В Сухуме участники фестиваля "Кунаки" назвали Дикую дивизию примером интеграции населения Кавказа в Россию
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Участники VIII фестиваля документального кино и телевизионных авторских программ Северного Кавказа "Кунаки", который проводится в Абхазии, обсудили участие уроженцев Северного и Южного Кавказа в Первой мировой войне в составе Дикой дивизии. Они назвали это формирование примером интеграции населения Кавказа в Российскую империю.
Как сообщал "Кавказский узел", 2 ноября в Абхазской государственной филармонии им.Р.Гумба в Сухуме был дан торжественный старт VIII открытому фестивалю документального кино и телевизионных авторских программ Северного Кавказа "Кунаки". В Абхазии этот фестиваль проводится впервые. Всего в конкурсе фестиваля участвуют 32 работы. К 5 ноября члены жюри фестиваля просмотрели 15 фильмов конкурсной программы.
В рамках открытого фестиваля документального кино и телевизионных авторских программ Северного Кавказа "Кунаки" 4 ноября состоялся "круглый стол" "Дикая дивизия в Первой мировой войне". Встреча проходила в Государственном музее Абхазии, она собрала около 40 человек - как участников фестивальной программы, так и жителей Сухума.
Нефляшева: в Дикую дивизию зачислялись горцы, желавшие добровольно вступить в ряды русской армии
Краткую информацию об истории формирования Дикой дивизии и ее боевых заслугах дала, открывая "круглый стол", его ведущая, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, кандидат исторических наук, автор блога на "Кавказском узле" "Северный Кавказ сквозь столетия" Наима Нефляшева.
"Вплоть до 1917 года царское правительство не привлекало горцев к военной службе массово, на основе обязательной воинской повинности. Таковая заменялась денежным налогом. До начала Первой мировой войны русская армия вполне обходилась и без горцев. Единственная попытка провести мобилизацию среди горцев Северного Кавказа в 1915 году завершилась, едва начавшись: одни лишь слухи о предстоящей мобилизации вызвали сильное брожение в горской среде, и сама идея призыва кавказских горцев в армию была отложена", - отметила Нефляшева.
"Однако горцы, желавшие добровольно вступить в ряды русской армии, зачислялись в созданную в самом начале Первой мировой войны Кавказскую туземную конную дивизию, более известную в истории под наименованием "Дикая". Дивизия, или "Орлы Кавказа", как называл своих горских всадников император, была сведена из шести полков - Ингушского, Черкесского, Татарского, Кабардинского, Дагестанского и Чеченского", - рассказала Наима Нефляшева.
Дискуссию вызвала ее информация о том, что сегодня существует большое и разнообразное количество исторических источников, позволяющих анализировать разные аспекты не только боевого опыта Дикой дивизии на Юго-Западном и Румынском фронтах, но и ее повседневности и быта.
Нефляшева рассказала участникам "круглого стола" о взаимоотношениях высших и низших офицерских чинов в дивизии, о ее внутреннем распорядке, об учете бытовых особенностей воинов мусульман и христиан, об особенностях орденов, вручавшихся отличившимся всадникам Дикой дивизии.
"Материалы о Дикой дивизии в 1914-1915 годах часто появлялись на страницах таких изданий, как "Нива", "Летопись войны", "Новое время", "Война" и многих других. Журналисты подчеркивали экзотический облик ее воинов, описывали впечатления, которые производили на неприятеля кавказские всадники - эти, как их называли в европейской прессе, "дьяволы в мохнатых шапках", - рассказала Нефляшева
За годы войны через ряды Дикой дивизии прошло около 7000 горцев, указала она. "И это был уникальный опыт формирования пророссийской лояльности", - подчеркнула Нефляшева.
Она назвала период Первой мировой войны мощным ресурсом национального единства. За время существования Дикой дивизии, сказала Нефляшева, не было ни одного случая дезертирства, а желающих служить в ней было больше, чем квот.
По словам абхазского историка Руслана Гуажбы, в Абхазской сотне - одной из четырех частей Черкесского конного полка Кавказской туземной конной дивизии, было до 500 абхазских всадников, и они были одними из лучших воинов.
"Это уникальный пример единения и братства народа, поскольку силой кавказца ничего не заставишь сделать. Абхазские воины в Первой мировой проявляли чудеса героизма", - рассказал Руслан Гуажба и привел множество примеров в подтверждение своих слов.
По словам режиссера Мананы Кокоскир, именно Абхазской сотне была вручена медаль "За человеколюбие", аналогов которой нет.
Кусова: Дикая дивизия - пример интеграции населения Кавказа в Российскую империю
Настало время снять серию фильмов о Дикой дивизии, заявила президент фестиваля "Кунаки", руководитель Центра этнопроблематики в СМИ при Союзе журналистов РФ Сулиета Кусова, обращаясь к коллегам-документалистам.
Она напомнила участникам фестиваля, что в Париже есть кладбище, где похоронены многие известные кавказцы, офицеры, члены правительства Горской республики, которых унесла волна эмиграции 1920-х гг. Большинство могил запущено и нуждается в реставрации, сейчас за ними следит историк из Чечни Маирбек Вачагаев, живущий в Париже.
"Нас по праву можно будет назвать манкуртами, если мы не сможем ухаживать за могилами наших славных земляков и позволим им сравняться с землей", - заявила Кусова.
Проводя параллели между трагедией черкесского исхода в годы Кавказской войны (1817-1864 гг.) и исходом русского дворянства в Гражданскую войну, она подчеркнула, что Черное море стало таким же символом трагедии для русского офицерства и русской аристократии в 1920-е годы, покидавших свою родину, спасаясь "от маховика красного колеса", как и для черкесских горцев, уходящих в Стамбул в 1860-м.
"Российская империя имела механизмы, институты, она имела личностей и контактеров, которые интегрировали население Кавказа в тело империи. И Дикая дивизия - тому яркий пример. У нас с вами в руках камера, слово и жизнь", - сказала Сулиета Кусова, обращаясь к коллегам.
По словам Кусовой, очень важно, чтобы Первая мировая война "вернулась в общероссийскую историю во всей ее многообразии, потому что это был самый сильный и значимый для Кавказа период, когда горцы вместе с русскими защищали единое Отечество".
Она, да и другие участники дискуссии выражали сожаление в связи с тем, что до сих пор не издано достойного издания по кавказцам в Первой мировой войне. "Поэтому мы - киношники, обладая самым доступным в мире информационным ресурсом - видео, безусловно, должны внести свою лепту в это просветительство", - заключила Кусова.
Интерес участников "круглого стола" вызвала информация режиссера из Москвы Максима Кузнецова о том, что в рамках внеконкурсной программы будет демонстрироваться фильм "Рожденный свободным", основанный на рассказах и воспоминаниях потомков всадников Дикой дивизии.
Участники встречи говорили о трансформации сознания горцев в период между Кавказской и Первой мировой войнами
Геннадий Аламия, член оргкомитета фестиваля из Абхазии, поставил вопрос о неизученности темы ломки и трансформации сознания кавказцев в период между Кавказской и Первой мировой войнами, об уникальности явления, когда потомки людей, сражавшихся против Российской империи в годы Кавказской войны, в Первую мировую шли эту же империю защищать.
Киновед и режиссер из Владикавказа Индира Черджиева поделилась воспоминаниями о своем деде, который прошел две войны - Первую мировую и Великую Отечественную, и показала его фотографию, снятую в Варшаве в 1915 году, на которой он вместе со своим братом позируют в черкессках и на конях. "Наши предки были настоящими мощными личностями, любившими свое Отечество", - сказала Черджиева.
Научный сотрудник Государственного музея Абхазии Руслан Гуажба обратил внимание гостей фестиваля на выставку, посвященную горцам в Первой мировой войне, экспонирующуюся в музее, и рассказал о ее формировании и уникальных фотографиях, а также об утрате уникальных источников во время пожара в Государственном архиве Абхазии, сожженном в начале 1990-х в ходе грузино-абхазской войны.
Кавказские горцы в начале ХХ века неслучайно добивались возможности образования для своих детей, подводя итоги "круглого стола", отметил актер и режиссер из Москвы Саид Багов.
"Наши предки были мудрыми людьми. Они не зря хотели, чтобы их дети имели доступ к образованию, к истинным знаниям", - сказал Саид Багов.
Он отметил, что для него сам фестиваль и этот "круглый стол" стал откровением. "Мы столько видели на экране - и чеченцев, и армян, и адыгов, и русских. И один человек - это очень много. И это очень важно, что такой фестиваль проходит в Абхазии. Настало время сделать смещение акцентов от героев кино к героям реальности. Я за то, чтобы уметь рассматривать в судьбе каждого человека историю большой страны", - подчеркнул Саид Багов.
Богатырев: "круглые столы" помогают расширить границы и возможности общения между участниками и гостями фестиваля
С самого первого дня существования фестиваля он всегда сопровождался какими-то культурными мероприятиями, кроме показа фильмов, отмечает исполнительный директор фестиваля Ильяс Богатырев.
"Каждый раз организаторы стараются создать некую заинтересованную тусовку вокруг темы. И каждый год фестиваль посвящают каким-то событиям. В прошлом году он посвящался Олимпиаде в Сочи, в этом году - столетию Первой мировой войны и участию горцев Кавказа в защите единого российского государства", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Ильяс Богатырев.
По его мнению, "круглые столы" помогают расширить границы и возможности общения между участниками и гостями фестиваля.
"Площадка, где встречаются представители интеллигенции и науки с участниками фестиваля из различных регионов России, позволяет узнать больше, в данном случае про Абхазию, про ту же Дикую дивизию Первой мировой войны, про абхазскую сотню в составе черкесского полка. Не все же знают об этом в силу разных обстоятельств. А это - ярчайшие страницы взаимоотношений горцев Кавказа с Россией", - подчеркнул Ильяс Богатырев.