"Долгий ящик" верховного суда
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
- Это небывалый случай: Верховный Суд РФ "забрал" уголовное дело, находящееся в производстве районного суда, - говорит начальник управления прокуратуры края по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами В. Романов. - За долгие годы работы ни я, ни коллеги такого не припомним...
Впрочем, и уголовное дело, так скажем, - небывалое для Ставрополья: ведь на скамье подсудимых оказался министр имущественных отношений края В.Рыжинков, который обвиняется в превышении служебных полномочий (ст. 286, ч. 2 УК РФ). Под следствием он оказался более года назад, но до сих в этой удивительной истории, которая "стоит" сотни миллионов рублей, не поставлена точка.
В свое время "СП" обращалась к этой теме. Коротко напомним, что речь шла о разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных учреждений, расположенных в курортном регионе КМВ. В соответствии с указом Президента, подписанным в далеком 1992 году, санатории, лечебницы и прочее добро надо было поделить на две части: профсоюзную и государственную. Делила специально созданная комиссия, в которую входил и В.Рыжинков, однако итог ее был утвержден... лишь в феврале 2002 года постановлением правительства РФ N 112. Однако к этому времени ряд санаторно-курортных учреждений, относящихся к совместной собственности государства и профсоюзов, был тихонько продан в частные руки - с ведома В.Рыжинкова. Прокуратура обвинила министра в превышении служебных полномочий - нарушении порядка управления госимуществом, что повлекло незаконное отчуждение долей федерального имущества.
Но Ленинский райсуд 15 марта вынес В.Рыжинкову оправдательный приговор "за отсутствием в его действиях состава преступления". Возможно, на решение суда повлияло кстати подоспевшее февральское постановление правительства N 112, которое поделило санатории точно также, как в свое время их делили В.Рыжинков и комиссия, а значит, ущерб государству вроде бы не нанесен. Однако прокуратура, считая, что названное постановление ни в коей мере не снимает с министра вину, опротестовала приговор.
Судебная коллегия краевого суда по уголовным делам (председательствовал Д. Еремченко) 26 апреля 2002 года отменила оправдательный приговор Ленинского райсуда и отправила дело на новое рассмотрение - в этот же райсуд.
А дальше происходят любопытные вещи. В этот же день, 26 апреля, министр побывал на личном приеме у председателя краевого суда С. Коровинских, подготовив надзорную жалобу на решение судебной коллегии крайсуда по уголовным делам (С. Коровинских вправе в порядке надзора опротестовать решение названной коллегии). Седьмого мая и.о. заместителя крайсуда (!) Г. Макеева, которая, кстати, специализируется на гражданских делах, а не на уголовных, уведомила министра, что "оснований для опротестования решения судебной коллегии крайсуда по уголовным делам не имеется".
Судья Ленинского райсуда О. Денисова, принявшая к производству министерское дело, даже успела назначить день его слушания. Но сначала оно было отложено из-за болезни В.Рыжинкова, а затем поступило указание из Москвы, так удивившее прокуратуру. Р.Смаков, заместитель председателя Верховного Суда РФ, затребовал уголовное дело В.Рыжинкова "для проверки в порядке надзора". Случай, как сказал В.Романов, действительно небывалый. Дело было отправлено в Москву 3 июня - и с тех пор ни слуху, ни духу.
- Уже даже Ленинский райсуд начал беспокоиться, - говорит В.Романов. - Ну я недавно и позвонил в Верховный Суд РФ, ведь жалобы в порядке надзора должны рассматриваться в течение месяца, а уже третий заканчивается. Так вот, оказывается это уголовное дело в Верховном Суде спокойненько лежит себе на полочке у секретаря. То есть никому конкретно не отписано...
Бывает, что и год лежит, что, конечно, нехорошо, но с Верховным судом не поспоришь. Нехорошо и другое: министр, высокопоставленный чиновник Ставропольского края, длительное время является подсудимым, находясь в "подвешенном состоянии". Это отражается не только на его репутации, но и края в целом. А Фемида не торопится сказать свое слово.
Опубликовано 22 августа 2002 года.