Суд в Азербайджане отказался отпустить Интигама Алиева под поручительство правозащитников
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Баку судебное заседание по делу правозащитника Интигама Алиева отложено после возникшей перебранки между потерпевшей и находившимися в зале суда наблюдателями. Перед этим судья отказал в удовлетворении ряда ходатайств защиты Алиева.
Как сообщал "Кавказский узел", руководитель НПО "Общество правового просвещения" Интигам Алиев был задержан 8 августа 2014 года после того как были арестованы счета его организации. Сначала он был обвинен в уклонении от уплаты налогов и незаконном предпринимательстве, но в декабре 2014 года обвинения были дополнены статьей о присвоении или растрате в крупном размере, по которой Алиеву грозит 12 лет тюрьмы. Правозащитник отрицает свою вину.
23 января на подготовительном заседании по делу суд отклонил ходатайства защиты Алиева о прекращении уголовного производства, об изменении меры пресечения, о ведении аудио- и видеозаписи процесса. 3 февраля начались слушания дела по существу. 17 февраля на процессе была допрошена экс-бухгалтер "Общества правового просвещения" (ОПП) Гюльшан Оруджева, которая, по версии следствия, переводила деньги организации на личный счет своей сестры, после чего они обналичивались и передавались Интигаму Алиеву. По ее словам, Алиевым было присвоено 119 тыс. манатов. На заседании суда 3 марта были допрошены еще двое потерпевших, адвокаты заявили о подделке подписей на документах организации.
Суд отказал в удовлетворении ходатайства об освобождении Алиева из-под стражи под поручительство группы правозащитников
В начале очередного заседания в Бакинском суде по тяжким преступлениям по делу Интигама Алиева, которое состоялось сегодня, адвокат подсудимого Фахраддин Мехтиев выдвинул ходатайство об изменении меры пресечения Алиеву и освобождении его из-под стражи под поручительство группы правозащитников и представителей общественности.
Они просили суд принять во внимание личность Интигама Алиева, его правозащитную деятельность, известность в стране и за рубежом, привлечение обвиняемого как эксперта-юриста многими международными организациями. Авторы обращения поручились, что, оставаясь на свободе, Алиев будет "своевременно посещать судебные заседания".
Обращение было подписано руководителем азербайджанского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Арзу Абдуллаевой, главой Ассоциации юристов Азербайджана Аннаги Гаджибейли, адвокатами Ирадой Джавадовой, Ялчином Имановым, Гурбаном Мамедовым, главой Центра исследований "Восток - Запад" Арастуном Оруджлу и другими.
Однако прокурор Фарид Бекиров выступил против удовлетворения ходатайства, заявив, что не видит необходимости в изменении меры пресечения.
Судейский состав, удалившись на совещание, вернулся через несколько минут, и председательствующий судья Расим Садыхов объявил устное решение об отклонении ходатайства. При этом судья обосновал свое решение тем, что "подобные ходатайства ранее уже отклонялись".
Суд отказался рассматривать ходатайство о возвращении изъятых следствием в "Обществе правового просвещения" документов
В ходе заседания суда адвокат Алиева Шахла Гумбатова сообщила, что прокуратура вновь отрицательно ответила на запрос защиты о возвращении финансовых документов и оборудования, изъятых при обыске офиса ОПП.
Однако судья Садыхов, ссылаясь на протокол из уголовного дела, указал, что часть документов прокуратура вернула.
Сам Интигам Алиев указал, что была возвращена часть документов, которые он вел в Европейском суде по правам человека, и они не имеют отношения к данному уголовному делу.
"Но даже по делам, которым я вел в ЕСПЧ, возвращены не все документы. Возвращены документы по делам, рассмотрение которых уже возвращено. По порядку 40 дел, связанных с жалобами на парламентские выборы 2010 года, документы не возвращены. Одной из причин моего ареста стали именно дела, связанные с фальсификациями выборов, которые мы доводили в Страсбургский суд. Удовлетворение этих жалоб разоблачало фальсификации выборов", - сказал Алиев.
Судья Расим Садыхов попросил уточнить перечень запрашиваемых документов, на что адвокат Эльчин Садыгов отметил, что "в первую очередь речь идет о документах первичной бухгалтерии, грантовых договорах".
Судья стал настаивать на указании перечня документов, а Алиев добавил, что следствие без всякой описи изъяло тысячи документов.
В итоге судья оставил ходатайство не рассмотренным.
Адвокат Шахла Гумбатова также ходатайствовала о запросе данных из реестра Минюста Азербайджана о регистрации грантов, поскольку защите эти сведения не предоставляются.
Как пояснила адвокат, уведомления о регистрации грантов были изъяты следствием. А, поскольку именно выполнение проектов без регистрации грантов ставится в вину Алиеву, необходимо запросить сведения из соответствующего реестра Минюста.
Адвокат Джавад Джавадов ходатайствовал о запросе из ОАО Unibank полной выписки со счетов потерпевшей Афсаны Оруджевой – сестры бухгалтера ООП Гюльшан Оруджевой.
Адвокат сказал, что присутствующие в деле частичные выписки представлены самой потерпевшей, и их достоверность вызывает сомнения защиты.
Однако судья отклонил оба ходатайства.
Судья прервал заседание после начала словесной перепалки потерпевшей с наблюдателями из-за зала
Далее в суде начались слушания показаний потерпевшей Афсаны Оруджевой. Она сообщила, что на ее имя был открыт счет в банке с целью перевода туда денег ОПП, которые потом она передавала Алиеву. При этом Оруджева отметила, что деньги передавала через свою сестру – бухгалтера ООП.
Сама Афсана Оруджева временами работала в офисе ООП в качестве оператора, набирающего тексты на компьютеры, и отвечала на телефонные звонки. Она объяснила принятие ею условий сделки, поскольку от ее имени уплачивались налоги и платежи в пенсионный фонд, и ей зачислялся трудовой стаж.
На вопрос, был ли у нее идентификационный номер индивидуального налогоплательщика, Афсана Оруджева сказала, что не помнит. Также она рассказала, что перечисляемые деньги оформлялись как оплата переводческих услуг.
Вопрос адвоката Джавада Джавадова, на каком основании банк выдавал ей деньги, и представляла ли она договор о переводческих услугах, по настоянию прокурора был снят.
Отметим, что в ходе допроса потерпевшей со стороны адвокатов ряд вопросов снимались либо по предложению прокурора, либо самим судьей.
Алиев выразил протест против этого и сказал, что выступает с отводом суду.
Судья в связи с этим предложил написать письменное заявление в перерыве.
При этом возмущение у защиты в зале вызвали попытки Гюльшан Оруджевой отвечать на вопросы вместо своей сестры.
В очередной раз попытка Гюльшан Оруджевой прервать адвокатов вызвала реплику недовольства из-за зала. В ответ женщина стала резко и с использованием оскорбительных выражений высказываться в адрес присутствующих в зале журналистов и представителей общественности. Ее юридический представитель Немат Гейдаров также присоединился к ней. В ответ из зала посыпались те же выражения в их адрес.
Судья в связи с этим прервал заседание и потребовал освободить зал. Позже через секретаря суда было объявлено о переносе заседания на 17 марта.
Джавалов: срыв заседания был на руку потерпевшей
О недопустимости оскорбления журналистов и наблюдателей, заявил, комментируя итоги заседания, адвокат Джавад Джавадов.
"К сожалению, судьи не пресекли столь вызывающее поведение потерпевшей и ее представителя. Позорно, что это происходило перед глазами изумленных иностранных дипломатов и наблюдателей. Стороне защиты это было ни к чему. Потерпевшая путалась в показаниях. Срыв заседания был на руку потерпевшей, теперь после вопросов защиты ее постараются лучше подготовить к следующему заседанию", - высказал свое мнение корреспонденту "Кавказского узла" Джавад Джавадов.
Создавалось впечатление, что суд лишает защиту возможностей добыть доказательства в пользу обвиняемого, считает наблюдавший за процессом международный эксперт в области права, представитель организации "Международное партнерство по правам человека" Илькер Гекан Шен.
"Судья не выглядел беспристрастным. И, конечно же, из ряда вон выходящим было оскорбление журналистов в зале суда и бездействие суда в такой ситуации", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Илькер Гекан Шен.
Государственный обвинитель Бекиров покинул здание суда через служебный ход и оказался недоступным для комментариев.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа освещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов".