Появление граффити c символикой ИГ в Чечне — признак протестных настроений, считают эксперты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Появление изображений джихадистских символов в Чечне является формой протеста, считают опрошенные «Кавказским узлом» эксперты, которые полагают, что к созданию граффити причастна местная молодежь.
"Кавказский узел" ранее сообщал о задержании молодых людей в родовом селении главы Чечни Рамзана Кадырова Центарой, где 9 февраля на стене были обнаружены изображение и надпись в поддержку "Исламского государства" (ИГ), признанного в России террористической организацией. Как минимум один случай появления схожих граффити зафиксирован «Кавказским узлом» в Грозном.
Джемаль: граффити — форма троллинга власти
Продолжением наметившейся на Северном Кавказе тенденции считает появление в Чечне изображений символики ИГ корреспондент журнала Forbes Орхан Джемаль. «Это не ново, буквально лет пять назад вся Махачкала была в подобной джихадистской графике. Так протестуют не боевики. Не думаете же вы, что человек выполз из блиндажа с риском для жизни, чтобы сделать рисунок? Этим занимаются обычно старшеклассники», - сказал в комментарии корреспонденту «Кавказского узла» Джемаль.
«Уровень насилия провоцирует протестные настроения среди молодежи. Граффити всегда - и в чеченском случае - направлены на то, чтобы подразнить власть, это традиционная форма троллинга. В Махачкале тогда ловили разных птушников, старшеклассников, студентов, а затем просто махнули на это рукой», - считает журналист.
Ганнушкина: ислам превращается в протестную идеологию
Протестные настроения в Чечне обусловлены усиливающимся давлением региональных властей на общество, считает руководитель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина.
«Напряжение растет и каким образом оно выражается — это другой вопрос. Трудно сказать, какие силы сегодня представляют те, кто подобным образом выражают свой протест. Мы не предложили им (молодым людям) демократическую, альтернативную идеологию и совершенно очевидно, что они уходят в радикальный ислам. Ислам превращается из религии в протестную идеологию», - сказала в комментарии корреспонденту «Кавказского узла» Ганнушкина.
Сухов: история с изображениями рассчитана на внешнюю аудиторию
Надписи в поддержку ИГ, одна из которых была сделана на английском языке, рассчитаны на внешнюю аудиторию, считает обозреватель «Голоса России» Иван Сухов.
«Это (делают) одиночки, люди обладающие определенной смелостью, которые бросают вызов сложившейся системе. Это признак если не проникновения конкретных персонажей, связанных с тем, что происходит на Ближнем Востоке, то, по крайней мере, комплекса идей, которые там присутствуют», - сказал в комментарии корреспонденту «Кавказского узла» Сухов.
Подобные явления имеют место в других частях России, вопрос лишь в восприятии, отмечает эксперт. "Эта история сопоставима примерно с появлением, например, на стене московского подъезда надписи «NATO» или изображения украинского трезубца. С той лишь разницей, что в Чечне на подобные вещи люди болезненно реагируют. Не стоит серьезно относиться к тому, что написано на заборе. С таким же успехом можно всерьез рассматривать появившиеся в Грозном после антикарикатурного митинга (масштабной акции против карикатур на пророка Мухаммада, состоявшейся 19 января в Грозном, - прим. "Кавказского узла") надписи: «Мы все - Куаши (участники нападения на редакцию Charlie Hebdo - прим. "Кавказского узла")», - резюмировал Иван Сухов.
"Кавказский узел" отслеживает влияние событий на Ближнем Востоке на политическую и общественную жизнь регионов юга России и Южного Кавказа, публикуя материалы по этим темам на странице "Кавказ под прицелом халифата".