Участники конференции в Тбилиси предложили отказаться от употребления термина "турки-месхетинцы" в отношении депортированного народа

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Участники прошедшей в Тбилиси конференции предложили отказаться от обозначения этнической группы переселенцев "турки-месхетинцы", обозначив эту группу людей как "месхи", передает корреспондент "Кавказского узла"

Как сообщал "Кавказский узел", во время Великой Отечественной войны депортации наряду с другими народами подверглись месхетинцы (турки-ахыска). По данным Международного общества "Мемориал", число жертв среди депортированных из Грузии месхетинцев и других народностей Закавказья составило около 100 тысяч.

Летом 2011 года Грузия начала выдавать месхетинцам статус возвращенцевГрузинская православная церковь заявила о готовности содействовать восстановлению прав месхетинцев и способствовать их возвращению на историческую родину. В мае 2011 года около 13 тысяч проживающих в Азербайджане месхетинцев подали заявления о желании вернуться в Грузию. Месхетинцы, по словам одного из руководителей созданного в Азербайджане общества "Самшобло" (Родина) Шамсаддина Сарварова, хотят вернуться в грузинский регион Самцхе-Джавахети, откуда их депортировали в годы Второй мировой войны.

Конференция "Нет названию турки-месхитинцы! Только грузины-месхи!" состоялась в Тбилиси 31 марта.

Использование для обозначения национальной идентичности слова "турок" является некорректным в отношении месхов, которые являются одним из картвельских племен, пояснил свою позицию корреспонденту "Кавказского узла" президент Международной ассоциации депортированных месхов Сандро Хозреванидзе.


"Мы просто доводим до сведения правительства, что мы носим название "депортированные месхетинцы", с тем, чтобы оно приняло правильное решение", - заявил Сандро Хозреванидзе.

По его мнению, название "турки-месхетинцы" появилось случайно, поскольку всех людей, переселяемых из района Месхети (регион Джавахети), записали тюрками или азербайджанцами.

"На самом деле они не были тюрками - это были этнические грузины", - заявил Сандро Хозреванидзе, отметив, что большинство из депортированных были мусульманами.

"В документах, выданных в местах проживания - в республиках Средней Азии, фигурировало определение "грузины-мусульмане". Но это тоже нонсенс, поскольку нет же юридического термина "грузин-христианин" или "грузин-атеист", - говорит Хозреванидзе.

Участники конференции заявили, что считают корректными определения "депортированные месхи", "депортированные месхетинцы", "месхи" или "месхетинцы-переселенцы", "депортированное население Джавахети", "депортированные грузины".

Отметим, что за пределами Грузии, по данным на 2010 год, проживало от 300 до 500 тысяч депортированных месхетинцев и их потомков. В том числе в Азербайджане – 80 тысяч, Казахстане - около 150 тысяч, Кыргызстане - около 50 тысяч, РФ - более 90 тысяч, Украине – 13 тысяч, Турции – 40-50 тысяч, США - около 12 тысяч месхетинцев.

"Речь идет об реинтеграции этнических грузин"

Один из представителей общины депортированных месхов Селим Искандаров (Курадзе), возвратившийся в Грузию в 1977 году, также считает некорректным использование термина "турки-месхетинцы".

"Те, кто были депортированы - это практически все этнические грузины. Есть грузинское племя - месхи. Турки, хемшилы (армяне-мусульмане) и карапапахи (одна из этногрупп азербайджанцев в Грузии), выселенные вместе с нами, составляли только 7 процентов от общего числа депортированных", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Салим Искандаров.

По его мнению, термин "турки-месхетинцы" специально был введен Турцией, имеющей свои интересы в регионе Самцхе-Джавахети.

Выступивший на конференции историк Георгий Двалишвили отметил, что население Джавахети (Месхети) в разное время оказывалось под влиянием разных государств, в том числе Турции и Ирана, что привело к распространению ислама. "В Джавахети тех, кто принял ислам, начали называть турками, хотя они были этническими грузинами", - пояснил Георгий Двалишвили.

Во время конференции с докладом выступил историк Георгий Пурцадзе, который представил презентацию с материалами об истории населения Джавахского региона (уточнение от 20:05 4 апреля: презентацию представил историк Георгий Маградзе). Он опубликовал фотографии 22 сел и привел фамилии людей, которые проживали в этих селах до депортации в 1944 году. "Таким образом, речь идет об реинтеграции этнических грузин", - заявил Георгий Пурцадзе.

В 2007 году парламент Грузии принял закон о репатриации, который позволял месхетинцам-переселенцам вернуться домой. Однако этот закон подвергся критике как со стороны правозащитников, так и со стороны самих месхетинцев. В частности, подателю заявления требовалось собрать 11 справок, подтверждавших, что он является потомком репатриантов. Кроме того, получив статус репатрианта, заявитель должен по месту жительства отказаться от своего прежнего гражданства, приехать в Грузию и уже здесь дожидаться решения о предоставлении грузинского гражданства. Эта программа действовала с 1 января 2008 года по 1 января 2010 года. За это время в консульства Грузии в разных странах было подано 5000 заявок. После 1 января 2010 года Грузия прекратила прием заявок от желающих вернуться на родину.

"Месхетинцам следует быть более активными в защите своих прав"

За прошедшее время только 700 семей получили статус репатрианта, а гражданство начали получать только в текущем году.

29 декабря 2014 года во время конференции, посвященной дню депортации, ее участники отметили, что в течение года 296 семей получили статус репатриантов. Однако, отметил Сандро Хозреванидзе, все не так радужно. Он предоставил список из 180 семей, которые проживают с 2007 года на территории Грузии, однако не могут получить грузинское гражданство.

Во время выступления Сандро Хозреванидзе завязался спор, когда он заявил, что при правлении президента Михаила Саакашвили месхетинцам не давали переселяться в Грузию.

"Были арестованы семеро месхов, на границе их не пропускали в Грузию. Люди боялись приезжать в Грузию", - сказал Сандро Хозреванидзе, но его прервал юрист Кахабер Кардава.

"Простите, я не хочу быть адвокатом Михаила Саакашвили, но как такое было возможно? Если арестовывали ваших людей, то почему вы не обращались к правозащитникам? Почему не проводили акции протеста перед международными миссиями и посольствами?" - обратился к Хозреванидзе Кахабер Кардава.

На это Сандро Хозреванидзе ответил, что люди боялись проявить инициативу.

"Простите, но что значит - боялись? Многих грузин не пускают в Украину - тормозят в аэропорту и депортируют. Тем не менее, они обращаются в МИД, в МВД и добиваются, чтобы их пропустили", - рассказал Каха Кардава.

"Для возвращения депортированных нужна госпрограмма поддержки"

Во время дискуссии Хозреванидзе и Кардава пришли к общему мнению, что месхетинцам следует быть более активными и не бояться противодействий. Тем не менее, отметил Хозреванидзе, государственная программа поддержки была бы большой помощью для депортированных. В качестве примера он привел период обсуждения закона о репатриации, принятый в 2007 году.

"Тогда я ехал в маршрутке, водитель спросил меня - кто я по происхождению? Я ответил - месх. И вы не представляете, с какой теплотой он это воспринял, сколько добрых слов сказал в адрес месхов-переселенцев. И это был результат всего двухнедельной разъяснительной кампании, которую тогда предприняло государство", - рассказал Сандро Хозреванидзе.

По поводу идентификации депортированных как "месхов" участники пришли к общему мнению, что это следует сделать.

"Я не обращал внимание на эту часть названия - "турки". Если гражданин Грузии, то какая разница? К сожалению, для части общества это является проблемой. Но это дело самих месхов - если они хотят называться "депортированными месхами", то это их право", - заявил Каха Кардава.

"Я сам - месх, мой род вышел из Месхети, и мы являемся грузинами. Никакого отношения к туркам мы не имеем. Почему мы должны называться именем народа, к которому мы никак не принадлежим?" - задается вопросом дизайнер Давид Микеладзе.

Отметим, что в ходе прошедшей в декабре 2014 года конференции, посвященной 70-летию депортации месхетинцев, произошел конфликт между несколькими ее участниками по вопросу идентификации депортированного народа. Многие участники при этом заявили, что "название не имеет значения", так как "важнее договориться".

Как ранее сообщал "Кавказский узел", вопрос возвращения месхетинцев вызывает споры, поскольку это связано с серьезными проблемами. Для начала массовой репатриации месхов-мусульман в Грузию необходимы серьезные финансовые средства. Кроме того, месхетинцы желают вернуться не в какой-либо регион Грузии, а на свои исторические земли - в Самцхе-Джавахети, что, по мнению некоторых экспертов, вызывает риск возникновения межэтнических столкновений между репатриантами и грузинами, населяющими этот регион теперь, а также с проживающими там армянами.

 

 

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"