В Азербайджане апелляционный суд оставил в силе обвинительный приговор главе ЦМВОД Анару Мамедли
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Бакинский апелляционный суд в Азербайджане оставил сегодня без удовлетворения жалобу главы Центра мониторинга выборов и обучения демократии (ЦМВОД) Анара Мамедли и еще двух активистов - Башира Сулейманлы и Эльнура Мамедова - на обвинительный приговор. Защита не согласна с этим решением и намерена подать кассационную жалобу в Верховный суд.
Как сообщал "Кавказский узел", суд вынес обвинительный приговор Мамедли, Сулейманлы и Мамедову 26 мая. Они обвинялись в уклонении от уплаты налогов, незаконном предпринимательстве и злоупотреблении должностными полномочиями, а также в присвоении имущества и должностном подлоге. Анар Мамедли был приговорен к 5,5 года лишения свободы, Башир Сулейманлы - к 3,5 года тюремного заключения, Эльнур Мамедов - к 3,5 года условно.
Адвокаты обжаловали приговор в Бакинском апелляционном суде (БАС). Предварительные слушания по жалобе начались 22 августа. Защита ходатайствовала о проведении частичного повторного судебного следствия, однако суд оставил ходатайство без удовлетворения и назначил слушания по существу на 5 сентября. Слушания были отложены на неопределенное время в связи с подачей защитой кассационной жалобы на решение предварительного заседания БАС. 11 ноября Верховный суд Азербайджана отклонил эту жалобу. Рассмотрение жалобы по существу в суде было назначено на 5 декабря, однако из-за отсутствия основного адвоката Башира Сулейманлы перенесено на 10 декабря.
Подсудимые Мамедли и Сулейманлы в ходе сегодняшнего заседания были заключены в стеклянную клетку-аквариум. Зал приветствовал их аплодисментами. Они ответили собравшимся улыбками и приветственными жестами. Помимо членов группы общественной поддержки за судебным заседанием наблюдали представители миссии ЕС, а также посольств Бельгии, Великобритании, Германии, Нидерландов и Франции в Баку.
"Ни по одной из пяти статей обвинения вина подсудимых доказана не была", - заявил выступавший первым на заседании адвокат Сулейманлы Алибаба Рзаев.
"Уголовное дело было начато в октябре прошлого года по статьям "Присвоение имущества", "Уклонение от уплаты налогов" и "Незаконное предпринимательство". Однако в постановлении о начале уголовного дела не было указано, на каком основании это дело возбуждено", - отметил адвокат.
Уже после того, как уголовное дело было начато, следователи стали собирать доказательства под указанные статьи
По его словам, "на тот момент не было ни жалобщиков, ни потерпевших, ни оперативной информации, дающей основание начать уголовное дело".
"Уже после того, как уголовное дело было начато, следователи стали собирать доказательства под указанные статьи. Это подтверждает предвзятость следствия и политические мотивы уголовного преследования", - сказал Рзаев.
На его взгляд, причиной уголовного преследования активистов стало их участие в проекте по мониторингу президентских выборов 2013 года.
"Следствие, с одной стороны, утверждает, что обвиняемые присвоили грант Национального демократического института США, а с другой, признает проведение мониторинга. В таком случае, если был мониторинг, то о каком присвоении может идти речь? С другой стороны, ни донор, ни другие признанные потерпевшими лица не считают себя таковыми", - сказал Рзаев и попросил суд оправдать осужденных.
Защищающий права всех трех активистов Эльчин Садыгов также заявил о предвзятости следствия и политических мотивах уголовного дела.
"Расследование по этому делу началось после того, как генпрокурор Закир Гаралов дал указание провести проверку в связи с объявлением в интернете о приглашении на работу на должность юриста в проекте ЦМВОД с зарплатой 500 манатов (635 долларов)", - пояснил он, уточнив, что это "указание было дано на следующий день после того, как были обнародованы результаты мониторинга президентских выборов 9 октября 2013 г., проведенного в рамках проекта ЦМВОД".
По его словам, "в заявлении по итогам мониторинга нашли свое отражение нарушения закона в ходе предвыборной кампании, голосования и при подсчете голосов". "Это и послужило причиной для инициирования уголовного преследования лиц, организовавших мониторинг", - считает Садыгов.
Кроме того, он обратил внимание на то, что следствие ставит в вину активистам то, что они не зарегистрировали грант Национального демократического института США.
из 20 потерпевших лиц в деле, 19 заявили об отсутствии у них каких-либо претензий к обвиняемым
"Грант был представлен на регистрацию в Минюст. Но им не было дано никакого ответа. Откуда они могли знать, что грант не был зарегистрирован? Вообще, все обвинение — голословно: из 20 потерпевших лиц в деле, 19 заявили об отсутствии у них каких-либо претензий к обвиняемым. Это были лица, участвовавшие в проектах по мониторингу. Они на суде заявили, что исправно получали зарплату на заранее оговоренных условиях", - пояснил адвокат.
Один человек, добавил он, "выразил недовольство тем, что был уволен из проекта". "Однако он просто не справлялся с обязанностями", - подчеркнул Садыгов.
Он также попросил отменить решение суда первой инстанции и оправдать осужденных.
Мы арестованы невинно и бездоказательно
Из подсудимых выступил только Анар Мамедли. "Мы арестованы невинно и бездоказательно", - заявил он.
Глава ЦМВОД вновь заявил о политических мотивах уголовного преследования активистов. "Вся наша вина заключается, в том, что мы проводили мониторинги выборов и честно говорили правду о недостатках", - сказал Мамедли.
В свою очередь, гособвинитель Джейхун Будагов попросил суд оставить приговор в силе.
После этого суд удалился на совещание. Вернувшись, председатель судейского состава Афлатун Гасымов огласил вердикт, согласно которому апелляционный суд пришел к выводу, что в суде первой инстанции вина активистов "была доказана" и их апелляционная жалоба отклонена.
"Это было вполне ожидаемо. Апелляционный суд уже показал свою необъективность, отказавшись проводить повторное частичное судебное следствие. На это решение мы подадим кассационную жалобу в Верховный суд, чтобы пройти все национальные инстанции для обращения в Европейский суд по правам человека", - прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" решение суда адвокат Садыгов.
Апелляционный суд должен расследовать эти обстоятельства и дать соответствующую правовую оценку. Суд не сделал этого и провел формальное рассмотрение жалобы
Наблюдавшая за процессом юрист Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Гюнай Исмайлова заявила, что "апелляционный суд не провел объективного разбирательства".
"К примеру, обвиняемым вменялось злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. Однако ни следствие, ни суд первой инстанции не прояснили, о каких тяжких последствиях идет речь. Апелляционный суд должен расследовать эти обстоятельства и дать соответствующую правовую оценку. Суд не сделал этого и провел формальное рассмотрение жалобы, оставив приговор в силе без изменений", - пояснила она.
По иронии судьбы, добавила юрист, "это произошло в международный день прав человека". "Сегодня же суд отказал в освобождении под домашний арест правозащитника Расула Джафарова. Это насмешка над международными обязательствами страны в области прав человека", - сказала Исмайлова.
"Кавказский узел" не располагает комментариями гособвинителя Будагова, который спешно покинул здание суда.
Напомним, что глава Центра мониторинга выборов и обучения демократии (ЦМВОД) Анар Мамедли стал лауреатом правозащитной премии имени Вацлава Гавела 2014 года. Международная правозащитная организация Amnesty International признала Мамедли "узником совести". Осудил вынесение в Азербайджане приговора Анару Мамедли директор Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, посол Янез Ленарчич.
Генпрокуратура Азербайджана отвергает версию о политической подоплеке дела.