Каляпин обвинил чеченских правозащитников в нагнетании ситуации вокруг Комитета против пыток
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Некоторые чеченские правозащитники сознательно распространяли ложную информацию о деятельности Комитета против пыток, нагнетая ситуацию вокруг организации перед поджогом офиса, заявил корреспонденту "Кавказского узла" глава Комитета против пыток Игорь Каляпин. Несмотря на давление, Сводная мобильная группа правозащитников решила продолжить работу по делам, связанным с похищениями и пытками в Чечне, а юристы СМГ готовят жалобу на задержание в Грозном.
Как сообщал "Кавказский узел", Сводная мобильная группа правозащитников решила продолжить работу на территории Чеченской Республики, но рассматривает возможность о переносе чеченского офиса в другой регион – Дагестан или Ставрополье.
14 декабря в Грозном были задержаны и вскоре отпущены двое сотрудников Комитета против пыток. 13 декабря стало известно о пожаре в грозненском офисе Сводной мобильной группы, в которую входят правозащитники из КПП. Офис, где находилась документация организации, выгорел полностью.
Каляпин: властям удалось натравить людей на правозащитников
Сводная мобильная группа правозащитников Комитета против пыток продолжит работать в Чечне по делам, связанным с похищениями и пытками, заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" руководитель Комитета против пыток Игорь Каляпин.
"Мы будем продолжать работать по всем делам, за которые мы взялись. В Чечне таких дел, связанных с похищениями людей и пытками, около тридцати. Будем принимать и новые обращения граждан, если они будут. Но где у нас будет офис, и где будут ночевать наши сотрудники, мы сейчас решаем. Не исключаю, что в связи с такой, прямо скажем, ненормальной ситуацией в Чечне, где властям удалось натравить людей на правозащитников, обвинив их в финансировании боевиков, из соображений безопасности мы переместим базу куда-то за пределы республики", - сказал Игорь Каляпин.
По словам Каляпина, основную работу Сводная мобильная группа (СМГ) правозащитников "ведет не в офисе, а в судах, прокуратуре и следственном управлении".
"Грубо говоря, люди будут спать и хранить документы не в Чечне. А работа будет продолжаться в Чечне. Ведь мы не в офисе работаем. Мы работаем в судах, в подразделениях Следственного комитета, органах прокуратуры. А в офисе только печатаем документы и принимаем людей", - заметил Игорь Каляпин.
Главы Комитета против пыток также обратил внимание, что изменение режима работы в Чечне будет произведено "уже не в первый раз".
"До 2009 года наша работа в Чеченской Республике была организована так же, как и в других регионах, то есть там работали штатные местные юристы. Но после убийства Натальи Эстемировой (российская правозащитница, журналист, сотрудница представительства Правозащитного центра "Мемориал" в Грозном. Была убита 15 июля 2009 года. - Прим. "Кавказского узла") стало очевидно, что по некоторым делам работать чрезвычайно опасно. Потому что в большинстве дел, которые мы расследуем, основная версия – похищение людей сотрудниками полиции, и это зафиксировано в постановлениях о возбуждении уголовных дел в Следственном комитете. Причем постоянно мелькают совершенно конкретные подразделения полиции. Это достаточно влиятельные в Чечне силовики, мы всегда понимали, что работать по этим делам опасно, и чтобы эту опасность снизить, мы организовали в 2009 году работу в виде Сводной мобильной группы", - сказал Игорь Каляпин.
Начиная с 2009 года юристы Комитета против пыток приезжают в Чечню из других регионов - Нижнего Новгорода, Москвы, Оренбурга, Йошкар-Олы вахтовым методом, отметил Игорь Каляпин.
Причем во время работы в Чечне сменяется не вся смена, а по одному человеку, чтобы сохранялась преемственность. "Плюс к этому, обычно в состав СМГ входят активисты и журналисты из других регионов. Они не юристы, но пишут о работе СМГ и ситуации в республике. Например, у нас до 12 декабря в Грозном была журналистка из Ростова, которую мы были вынуждены эвакуировать, потому что стало известно, что там планируются погромы", - сказал Игорь Каляпин.
По словам Каляпина, ситуация вокруг Комитета против пыток начала нагнетаться до поджога офиса организации.
"В течение трех дней очень интенсивно шли телепередачи, было много выступлений различных чиновников, даже была организована передача с некими правозащитниками. Кто-то из выступавших ничего про Комитет против пыток не знал. Но были и такие, которые прекрасно осведомлены о нашей работе. Эти люди совершено сознательно распространяли заведомо ложную информацию о Комитете против пыток (в качестве примера Игорь Каляпин назвал имя известной чеченской журналистки и правозащитницы, члена Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) при главе Чечни. - Прим. "Кавказского узла"). Это был поток неприкрытой чудовищной клеветы, абсурдных обвинений", - сказал Игорь Каляпин.
По утверждению Игоря Каляпина, большинство жителей республики "не имеют никаких альтернативных источников информации" и "поверили этим обвинениям".
"Более того, многие совсем недавно потеряли близких – я имею в виду милиционеров, погибших во время террористической атаки. Люди ослеплены болью этой утраты, а им в это время по разным каналам преподносят информацию о негодяях, которые этих террористов сначала профинансировали, а теперь защищают. Понятно, что замороченные пропагандой люди могли пойти на погромы", - считает Игорь Каляпин.
Ранее Игорь Каляпин написал обращения руководителям Генпрокуратуры и СКР с требованием проверить высказывания главы Чечни Рамзана Кадырова о введении принципа коллективной ответственности для семей членов вооруженного подполья. После этого Кадыров заявил о необходимости проверить человека по фамилии Каляпин на причастность к организации нападения на Грозный 4 декабря 2014 года. 13 декабря в Грозном состоялся митинг, некоторые участники вышли на него с плакатами против Каляпина.
Бабинец: из Чечни мы уезжать не собираемся
В свою очередь юристы Сводной мобильной группы готовят заявление в следственное управление СКР по республике о незаконном задержании сотрудниками полиции, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" член группы Сергей Бабинец.
"Мы подадим эту жалобу в ближайшее время. Из Чечни мы уезжать не собираемся, будем продолжать свою работу здесь (14 декабря появилась информация, что задержанные юристы Комитета против пыток пытались покинуть Чечню. - Прим. "Кавказского узла")", - заявил Сергей Бабинец.
По словам юриста Сводной мобильной группы, официально задержание не оформлялось.
"На следующий день после пожара мы поехали в квартиру, которая расположена рядом с офисом, чтобы забрать личные вещи. Обе двери были сломаны, замки сорваны. В квартире ничего не тронули, а в офисе все вещи были перевернуты, техника разбита. На стене надпись: "Вы защищаете права только бандитов, а где права моего отца". То есть очевидно, что это был именно поджог. Вскоре явились сотрудники полиции и сказали, что им необходимо нас обыскать и осмотреть машину, якобы мы можем увезти что-то необходимое для следствия. Очень долго пререкались с ними, поскольку никаких законных оснований они не назвали", - отметил Сергей Бабинец.
Как считает юрист СМГ, досмотр был произведен по надуманному предлогу.
"Одним из предлогов для досмотра было то, что я выгляжу подозрительно, моя личность не установлена и у меня есть борода. Потом нас с коллегой обыскали, изъяли четыре фотоаппарата, один принадлежал журналистам телеканала "Аль-Джазира". Изъяли также два личных телефона, позже из машины изъяли два личных ноутбука, которые мы возили с собой, и видеорегистратор", - рассказал Сергей Бабинец.
Полицейские вернули только два телефона, утверждает представитель СМГ.
"Мой телефон исправен, пока я в нем никаких изменений не заметил, фотографий на нем не было. Зачем изымали – непонятно. Мы заявили, что обратимся в следственные органы, что у нас есть видеозаписи, как нас преследовали, которые мы готовы предоставить следствию, показали эти записи, показали фотографии. Там были фотографии исключительно сожженного офиса. Ничего противозаконного там не содержалось, тем не менее они решили изъять. Подобный случай был в 2012 году, когда моего коллегу Антона Рыжова по возвращении в Нижний Новгород из чеченской командировки задержали нижегородские полицейские и изъяли всю технику, абсолютно ничего не предъявив, непонятно по каким основаниям. И очень долго ее осматривали. Думаю, они просто хотят собрать побольше информации о нашей работе", - сказал юрист СМГ.
В обыске участвовали 10-15 человек, но представились только двое из них, заметил Сергей Бабинец.
"Большинство из них были в гражданской одежде. Вели себя по-разному. Говорили, что мы не задержаны, но не позволяли выйти из квартиры. Если мы направлялись к дверям, они просто вставали перед нами и не давали пройти. Оформлять официально задержание, протоколы личного обыска и досмотра автомобиля они не хотели. Когда мой коллега отказался открывать автомобиль, они стали заламывать ему руки и пытались запихнуть его в какой-то автомобиль БМВ без опознавательных знаков, также сорвали с меня рюкзак, порвав при этом одну лямку, и стали в нем шарить. Нецензурной бранью не выражались, но вели себя по-хамски, повышали голос, кричали", - рассказал Сергей Бабинец.
Сегодня с утра представители СМГ собирались ехать в село Янди Ачхой-Мартановского района, чтобы показать журналистам сожженные там дома, но в связи с последними событиями поездка не состоялась, отметил Сергей Бабинец.
Жители Чечни сообщили "Кавказскому узлу", что 7 декабря в селе Янди Ачхой-Мартановского района были сожжены дома трех семей родных убитых 4 декабря в Грозном боевиков. "Мемориал" 9 декабря подтвердил эту информацию, сообщив, что за 6-7 декабря в Чечне были сожжены шесть домов родственников боевиков, часть из которых были опознаны родными среди убитых при атаке на Грозный. 10 декабря в селении Котар-Юрт Ачхой-Мартановского района был сожжен дом семьи Аслана Бютукаева, которого силовики считают руководителем батальона смертников "Рийад ас-Салихийн".
Сотрудники организаций Amnesty International и Human Rights Watch заступились за представителей Комитета против пыток в Чечне. Представители правозащитных организаций указали на порчу имущества правозащитников и на попытки оказать на них давление.
В свою очередь в правоохранительных органах Чечни отвергают заявления о давлении на Комитет против пыток. "В течение последних дней представители комитета предпринимают всевозможные действия, пытаясь совершить провокацию. Это дезинформация, она распространяется умышленно. Мы видим, что представители комитета стремятся вызвать вокруг этой организации волну информационных сообщений, делая ложные заявления", - заявил источник в правоохранительных органах Чечни.
"Кавказский узел" подготовил хронику атаки боевиков в Грозном, а также ведет хронику происходящих в Чечне спецопераций, нападений и похищений людей. Подробности нападения боевиков на Грозный и его последствия освещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Атака боевиков на Грозный".