Голодающие жители Дагестана не нуждаются в госпитализации, считают медики

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Состояние 10 жителей села Шушия, подкрепивших голодовкой свои требования выделения земельных паев, не вызывает опасений врачей. Представители Совета по правам человека сообщили об итогах своей поездки на место акции советнику главы республики Деньге Халидову, который заявил о необходимости создать правительственную комиссию.

"Кавказский узел" сообщал, что 10 февраля в селе Шушия была возобновлена голодовка с требованием возвращения в виде паев 9 гектаров земли, переданных в аренду сельхозкооперативу "Алмаз". Акция проходит в нежилом и неотапливаемом доме на окраине села. С 15 февраля в голодовке участвовали 10 человек. 26 февраля Верховный суд Дагестана должен рассмотреть апелляцию администрации села, требующей признать аренду земли недействительной.

Багирчаева: пусть судятся те, кто распределил землю

Состояние голодающих пока серьезных опасений не вызывает, сообщила «Кавказскому узлу» медсестра фельдшерско-акушерского пункта села Шушия Минажат Гаджиева.

«У всех слабость, пониженное или повышенное давление, боли в желудке, однако в госпитализации пока никто не нуждается. Я делаю уколы для стабилизации давления и успокаивающие, кроме того, они регулярно вызывают «скорую помощь» из райцентра», - рассказала медсестра.

В голодовке по-прежнему участвуют 10 человек, сообщила одна из участниц акции Эльмира Багирчаева.

«В основном это пожилые женщины. Состояние у всех плохое. Но мы не прекратим голодовку, пока не получим постановление о выделении трех гектаров для 15 семей, которые начали голодовку. Нам говорят: подождите до 26 февраля, когда состоится суд. Но почему мы должны ждать? Мы - коренные жители, мы имеем право на земельные паи. Если кто-то продал землю незаконно, пусть они и судятся с покупателями, а землю нам нужно раздать сейчас. К тому же спор в суде идет по девяти гектарам, а есть еще восемь, мы требуем три из них. Это земля сейчас пустая, там никто ничего не строит, не сажает», - сказала женщина корреспонденту «Кавказского узла».

Ранее Багирчаева заявляла, что участники акции, готовы прекратить ее, если власти передадут им три гектара земли.

В том же ключе высказался руководитель отделения «Справедливой России» в Лакском районе Муслим Гасан-Гусейнов.

«Три гектара земли сейчас свободны, они не связаны со спорным участком, из-за которого идет суд. Голодающие боятся всяких хитростей и не верят обещаниям людей, у которых нет полномочий. К сожалению, никто из лакских депутатов не позвонил, не предложил помощи в решении проблемы», - сообщил Гусейнов.

Айгунов: все колхозники должны были получить земельные паи

По итогам поездки в село Шушия был подготовлена и передана советнику главы республики Деньге Халидову справка о сути проблемы, заявил председатель Общественной наблюдательной комиссии Дагестана, эксперт Совета по правам человека при президенте России Гасан Айгунов.

«Я буду настаивать, чтобы главу местной администрации вызвали в правительство и чтобы он распределил эти три гектара земли. В селе Шушия был колхоз «Дружба». В 2003 году постановлением Госсовета этому колхозу передано 245 гектаров земли. Колхоз перевели в сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК). Это означает, что все колхозники автоматически становятся членами СПК. По закону все земли колхоза должны перейти к членам кооператива, они должны получить паи. При реорганизации создается внутрихозяйственная комиссия с обязательным участием представителей земельного комитета и землеустройства поселковой и районной администраций. Эта комиссия определяет земельные и имущественные паи. Только таким образом колхоз может реорганизоваться в кооператив», - рассказал побывавший в селе Шушия 17 февраля Гасан Айгунов корреспонденту «Кавказского узла».

Однако как именно происходила реорганизация в селе Шушия он не знает. «Люди в юридических тонкостях не разбираются и не могут мне толком объяснить. Говорят, что все перешли в СПК и паи были распределены. Но их паи кооператив потом передал какому-то частному лицу. Нужно изучать документы, как проходила процедура. После того как созвали СПК, ни глава поселка, ни глава района не имели права распоряжаться землями» - считает Айгунов.

По его словам, аналогичные проблемы характерны для всей республики. «Когда проходила реорганизация колхозов, муниципалитеты должны были на каждого колхозника выписать свидетельство о праве на земельный пай. Но главы администраций не выдавали свидетельства, принимали и принимают в СПК посторонних людей, продают им землю, а колхозники остаются ни с чем. Суды, как правило, не хотят вникать в суть дела. Срок исковой давности по гражданским делам составляет 3 года, однако по решению Госдумы с 2009 года срок по решениям, принятым кооперативами, сокращен до 9 месяцев», - отметил Гасан Айгунов.

«Кавказский узел» пока не располагает комментариями СПК «Алмаз» и властей селения относительно озвученных Айгуновым сведений.

Участники впервые объявленной объявленной 23 декабря 2014 года и приостановленной на следующий день голодовки требовали возвращения 9 гектаров земли. Также они настаивали на инвентаризации всех участков, выделенных в собственность и аренду в селе, создании комиссии для проверки соблюдения законодательства при выделении этих участков, бюджетном финансировании независимой экспертизы на предмет соответствия строительным нормам всех объектов, возведенных для переселяемого лакского населения.

Халидов: реорганизацию СПК должна проверить правительственная комиссия

Жителям села Шушия, которые объявили голодовку, надо прекращать акцию, считает советник главы республики Деньга Халидов.

«Это не метод решения проблемы. Когда начинают давить на власть, то это может оказать даже обратное воздействие. Не важно, кем они недовольны (в данном случае - районными властями), поскольку это похоже на шантаж», - считает советник президента.

Для решения земельных проблем жителей села Шушия и других муниципальных образований Дагестана необходимо создать отдельную правительственную комиссию, заявил Халидов корреспонденту «Кавказского узла».

«Пусть комиссия изучит порядок реорганизации СПК, составления списков лиц, претендующих на получение земельных долей и имущественных паев, определения земельных долей и паев, а также правомочность перевода статуса земли. Думаю, нужно подключить к работе этих комиссий не только экспертов и чиновников, но и активных и принципиальных общественников. Это может развязать накопившийся годами в районах и городах республики клубок острых земельных проблем. И надо начать с Новолакского района или с города Махачкалы. Так можно подать пример справедливости и принципиальности», - сказал Халидов.

По его словам, земельная проблема новолакцев, которой уже восемь с лишним лет, не уникальна для Дагестана. «Практика создания сомнительных кооперативов, перевод земли с одного ведомства на другое, создание подставных фирм для распределения земли имело место еще недавно во многих районах и городских округах Дагестана. Особенно много таких злоупотреблений в округе города Махачкалы», - сказал советник главы республики.

По его словам, на одной из недавних сессий Народного собрания глава Дагестана Рамазан Абдулатипов выразил претензии властям Новолакского района.

«В своем послании (Абдулатипов) указал провести во всех муниципальных районах и городах, где в сентябре предстоят выборы общественные слушания программ претендентов на должность главы администрации ("в сентябре 2015 года по новой модели будут сформированы представительные органы 28 муниципальных районов, в 21 из них из состава депутатов будет избираться глава района", - заявил глава республики, прим. "Кавказского узла"). Так что муниципальные главы все «на взводе», пытаются исправить свои ошибки. Но если проявлена несправедливость при распределении земли, при переводе земель из одной категорию в другую – это очень серьезное нарушение», - заявил Деньга Халидов.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"