым грантов без государственной регистрации. До февраля 2014 года законодательство не требовало регистрации грантов физическими лицами. А когда было введено новое законодательство, Джафаров реализовал грантовые проекты посредством НПО, имеющих госрегистрацию, и  представил гранты на регистрацию в Минюст.

"Но даже если считать, что Джафаров нарушил закон, за нерегистрацию грантов полагается административная ответственность в виде денежных штрафов, но никак не уголовное наказание", - подчеркнул адвокат.

Кроме того, он заявил об отсутствии в действиях Джафарова "предпринимательской деятельности". "Предпринимательская деятельность, согласно законодательству, предусматривает действия по производству товаров и услуг с целью извлечения прибыли", - пояснил Бабаев.

На его взгляд, нет в действиях Джафарова и признаков "незаконной предпринимательской деятельности". "Незаконное  предпринимательство, согласно закону, предусматривает деятельность без государственной регистрации, либо деятельность в сферах, требующих получения лицензии, либо с нарушением условий лицензии, либо с осуществлением  оборота запрещенных товаров и услуг. Но в действиях Джафарова нет этих признаков. Джафаров имел госрегистрацию как индивидуальный  налогоплательщик. С другой стороны деятельность, которую он осуществлял, не требовала лицензирования. Оборотом запрещенных товаров он также не занимался", - заявил Алибаба Рзаев.

Другой нестыковкой в уголовном деле адвокат назвал указание одной и той же суммы - 150 тыс. манатов – как "присвоение в особо крупном размере" и "извлечение дохода в рамках незаконного предпринимательства". С этой же суммы Джафарову приписана неуплата налогов на 6,2 тыс. манатов, отметил Рзаев. "Где же логика? Налоги можно не уплачивать с законных доходов. Если следствие признает факт "присвоения", то как же обвиняет Джафарова еще и в неуплате налогов? Получается, что вор должен платить налог с украденных денег", - заметил адвокат.

Он также указал на несостоятельность обвинения по статье 313 (должностной подлог) УК Азербайджана, поскольку ее действие относится к государственным и муниципальным должностям.

Статья 308.2 (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) также неверно предъявлена Джафарову, полагает Рзаев, так как "Клуб прав человека", возглавляемый Джафаровым, не был зарегистрирован государством, и потому он официально не имел должности.

Кроме того, следствие не пояснило, о каких "тяжких последствиях" идет речь в деятельности Джафарова - это также свидетельствует о предвзятости обвинения, отметил адвокат.

С учетом всего вышеизложенного Алибаба Рзаев назвал уголовное дело против Джафарова "абсурдным, предвзятым, незаконным" и предложил оправдать правозащитника по всем пунктам обвинения.

"На процессе Джафарова были представлены многочисленные доказательства отсутствия признаков нарушения закона в действиях подсудимого"

Другой адвокат Джафарова Фариз Намазлы обратил внимание на необоснованность представления работы "Клуба прав человека" без государственной регистрации как "незаконной деятельности".

При этом он сослался на заявление главы Совета по поддержке НПО Азая Гулиева и официальное письмо правительства Азербайджана в Страсбургский суд по делу "Исмайлов против Азербайджана", в котором указывалось, что НПО могут работать без государственной регистрации.

Намазлы также обратил внимание на несостоятельность обвинения Джафарова в неуплате налогов. При этом он подчеркнул, что гранты, согласно законодательству, не облагаются налогами.

"Расул Джафаров должен был платить налоги  со средств, получаемых за оплату его труда в рамках проектов. И свои налоги он исправно платил", - сказал адвокат.

По его словам, хотя защита не обязана доказывать невиновность обвиняемого, на процессе Джафарова были представлены многочисленные доказательства отсутствия признаков нарушения закона в действиях подсудимого.

"Следствие, к примеру, не представило никаких доказательств о присвоении Джафаровым 146 тыс. манатов (185 тыс. долларов). Обвинение сослалось лишь на банковские выписки о получении Расулом Джафаровым этих средств. Мы представили доказательства об использовании этих средств по целевому назначению. К сожалению, суд не расследовал эти документы и ограничился их перечислением", - заметил адвокат.

Намазлы также предложил оправдать Джафарова по всем пунктам обвинения.

Продолжение процесса назначено на 15 апреля

После выступления Намазлы судьи объявили пятиминутный перерыв, но вернулись спустя час.

"Извините за задержку. У нас на 12.00 и 12.30 были назначены другие процессы, и понадобилось время на их перенос на другие сроки. Но теперь уже наступило время обеденного перерыва, а во второй половине у нас другие процессы. Поэтому следующее заседание назначается на 10.30 15 апреля", - сказал судья Исмайлов.

Наблюдавший за процессом глава НПО "Демократическая школа журналистики" Ровшан Гаджибейли назвал странным поведение судей.

"На прошлом заседании они торопились и сразу после завершения судебного следствия предоставили слово прокурору. Адвокатам они дали всего четыре дня на подготовку к выступлению. Сегодня же суд уже перед оглашением заключительного слова обвиняемого внезапно объявили пятиминутный перерыв и, вернувшись через час, перенес обсуждение. Складывается впечатление, что в последний момент поступило какое-то новое указание сверху, и судьи взяли тайм-аут", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ровшан Гаджибейли.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"