Юристы "Комитета против пыток" начали подготовку жалобы в ЕСПЧ по делу Сулеймана Эдигова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Представители "Комитета против пыток" начали работу над иском в ЕСПЧ против России по делу жителя Чечни Сулеймана Эдигова. В случае с Эдиговым были нарушены основополагающие нормы Конвенции о защите прав человека, заявили сегодня эксперты "Комитета против пыток".
Как сообщал "Кавказский узел", 7 ноября Верховный суд РФ оставил без удовлетворения апелляционную жалобу защиты жителя Чечни Сулеймана Эдигова, приговоренного к 14,5 года лишения свободы по обвинению в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов и незаконном обороте оружия.
14 марта Эдигов объявил голодовку из-за необъективного, по его мнению, расследования дела судьей Германом Александровым, который игнорировал заявления подсудимого о похищении и пытках. Эдигов прекратил голодовку 31 марта после того, как его на заседание суда доставили на носилках. Правозащитный центр "Мемориал" 9 апреля сообщал, что судья Александров заявил, что следственное управление СКР по СКФО приняло решение отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела о похищении и пытках Эдигова сотрудниками силовых структур. 23 мая Верховный суд ЧР вынес приговор Эдигову, приговорив его к 14,5 года лишения свободы в колонии строгого режима.
Рыжов: мы надеемся на быструю коммуникацию в ЕСПЧ по делу Эдигова
Интересы Сулеймана Эдигова в Европейском суде по правам человека будет представлять межрегиональная общественная организация (МРОО) "Комитет против пыток".
Жалоба Эдигова имеет все перспективы на удовлетворение в ЕСПЧ, заявил корреспонденту "Кавказского узла" юрист комитета Антон Рыжов, уже занимающийся подготовкой жалобы.
В отношение Эдигова, по словам Антона Рыжова, были нарушены "фундаментальные права человека".
"Непосредственно нарушена статья, связанная с нашей профильной деятельностью – это ст.3 Европейской конвенции прав и свобод человека о применении пыток. Это будет ключевой частью жалобы. Также нарушена ст.5 – личная неприкосновенность, потому что он не был признан задержанным, был похищен, содержался более месяца в РОВД, а по документам был оформлен только через 40 дней, потому здесь тоже безусловное нарушение статьи", - рассказал Антон Рыжов.
В судебном процессе также было нарушено право на защиту обвиняемого и право на справедливый суд, отметил эксперт.
"Исходя из всего судебного процесса, как мы полагаем, несправедливого, предвзятого, из попытки давления на суд, мы убеждены, что речь идет о нарушении ст.6 (право на справедливый суд). А также ст.13 - право на эффективные средства правовой защиты, потому что проверка заявлений на пытки была не эффективной, не тщательной", - отметил Рыжов.
С его слов, в деле имеется достаточно собранных доказательств, свидетельствующих о "применении к осужденному пыток с целью склонения его к самооговору".
"Судья Абубакаров до своего отвода назначал сам судебно-медицинскую экспертизу, эксперты допрашивались в суде, есть показания медсестры – фельдшера, которая оказывала помощь Эдигову в отделе полиции, когда у него руки начали гнить, имеются сами фотографии этих шрамов на руках, доказательств предостаточно", - считает юрист.
Жалобу в ЕСПЧ планируется направить в конце 2014 года, отметил Рыжов.
"К концу года мы планируем подать жалобу. Сейчас ситуация с рассмотрением дел такая, что его могут рассмотреть и вне очереди, исходя из его известности и резонансности. Мы надеемся, что будет быстрая коммуникация, и мы будем просить об этом, и будем надеяться, что коммуникация произойдет в 2015 году", - сказал Рыжов.
При этом юрист отметил, что ЕСПЧ не может отменить решение российского суда, но может стать причиной появления вновь открывшихся обстоятельств, которые являются основанием для возобновления нового судебного расследования.
"У ЕСПЧ нет такой компетенции, в своих решениях он устанавливает нарушение фактов и назначает компенсацию. Решение ЕСПЧ по нашему законодательству – это вновь открывшиеся обстоятельства, здесь это будет полезно для возвращения дела для пересмотра в суд первой инстанции. Мы будем просить о переносе дела в другой регион для исключения давления, для безопасности потерпевшего, его представителей и адвокатов", - заключил Рыжов.
По состоянию на начало ноября текущего года "Комитет против пыток" представляет в ЕСПЧ 75 дел, из которых дело Эдигова является 17-м, связанным с Чеченской Республикой.
Юсупов: в деле имеется множество доказательств невиновности Эдигова
Параллельно с жалобой в ЕСПЧ защита Сулеймана Эдигова намерена обжаловать решение Верховного суда в порядке кассации в президиуме Верховного суда РФ, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Саид-Ахмед Юсупов.
"Как только мы получим постановление – мы подадим кассационную жалобу. Нам зачитали только резолютивную часть, мы даже не знаем мотивов, по которым суд принял такое решение", - сказал адвокат Эдигова.
Как утверждает защитник, в ходе судебного процесса было доказано применение к Эдигову пыток, однако судом не были приняты необходимые процессуальные решения.
"В деле имеются неопровержимые доказательства того, что он был похищен, 40 дней держался в определенных местах, доказано, что в отношении него были применены пытки. В то же время суд препятствовал нам в восстановлении истины по пыткам. Эксперты на допросе сообщили, что раны на руках Эдигова долго гнили, и слишком поздно началось лечение. Эдигов сам, в своих показаниях, говорил, что оперативные сотрудники привели медсестру, когда началась гангрена, и они не могли находиться уже рядом с ним от запаха. Все это было бесспорно доказано и имеется в материалах дела", - рассказал адвокат.
Адвокат отметил, что в деле имеется множество доказательств невиновности Сулеймана Эдигова, однако "суд апелляционной инстанции не исследовал их, хотя защитой было заявлено соответствующее ходатайство".
"В обоснование отказа приводился довод, что "по основаниям, озвученным представителем обвинения". Получается, что у суда даже не было собственного мнения, как сказал обвинитель – так они и сделали. Обвинитель мотивировал тем, что эти доказательства были исследованы в ходе суда первой инстанции, в связи с чем нет необходимости исследовать их повторно", - заключил адвокат.
Дело Эдигова получило известность из-за самоотвода судьи Вахида Абубакарова 1 ноября 2013 года. Рассматривавший дело Эдигова судья заявил, что он подвергся давлению высокопоставленного должностного лица МВД республики, после которого выносимый им приговор может выглядеть необъективным. Эдигов обвинялся в совершении преступлений по ст.317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст.222 ч.2 (незаконный оборот оружия).
Каляпин: суд в России превращается в фикцию
Дело Сулеймана Эдигова беспрецедентно для судебной практики России, считает член Совета при президенте РФ по правам человека, руководитель МРОО "Комитет против пыток" Игорь Каляпин.
"Особым данное дело, безусловно, делает необычное поведение судьи Вахида Абубакарова. В ходе судебного следствия он столкнулся с обычным явлением, когда подсудимый заявляет о применении к нему пыток. И обычно суд довольствуется тем, что есть постановление из СКР об отказе в возбуждении уголовного дела - судья принимает решение исследовать это заявление. То, что СКР в Чечне обычно никакого расследования по таким заявлениям не проводит - всем понятно, и судье в том числе. И обычно суд все показания, данные на предварительном следствии, признает допустимыми, достоверными. И на основании их выносится приговор", - рассказал в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" Игорь Каляпин.
Однако было очевидно, что описанные обвиняемым обстоятельства "свидетельствовали о применении к Эдигову жестокого обращения и пыток", считает правозащитник.
"Эдигов подробно рассказал обо всем в последнем слове, когда судебный процесс уже завершался, он продемонстрировал имеющиеся телесные повреждения, явные следы от проводов, которые прикручивались к пальцам. И судья решил возобновить судебное следствие и проверить, были или нет пытки. В течение нескольких заседаний судья получил доказательства - логичные, связные, непротиворечивые показания от разных лиц, в том числе от сотрудников полиции, что действительно Эдигова пытали. Что все доказательства были получены с применением пыток", - рассказал правозащитник.
Суд должен давать возможность сторонам доказать свою версию и убедиться, кто же на самом деле говорит правду
"А дальше суд должен был вынести оправдательный приговор. И понятно, что в данной ситуации раздается звонок человека, похожего на министра внутренних дел республики. Судья Верховного суда знает его не один год и, наверное, с ним часто общается и может определить по голосу, кто с ним разговаривает. И ему по телефону говорят, что вина Эдигова доказана и нечего в зале суда проводить какие-то расследования", - сказал Каляпин.
При этом Каляпину, по его словам, неизвестно о публичных попытках со стороны руководства МВД опровергнуть заявление судьи о давлении на него. "Была проверка СКР, о результатах которой нам неизвестно", - отметил Игорь Каляпин.
Игорь Каляпин также считает, что судьей Абубакаровым была проделана огромная работа, результаты которой запротоколированы в материалах судебного следствия, однако суд первой и апелляционной инстанций "не обратили на них никакого внимания".
Особым данное дело, безусловно, делает необычное поведение судьи Вахида Абубакарова.
"Это и противоречивые показания полицейских, на которых Эдигов указывал как на присутствующих и принимавших участие в пытках, и показания медработника, которая в подвале, где содержали Эдигова, оказывала ему медпомощь, когда у него началась гангрена пальцев, к которым подключали ток. Все эти люди дали показания, и они остались в материалах судебного следствия. Каким образом судья Александров, который пришел на смену Абубакарову, это все просто проигнорировал – мне не понятно", - отметил Каляпин.
Правозащитник полагает, что судебный процесс по делу Эдигова в другом регионе России не скажется на изменении приговора.
"Надо понимать, что рассматривали уже в другом регионе, в Верховном суде РФ. Именно в Москве должны были в апелляционном порядке внимательно рассмотреть все обстоятельства, при необходимости допросить свидетелей. Так как у суда возникли сомнения, от чего у Эдигова остались на руках следы, от взрыва в руках лампочки, или все же следы от алюминиевых проводов. Все это элементарным образом проверяется путем технической экспертизы, которая дает совершенно объективный результат. Но суд этого делать не захотел, он просто оставил в силе решение, принятое в Чечне", - сказал Игорь Каляпин.
"В Чечне не действует принцип состязательности сторон судебного процесса"
По словам руководителя "Комитета против пыток", динамику ситуации с реализацией в Чеченской Республике права на защиту "необходимо рассматривать в совокупности всего механизма".
«Право на защиту – это не просто адвокат, имеющий свободный доступ к клиенту, и который на судебном процессе может встать и попросить у судей дать срок поменьше, потому что у клиента дети маленькие. У нас есть принципы, записанные в Конституции, такие как принцип равноправия, где стороны равны перед судом и законом, принцип состязательности, где стороны имеют равные процессуальные возможности. Если прокурор или орган предварительного расследования говорит, что было так, а подсудимый говорит, что было по-другому, то суд не может сказать, что он верит обвинению, но не верит подсудимому. Суд должен давать возможность сторонам доказать свою версию и убедиться, кто же на самом деле говорит правду", - считает Каляпин.
Суд, получается, может лишь повторить версию полиции
С принципами состязательности и равноправия в Чеченской Республике "совсем плохо, а точнее, их нет вообще", заявил правозащитник.
"У нас очень больная и не совершенная судебная система во всей Российской Федерации, но такого откровенно неработающего принципа состязательности, как в Чечне, ни в одном другом регионе я не видел. Я не говорю уже о независимости суда, он у нас везде зависим, и тут Чечня не хуже других регионов. Но с принципом состязательности здесь огромная разница… Суд превращается в фикцию, потому что при таком подходе суд не нужен. И право выносить приговор нужно отдать сотрудникам полиции, сэкономим деньги, время. Давайте не будем обманывать людей, говоря им о том, что у нас "только суд может". Суд, получается, может лишь повторить версию полиции", - заключил Каляпин.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями со стороны представителей гособвинения и Верховного суда России относительно заявлений представителей "Комитета против пыток" о нарушении прав Сулеймана Эдигова.