В связи с поджогом мечети эксперты заявили о росте в Азербайджане террористической угрозы

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Атака на мечеть в бакинском поселке Гарачухур была направлена на создание напряженности на религиозной почве в Азербайджане и свидетельствует о росте террористической угрозы, считают эксперты. Инцидент доказал, что резонансные преступления способны совершить даже небольшие радикально настроенные группы, подчеркнул политолог Хикмет Гаджизаде.

Как сообщал "Кавказский узел", в ночь на 26 ноября двое неизвестных бросили бутылку с зажигательной смесью в мечеть поселка Гарачухур и скрылись. В ходе расследования задержан таксист, который привез этих людей в мечеть. По данным Государственного комитета по работе с религиозными структурами (ГКРРС), в мечети молились вместе шииты и сунниты.

1 декабря Министерство национальной безопасности (МНБ) заявило о задержании двух подозреваемых в поджоге мечети граждан Азербайджана Намига Насибова и Эльнура Алекперова. По данным следствия, Насибов и Алекперов создали подпольную организацию Yekbun, являющуюся крылом Рабочей партии Курдистана и "планировали террористические акты в местах большого скопления людей". Ранее Насибов участвовал в боях в Сирии, также утверждают в МНБ.

Акпер: происходит повышение уровня террористической угрозы

События, подобные поджогу мечети в поселке Гарачухур, способствуют "созданию напряженности в Азербайджане на межрелигиозной почве", считает бывший заместитель министра национальной безопасности Азербайджана, глава партии "Свободные демократы" Сульхаддин Акпер.

"Происходящие в регионе процессы, а также участие граждан в боевых действиях в Сирии и Ираке следует оценивать в контексте планов по разжиганию розни между мазхабами (течениями в исламе) в Азербайджане. Исполнители атаки на мечеть арестованы, и теперь есть возможность расследовать, какие силы за ними стояли", - сказал Акпер корреспонденту "Кавказского узла".

По словам бывшего заместителя министра национальной безопасности, события последнего времени на Ближнем Востоке и втягивание в них граждан Азербайджана способствует повышению террористической угрозы внутри страны.

"Можно считать, что происходит повышение уровня террористической угрозы. Последние события в мечети в Гарачухур дают основания полагать, что террористическая угроза уже должна быть повышено до предпоследнего, "оранжевого" уровня, за которым стоит самый высокий уровень – "красный", - полагает Акпер.

Гаджизаде: резонансную акцию могут совершить небольшие группы фанатиков

Атака на мечеть в Гарачухуре является показателем роста напряженности в сфере межрелигиозных отношений, полагает глава Центра политических и экономических исследований Far CENTЕR, политолог Хикмет Гаджизаде.

"В Азербайджане исторически проживают шииты и сунниты, и соотношение между ними в последние два десятилетия было примерно две трети на одну треть. Однако никогда между ними конфликтов не было. Когда Азербайджан в начале 1990-х гг. только восстановил свою независимость, шииты и сунниты вместе молились в мечетях, и никаких проблем не было. Проблемы начались, когда в страну устремились иностранные проповедники – с одной стороны "хомейнисты" из Ирана, с другой - салафиты из арабских стран. Проводимая ими пропаганда против друг друга привела к росту напряженности, конфликтам, дракам и так далее", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Гаджизаде.

При этом сейчас сложно ответить на вопрос, как изменилось соотношение между шиитами и суннитами за последние два десятилетия, отметил эксперт.

"Конечно, шииты по-прежнему составляют большинство. Среди суннитов же выделяются салафиты. Они более активны, и создается впечатление, что число их растет. Однако точной статистики нет", - заявил Гаджизаде.

Однако эксперт не считает, что религиозный фактор в общественно-политической жизни страны будет усиливаться.  "С точки зрения роста влияния политического ислама, я таких перспектив не вижу. Однако небольшие, в основном подпольно действующие религиозные группы могут представлять угрозу. Даже группы фанатиков численностью 5-6 человек всегда могут совершить резонансную террористическую акцию", - заметил эксперт.

Что касается атаки мечети в Гарачухуре, то, по мнению Гаджизаде, ее "мотивы выглядят странными".

"Судя по официальному сообщению, исполнители были связаны с Курдской рабочей партией, которая больше известна как националистическая организация. Однако ими двигали религиозные мотивы. Скорее всего, в голове у этих людей все смешалось, и ясных осознанных целей не было", - сказал Гаджизаде.

Тюркель: нападение на мечеть могло быть совершено на почве национализма

Мечеть в Гарачухуре могла быть выбрана для атаки "из-за обиды на неосторожные высказывания ее прихожан", заметил эксперт по религиозным вопросам агентства Turan Тофиг Тюркель.

"Мечеть в Гарачухуре посещают как шииты, так и сунниты, в том числе салафиты. Как известно, в Кобани [на севере Сирии] идут бои между местными курдами и боевиками Исламского государства, исповедующими радикальные течения салафизма. Возможно, кто-то из прихожан-салафитов высказал что-то обидное в связи с поражениями курдов в Кобани, и те решили "отомстить", - сказал Тюркель.

Вместе с тем эксперт не считает, что поджог мечети послужит росту напряженности между шиитами и суннитами в Гарачухуре.

"Подавляющее большинство населения Гарачухура, как и других поселков вокруг Баку - шииты. Просто в последние два десятилетия среди суннитов стали выделяться салафиты. Они более активны и организованны, и это создает впечатление, что число суннитов растет. Судя по официальному сообщению, атака на мечеть была совершена не шиитами и не салафитами. Мне кажется, что это даже было совершено на почве национализма, ведь организация, к которой принадлежали арестованные, создана на этнической основе, а не религиозной", - отметил Тюркель.

Сулейманов: мы предлагали Насибову и Алекперову стать членами нашей организации

Организация Yekbun, предполагаемыми членами которой являются подозреваемые в поджоге мечети, была создана два месяца назад, рассказал глава Общественного объединения "Курды Азербайджана" Тахир Сулейманов.

"В переводе с курдского Yekbun означает "Единство". Мы им предлагали участвовать в деятельности нашей организации и предлагали даже места в руководстве. Но они решили действовать обособленно. Особой и деятельности у них и не было, они были заметны только в социальных сетях в Интернете", - сказал Сулейманов корреспонденту "Кавказского узла".

При этом Тахир Сулейманов затруднился назвать контакты представителей Yekbun, заметив, что он "лично знал только Насибова и Алекперова", но "они теперь арестованы".

По словам Сулейманова, организация "Курды Азербайджана" занимается вопросами развития культуры, обычаев, языка курдов. Сулейманов издает еженедельную газету "Дипломат", которая выходит на четырех языках – курдском, азербайджанском, русском и турецком.

Сулейманов выступает за связи курдов Азербайджана с многомиллионной курдской общиной Турции и курдскими диаспорами в Европе.

"Мы хотим использовать эти связи для доведения правды об Азербайджане, карабахском конфликте до курдов и других народов за рубежом. Мы патриоты Азербайджана. К сожалению, иногда нас представляют как сторонников PKK (Курдской рабочей партии, признанной Турцией, Россией, США и рядом других стран террористической организацией. – Прим. "Кавказского узла")", - отметил Сулейманов.

Согласно официальной статистике, численность курдов в Азербайджане составляет 13 тысяч человек, однако  в реальности эта цифра в десятки раз больше, утверждает Тахир Сулейманов.

Ранее председатель общества курдской культуры "Ронаи" Фахраддин Пашаев заявлял, что численность курдов в Азербайджане составляет 240 тысяч человек.

В свою очередь глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде охарактеризовал религиозную ситуацию в Азербайджане как "нормальную".

"Ситуацию в Азербайджане можно считать нормальной. Хотя при распаде советского режима в Азербайджан устремились различные религиозные силы под вывеской благотворительных обществ. Под предлогом служения исламу, они построили в стране 72 мечети. Однако эти мечети служили не общему единству, а разжиганию розни, раскольничеству, противостоянию различных мазхабов (течений). Но слова Аллаху, государство и религиозная общественность выявила сущность этих разрушительных процессов, и они были предотвращены", - заявил Аллахшукюр Пашазаде.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"