Грузинская страусиная ферма безуспешно пытается "взлететь"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
У синих ворот стоит потрепанный гипсовый бюст Сталина. Ветер кружит птичьи перья, собаки грызут кости и не обращают внимания на редких посетителей. Но на привычном местном фоне, включающем древний монастырь Шавнабади, разыграется удивительный спектакль: по загонам бегают громадные африканские птицы, выбрасывая длинные ноги.
Здесь, в тихом селе Телети, неподалеку от Тбилиси, расположена единственная на Южном Кавказе ферма по разведению страусов. Сначала Реваз Робакидзе, зоотехник по профессии, мечтал о блестящих перспективах, выходе на европейский рынок и больших доходах. Но на деле все получилось иначе. Ферма, по международным стандартам, получилась большая - более 100 птиц, зато доходы - маленькие. Да и выход на европейский рынок оказался перекрыт наглухо.
"Грузия, по европейским стандартам, является экологически грязной страной, где наличествует сибирская язва и другие заболевания животных и птиц", - объясняет Реваз Робакидзе, - "Одно это полностью перекрыло нам выход в Европу. В Америке и Азии же достаточно своих поставщиков. Не в Африку же везти страусятину! Сегодня мы работаем в основном на Грузию. Немного отправляем в Армению и Азербайджан - в зоопарки, в частные зоосады и на разведение. В обеих этих странах тоже собираются создавать страусиные фермы".
Робакидзе взялся за разведение африканских страусов как наиболее неприхотливых животных. Страусиная ферма расположена на территории бывшего Телетского колхоза. Причем строить или переделывать производственные помещения владельцам не пришлось - ранее здесь располагалась ферма бройлеров.
Этих больших птиц характеризует стеснительность, которую приходится принимать во внимание. В загонах построены небольшие хижины - это спальни. "Страусы не могут спариваться в присутствии человека, они очень застенчивы, - говорит Серго, работник фермы, - Не каждый самец подходит самке, и наоборот. Даже сцены ревности бывают".
Телетской ферме не оказывают помощь ни иностранные специалисты, ни министерство сельского хозяйства, ни международные организации, выдающих дотации и гранты в области развития сельского хозяйства. Несмотря на это, на ферме ежегодно выводится 2-3 тысячи птенцов - в зависимости от того, сколько страусятины закажет основной и едва ли не единственный покупатель, грузинская фирма "Никора", специализирующаяся на выпуске мясных продуктов. Кстати, страусятина пока продается только в Тбилиси.
"Цены в Грузии не сравнимы с европейскими", - говорит Робакидзе, - "страусенок в возрасте до 10 дней стоит в Европе 150 долларов, у нас 70. Годовалый же, соответственно, 700 и 300 долларов. "Никора" продает нашу страусятину за 10 лари (около $5) за 1 кг, в России она стоит до 35 долларов, в Европе - до 70".
В отличие от Грузии, в России бизнес по разведению страусов развивается несравненно активнее и успешнее. Сейчас в этой стране насчитывается до 40 страусиных ферм, а поголовье страусов превышает 1000 особей. Причем, как считают российские экономисты, на данный момент в России спрос на страусятину частично превышает предложение.
"Мы могли бы хорошо работать с Россией, - считает Реваз Робакидзе, - но из-за постоянного политического напряжения возникают проблемы экономического характера. Да и визовый режим был введен именно тогда, когда мы были готовы отправить в Москву первую партию страусятины. Экспорт пришлось отложить".
Вообще-то, фермы по разведению "экзотических" животных для Грузии не новинка. Еще лет 25 назад в Колхиде работала ферма по разведению лягушек - их экспортировали прямо во Францию. В Восточной Грузии существовали фазаньи и лисьи зоофермы. Их отправляли в охотничьи хозяйства и заказники всего Советского Союза.
Мысль о создании страусиной фермы впервые посетила Реваза Робакидзе во время его путешествия по Европе. Ему помог друг, ставший совладельцем фирмы, и грузинский "Интеллект-банк", получивший максимальную для банка 20-процентную долю в деле. Сегодня на ферме работает всего 20 человек. Зарплаты их на удивление невелики - менее 30 долларов в месяц. По словам владельца, прибыль составляет в среднем 20 процентов. Доход зависит и от урожая зерновых - из него готовят комбикорм для страусов.
"А зачем они нужны?" - первый вопрос, который задают Робакидзе люди, узнающие о телетской экзотике. Во-первых, отвечает он, мясо. По цвету оно темновато, но по нежному вкусу напоминает телятину и считается одним из самых постных сортов (филе содержит 1,2% жира), обладает очень низким содержанием холестерина (около 32 мг на 100 г) и высоким содержанием белка (около 22%). Во-вторых, яйца. Одним страусиным яйцом можно многодетную семью накормить: оно весит 1,4 кг и по объему приравнивается к 20-25 куриным.
Не менее ценна страусиная кожа. Из нее шьют женскую одежду, обувь и сумочки. Но используются еще и перья, страусовое масло (в медицинских и косметических целях), сухожилия - для замены человеческих сухожилий. Последние исследования в офтальмологии показали возможность использования страусовых глаз для трансплантации роговой оболочки. К тому же из страусового мозга получают вещество, которое изучается для лечения болезни Альцгеймера и других заболеваний, вызывающих слабоумие.
Но, несмотря на столь широкий ассортимент, телетские страусы идут только на мясо, да и оно не всем нравится.
- Ел я эту страусятину, - говорит Иванэ, житель Земо Телети, - купил немного по дешевке, когда очередную партию забивали. Ничего особенного. Лично мне больше нравится жареный поросенок. И вкуснее и вид есть. А эти и съедобными на вид не кажутся.
Итак, бизнес, который в других частях мира достиг определенных высот процветания, в Грузии остается "привязанным к земле" - под стать самим страусам.
Опубликовано 23 августа 2002 года