Раввин Волгограда осудил осквернение памятника на месте расстрела евреев
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Раввин Волгограда и Волгоградской области Залман Иоффе назвал кощунством действия вандалов, свастикой и нацистской надписью осквернивших закладной камень в память евреев, расстрелянных осенью 1942 года.
Как писал "Кавказский узел", закладной камень установлен на месте, где с 1942 по 1943 год фашистские оккупанты расстреляли более 600 евреев, а также военнопленных и мирных жителей Сталинграда других национальностей. Всего в братской могиле, расположенной в сквере имени 8 Марта, захоронены более 2500 человек.
"Когда живых людей оскорбляют, это можно объяснить отсутствием воспитания. Но когда оскорбляют мёртвых – нет слов! Оскорблена память людей, погибших мученической смертью. Это кощунство, и нет ему ни прощения, ни оправдания!", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" раввин Залман Иоффе.
Он напомнил, что закладной камень на месте братской могилы был установлен в 2007 году. Памятный знак был изготовлен на деньги, собранные членами еврейской общины города. До сих пор нет проекта монумента, неизвестно пока и имя скульптора, который будет над ним работать. Также, по словам раввина, не урегулирован вопрос установки монумента с администрацией Волгограда.
"В мэрии нам сказали, что в этом месте гитлеровцы расстреливали не только евреев, но и мирных жителей Сталинграда других национальностей. Но есть документы, подтверждающие, что на этом месте существовали две могилы – одна из них предназначалась только для евреев", - сообщил раввин Залман Иоффе, не уточнив, какие именно документы имеет в виду.
Волгоградский раввин отметил, что не намерен писать официальные обращения о вандализме в государственные органы, так как, по его словам, полиция отреагировала быстро, коммунальщики смыли кощунственные надписи в день, когда они были обнаружены.
Закладной камень в память евреев осквернялся несколько раз. В январе 2008 года злоумышленники попытались стереть с таблички надпись "граждан-евреев". Второй раз надпись пытались затереть в ноябре 2009 года. В 2011 году надпись на табличке замазали мелом. По двум первым случаям вандализма проводились оперативно-следственные мероприятия, но поймать злоумышленников не удалось.
Заявление об осквернении закладного камня поступило 22 марта утром в полицию от "случайного прохожего", сообщил представитель пресс-службы ГУ МВД по Волгоградской области Антон Корнаухов, не уточнивший имя заявителя. На место выехала следственно-оперативная группа отдела полиции, которая зафиксировала факт вандализма, взяла пробы краски. Сейчас, по словам, Корнаухова, ведется "комплекс оперативно-разыскных мероприятий, направленный на установление злоумышленников". Возбуждено уголовное дело по факту вандализма.
Корреспондент "Кавказского узла" побывал в сквере имени 8 марта. Памятник действительно был очищен от надписей вандалов.
"Свастика и надпись недолго тут были. Вечером вчера пошли гулять – уже было все чисто", - сказала местная жительница Елена корреспонденту "Кавказского узла".
"Кому-то даже мертвые евреи покоя не дают. Больные люди эти вандалы. Их либо лечить надо, либо изолировать от общества", - считает житель соседнего дома, пенсионер Аркадий Дмитриевич.
Отметим, что в Волгограде уже несколько лет длится дискуссия, в каком формате должен быть выполнен памятник жертвам оккупации. Место расстрела евреев должно быть увековечено как память жертв Холокоста, заявляют в Волгоградской еврейской общине. "За зданием бывшей фашисткой комендатуры располагались две расстрельные ямы. Одна - для пленных красноармейцев, партизан, а другая - для евреев. Первая является памятником федерального значения "Братская могила жителей Сталинграда и воинов 57-й и 64-й армий, погибших в 1941-1943 гг.". Вторая сохранилась только на геодезических картах", - цитировал в ноябре 2011 года главу совета Еврейского общинного центра Яэль Иоффе "Кавказский узел".
Сотрудники Росохранкультуры считают правильным создание комплекса памяти всех жертв фашизма. Замруководителя Нижне-Волжского территориального управления ведомства Ирина Полуэктова сообщила, что расстрелы осуществлялись не селективно, и евреев нацисты из общего числа жертв не отделяли.