Ваххабитов у нас нет
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Профессор Малашенко приехал по приглашению Кабардино-Балкарского института исламских исследований. Этот институт возглавляет майор госбезопасности в отставке Руслан Нахушев. В числе учредителей института - имам-хатиб вольноаульской мечети Нальчика Муса Мукожев. Институт пока официально не зарегистрирован, но уже имеет собственный офис и возможность оплатить командировку известным ученым.
12 августа в КБР планировался семинар, посвященный веротерпимости. Но, по словам Руслана Нахушева, в последний момент организаторам отказали в аренде помещения. Мероприятие пришлось отменить. Всех других приглашенных об этом предупредили, а профессора Малашенко не успели.
Вместо семинара 15 августа была устроена встреча профессора с представителями общественности. Место ее проведения несколько раз менялось - не могли найти зал. Приютить такой контингент отважился только нальчикский филиал белгородского техникума.
Общественность представляли молодые люди. Как уточнил Руслан Нахушев, это был актив джамаатов - те, кого в республике называют ваххабитами. Где-то в середине выступления московского гостя появился заместитель председателя Духовного управления мусульман КБР Тахир Атмурзаев (в конце он так же незаметно удалился).
Профессор Малашенко объяснил, что проблема не в исламе, а в том, что живем мы неважно: появляется социальный протест, облаченный в религиозную форму. Ислам же, как никакая другая религия, повернут к социальным проблемам. Другая его особенность - тенденция к политизации. Плюс к этому деление на традиционный ислам и ваххабизм.
Главный признак ваххабизма - отрицание мазхабов, четырех основных богословско-правовых школ ислама. А поскольку члены местных джамаатов, как выяснил ученый из бесед с ними, являются ханафитами, то есть приверженцами одного из мазхабов (кстати, по мнению профессора, самого толерантного), то считать их ваххабитами нет никаких оснований.
Единственный путь для преодоления противостояния между властью и представителями нетрадиционного ислама, по мнению Алексея Малашенко, - искать компромисс: "Надо уметь разговаривать. Если не научимся это делать, я боюсь, у всех будут неприятности..."
Выступления с мест продемонстрировали, что вести диалог с фанатично верующими - дело непростое. "Вы сильно сказали насчет мусульманского фундаментализма. Ислам - действительно фундаментальная религия, основательная. И вы сильно сказали насчет социальной направленности ислама. Это единственная религия, которая дает ответы на все вопросы в жизни", - заключил один из слушателей, предварив свое резюме традиционным обращением к Аллаху на арабском языке.
"Если бы здесь присутствовали православные или американские баптисты, они бы с вами не согласились. И возникла бы конфронтация", - заметил профессор.
Вступить в дискуссию с собравшимися, отказавшись от идеи зачитать заготовленный заранее текст, попробовал начальник Управления по борьбе с организованной преступностью МВД КБР Фуад Шурдумов. Для начала он сообщил, что никто никаких препятствий в организации семинара не чинил, и если бы обратились лично к нему, он решил бы вопрос с помещением.
"Мы вам не верим", - раздалось из зала.
Полковник продолжил: "Ко мне приезжает московская комиссия, а я тем не менее пришел сюда...".
"Вам, видимо, нужно откорректировать списки ваххабитов", - отреагировал зал. "Никаких списков от нас не требуют. У нас одна отчетность: сколько терактов и кто их совершил", - возразил начальник УБОП и попытался взять инициативу в свои руки. Уточнив, что это не допрос, попросил откликнуться тех, кто знаком с жителем Хасаньи, оказавшимся на военной базе Гуантанамо.
Знакомых не нашлось. Но молодой человек, до этого намеревавшийся вступить с профессором в теологический спор о ваххабизме, проявив определенную теоретическую подготовку, заметил: "Может, я и не одобряю поступок своего тезки, но считаю, он вправе иметь свои убеждения и поступать в соответствии с ними...".
Тогда полковник, уже обращаясь по фамилии к конкретным людям в зале, спросил, кто скрывается за мусульманским именем Сейфулла под провокационным материалом, распространяемым в интернете.
Не получив ответа, он не расстроился, а даже обрадовался: "Мы сами знаем имя, отчество и фамилию. На то и спецслужба, чтобы все знать... я рад, что вы не знакомы с такими людьми". Реплику из зала, что милиция к спецслужбам не относится, он оставил без комментария.
Потом начальник УБОП выразил готовность ответить на вопросы.
"Вот вы говорите, что тоже мусульманин. А какой самый страшный грех для мусульманина?" - задали ему вопрос. "Не общаться с соседями..." - ответил чиновник. "Вы не знаете. Многобожие", - укоризненно констатировал интеллигентный мужчина с "дипломатом".
"Вы призываете нас к сотрудничеству. А что до сих пор мешало милиции эффективно бороться с наркоманией, проституцией, коррупцией?" - задан следующий вопрос. "Это сложные социальные явления с давними корнями..." - отвечал начальник УБОПа
"Вы упомянули шестерых молодых мусульман, которые грабили, резали и скоро предстанут перед судом. А это образованные мусульмане? Они где-то учились, у них дипломы есть? Или это безграмотные люди?" - поинтересовался парень в кепке. "Дипломов у них нет. Но то, что они члены джамаата, точно..." - был ответ.
На прощанье Фуад Шурдумов, напомнив про банду Атабиева и братьев Вороковых, заявил: "С теми, кто хочет организовать беспорядки, кто будет таскать оружие, взрывчатку, разговор будет короткий", - и пригласил в любое время заходить к нему для обсуждения возникающих проблем.
В зале засмеялись: "Нет, уж лучше вы к нам..."
Опубликовано 22 августа 2002 года.