Оглашение приговора по делу журналиста Резника в Ростове-на-Дону назначено на 22 января
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Оглашение приговора по уголовному делу в отношении ростовского журналиста и блогера Сергея Резника, обвиняемого в ложном доносе и оскорблении представителей власти, назначено на 22 января. Адвокаты настаивают, что запрошенный прокурором обвинительный приговор нарушает Европейскую конвенцию о защите прав человека.
Как сообщал "Кавказский узел", следствие обвиняет Сергея Резника в том, что он разместил в "Живом Журнале" информацию, которая оскорбила представителей власти, а также содержала в себе ложный донос. Потерпевшими по делу проходят три сотрудника правоохранительных органов. Вину журналист, известный публикациями, в которых критиковал высшее руководство полиции, прокуратуры, администрации Ростова-на-Дону и области, не признает. В ходе заседания суда 15 января прокурор потребовал приговорить Резника к трем годам лишения свободы.
Гособвинение: вина Резника полностью доказана в суде
Выступление в прениях на заседании 15 января прокурор Светлана Кошубина начала с эпизода о ложном доносе.
"В соответствии с допросами свидетелей, а также всеми исследованными в суде доказательствами, полагаю, что вина Резника в совершении "заведомо ложного доноса о совершении тяжкого преступления" нашла свое полное подтверждение в ходе судебных заседаний. В суде установлено, что 31 мая 2013 года Резник умышленно сообщил в следственное управление Следственного комитета РФ заведомо ложные сведения, не соответствующие действительности о событии преступления, относящегося к категории тяжких и особо тяжких. Поэтому действия Резника должны быть квалифицированы по части 2 статьи 306 Уголовного кодекса РФ "Заведомо ложный донос о совершении преступления с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления", - заявила государственный обвинитель.
По словам прокурора, на основании исследований следствием страницы в интернет-блоге "Живого Журнала" пользователя otto_caz было выявлено, что это страница Сергея Резника.
"Также это подтверждается письмом газеты "Южный Федеральный" о том, что вся информация, которая размещалась на интернет-сайте, - именно из блога Резника. К изменениям показаний некоторых свидетелей, которые заявили, что помимо Резника этим интернет-блогом могли пользоваться другие лица, суду следует отнестись критически, так как ни один не смог назвать человека, который помимо Резника размещал информацию в этом блоге. Сегодня Резник отказался отвечать на мои вопросы. Это его законодательством установленное право. Но я бы задала этот вопрос: "Кто, кроме него, пользовался этим интернет-блогом?". И Резник на него ответить бы не смог. Поэтому, я полагаю, что это очередная фантазия Резника, что блогом otto_caz пользовался кто-то еще. И, как сообщил Резник, всю ответственность за тексты, размещенные в этом блоге, он берет на себя", - отметила гособвинитель.
По ее словам, "Резник сетовал и на то, что, несмотря на смену пароля, какие-то злоумышленники сумели внедриться в блог". Однако, считает прокурор, это лишь "попытка сделать из себя жертву политического и полицейского произвола".
"Из этого я делаю вывод, что все размещенное в этом блоге было размещено по его личной инициативе", - заявила прокурор Кошубина.
Со слов гособвинителя, отсутствие в материалах уголовного дела вещественных доказательств, подтверждающих возможность выхода Резника в Интернет, обуславливается тем, что сам Резник "всячески скрывался от того, чтобы у него провели обыск".
"О чем он писал в своем интернет-блоге, я оглашала в суде. Он написал, что разъезжал в багажнике собственного автомобиля, чтобы избежать обыска. Таким образом, блог otto_caz принадлежит Сергею Резнику, и именно он разместил статьи оскорбительного характера в отношении Глинкина, Климова и Ищенко, и его действия следует квалифицировать по ст.319 Уголовного кодекса РФ "Оскорбление представителя власти" - заявила в суде Кошубина.
Как добавила прокурор, с 24 ноября 2014 года Резник стал полноправным членом Союза журналистов.
"Вместе с тем, обстоятельства совершенных преступлений свидетельствует о том, что Резник как журналист злоупотреблял правом на свободу слова и распространения информации. Тексты его публикаций, доступных для широкого круга пользователей, носили оскорбительный характер. У меня есть все основания предполагать, что и далее он будет этим заниматься. В связи с этим имеются основания для применения требований статьи 47 Уголовного кодекса РФ, определяющей в качестве дополнительной меры наказания "лишение права заниматься профессиональной деятельностью". Поэтому прошу суд признать Резника виновным по инкриминируемым ему статьям. По совокупности всех преступлений назначить Резнику 2 года и 3 месяца лишения свободы. Таким образом, с учетом преступлений по данному уголовному делу, а также с учетом приговора Первомайского суда Ростова-на-Дону, назначить Резнику 3 года исправительной колонии общего режима и дополнительное наказания с лишением права заниматься трудовой деятельности в СМИ сроком на два года", - заключила государственный обвинитель.
Адвокат Павлова: обвинение Резника строится на косвенных доказательствах низкого качества
Как заявила в своей речи адвокат Ростовской областной коллегии адвокатов "Согласие" (уточнение "Кавказского узла" 10:50 22.01.2015: коллегии "Статус") Жанна Павлова, обвинение, предъявленное Резнику, не нашло подтверждения в суде.
"Статья 6 Европейской конвенции по правам человека гласит, что каждый имеет право на справедливое судебное разбирательство. К сожалению, изначально наш подзащитный этого права был лишен. Прежде всего, это касается протоколов судебных заседаний, в которых искажались показания и вносились недостоверные сведения. Необоснованно отклонялись отводы судьи и секретаря судебного заседания, по невнятным причинам отклонилось ходатайство о ведение аудиозаписи и ее приобщении к делу. Суд также отказал в допросе около 25 свидетелей, а также в допросе потерпевших и эксперта", - заявила Павлова.
По словам адвоката, что касается заведомо ложного доноса на сотрудника органов правопорядка Глинкина, то Резник не обвинял никого в каком-либо преступлении.
"Резник сообщил свое предположение, не указывая ни на кого конкретно. Об этом говорят и эксперты, заключения которых имеются в деле. К показаниям свидетелей стоит относиться критически, так как допрошенные в суде либо работали в органах полиции, то есть были заинтересованы, либо показания свидетелей не несли никакой нужной информации", - заявила Павлова, добавив, что доказательства по эпизодам "оскорбления власти" также несостоятельны.
"В выводах всех экспертов говорится, что отсутствуют слова в неприличной форме, а это является обязательным признаком состава преступления по статье "оскорбление власти". Более того, телефонные разговоры Сергея Резника после 8 июля 2013 года были рассекречены без соблюдения закона и конституционного права человека на тайну телефонных переговоров. Поэтому эти доказательства получены незаконно и должны были быть исключены из дела", - сообщила суду адвокат Павлова.
По ее словам, "отсутствуют обязательные элементы состава преступления по всем инкриминируемым статья". "Все обвинение строится на косвенных доказательствах. Причем обвинительные доказательства весьма низкого доказательственного качества, и в суде стороной защиты были опровергнуты все. От доказательств вины в итоге остались только неустраненные сомнения. В связи с чем я прошу суд вынести законное справедливое решение – оправдать Резника по всем эпизодам", - заключила Жанна Павлова.
Адвокат Мисакян: признание Резника виновным нарушает Европейскую конвенцию по правам человека
В прениях второй адвокат журналиста Тумас Мисакян начал свою речь с эпизодов об оскорблении власти.
"В действиях Резника нет состава преступления по статье "Оскорбление власти". Государственный обвинитель признал сегодня, что неприличная форма является обязательным элементом состава этого преступления. Ни в одной из публикаций экспертами не было выявлено слов в неприличной форме. Поэтому, так как высказывания не были выражены в неприличной форме, но при этом воспринимались потерпевшими как унижающие их честь и достоинство, то их права должны были защищаться исключительно гражданско-правовыми средствами", - заявил Мисакян.
Адвокат добавил, что "ограничение прав Резника на свободу выражения мнения и распространения информации путем применения к нему уголовно-правовой санкции является чрезмерным, необходимость такого наказания в понимании концепции статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека отсутствует".
"Граница критики в отношении высокопоставленных государственных служащих шире, чем в отношении рядового гражданина, а резкий тон публикации не может стать основанием для привлечения автора к уголовной ответственности, что следует из практики Европейского суда. Все потерпевшие по этому делу являются сотрудниками правоохранительных органов. Публикации, вменяемые Резнику, не были связаны с их частной жизнью, а касались служебной деятельности или критики их поведения в связи с несением службы, затрагивали вопросы, важные для общества. Поэтому указанные принципы из практики Европейского суда дают большее право журналисту, блогеру и даже просто активному пользователю Интернета на участие в публичной дискуссии и критику представителей государства в связи с их службой, а они, в свою очередь, должны проявлять большую степень терпимости к критике в свой адрес", - заявил адвокат.
По словам Тумаса Мисакяна, все сказанное говорит о том, что "обвинение полностью необоснованно, а признание Резника виновным и назначение ему наказания в виде лишения свободы неизбежно приведет к нарушению статьи 10 Европейской конвенции, что несовместимо с договорными отношениями Российской Федерации".
Касательно эпизода о ложном доносе, Мисакян заявил, что "ответственность за достоверность информации, послужившей поводом для проверки в отношении оперуполномоченного Глинкина, должен нести не Резник, а следователь Галкин, поскольку он решил не принимать заявление о преступлении, а составить рапорт об обнаружении признаков состава преступления, там самым, возложив на себя всю ответственность об изложенном".
"Прошу вынести оправдательный приговор в отношении Резника", - заключил адвокат Мисакян.
В своем последнем слове подсудимый Сергей Резник попросил суд вынести законный и справедливый приговор, "соответствующий нормам Конституции России и международным нормам, под которыми Россия подписалась".
Арапова: дело Резника безусловно связано с его журналистской деятельностью
Уголовное преследование в отношении Сергея Резника, безусловно, связано с его журналистской деятельностью, считает директор, ведущий юрист Центра по защите прав СМИ Галина Арапова.
"Может, больше даже с деятельностью как блогера в Интернете, так как это не совсем журналистика, с одной стороны. С другой, у Резника большой профессиональный стаж как у журналиста, тут сложно разделять. Поэтому в любой случае это связано с его свободой выражения, с его высказываниями публичными в Интернете, в частности, по поводу различных проблем, связанных с работой правоохранительных органов", - сказала Арапова корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Араповой, "обвинение пытается продемонстрировать это как личную месть Резника". "Но если объективно проанализировать все публикации, которые Резнику вменяют, - да, они достаточно резкие, они содержат слова просторечные. Но журналист имеет на это право, и блогер имеет на это право. Любой человек вправе экспрессивно выражать свое мнение по вопросам, которые его возмущают. Поэтому уголовное преследование в отношении Резника связано с его журналистской деятельностью, безусловно", - сказала она.
При этом эксперт отмечает, что дело в отношении Резника, "конечно, не рядовое". "Дело очень сложное, оно нетипичное. Оно нетипичное не потому, что вот такой экспрессивный в Ростове журналист Резник. У нас вообще, мягко говоря, немного журналистов сидят в тюрьме. Это хорошо. Есть страны, например, Вьетнам и Турция, где десятками и сотнями исчисляются журналисты, которые отбывают наказание в тюрьме за свою профессию. У нас такие случаи единичные, что особенно вызывает нашу озабоченность и внимание к такого рода ситуациям, потому что, если на примере Резника отработают схему, по которой можно будет заткнуть рот любому, то, к сожалению, и у нас это может быть практикой", - заявила Галина Арапова.
Само рассмотрение дела, по словам Араповой, не нарушает норм Европейской конвенции по правам человека до того, пока не вынесен приговор.
"Если Резник будет признан виновным, если ему назначат наказание, связанное с лишением свободы, это будет очень жесткое нарушение статьи 10 Европейской конвенции. Там целый спектр принципов, которые Европейский суд выработал в своей практике для рассмотрения дел, связанных с журналистами, дел, связанных с распространением информации в Интернете. На самом деле приговор Резнику может войти в серьезное противоречие с Европейской конвенцией, потому что журналист имеет право и на то, чтобы выбирать собственную форму, в которой хочет высказываться, и на то, чтобы распространять информацию по общественно значимым вопросам, говорить не только лицеприятные вещи, но и критику высказывать. Не говоря уже о том, что применение санкции в виде лишения свободы к журналистам за их профессиональную деятельность является одним из самых жестких нарушений статьи 10 Европейской конвенции практически во всех случаях", - заявила директор Центра по защите прав СМИ.
Как добавила Галина Арапова, прокурор потребовал для Резника в качестве дополнительного наказания два года лишения права заниматься журналисткой деятельностью. "У нас очень редко применяют это к журналистам. Это вопиюще. Это означает, что следствие слишком активно в том, чтобы ограничить Резника от того, чтобы дальше что-то говорить", - заключила юрист.
Ранее Сергей Резник также обвинялся в том, что организовал звонки с угрозами в свой адрес для поднятия журналистского рейтинга. Первомайский районный суд Ростова-на-Дону 26 ноября 2013 года приговорил журналиста к полутора годам лишения свободы. Резник вину не признал, заявив, что причиной уголовного преследования является оппозиционная деятельность. 15 апреля 2014 года Ростовский областной суд оставил без изменения приговор Первомайского районного суда.
Правозащитный центр "Мемориал" признал Сергея Резника политзаключенным. Он был номинирован на конкурс "Кавказского узла" "Герой Кавказа-2013".