В Кабардино-Балкарии осужденный по обвинению в пособничестве боевикам Заур Тохов заявил о своей невиновности
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
О своей невиновности заявил осужденный по обвинению в пособничестве боевикам житель Кабардино-Балкарии Заур Тохов, обратившийся к правозащитникам и омбудсмену с просьбой оказать ему помощь. Правозащитники, аппарат уполномоченного по правам человека в республике и адаптационная комиссия пытаются помочь Тохову, заявил юрист Кабардино-Балкарского правозащитного центра Заур Шокуев.
Приговором Зольского районного суда КБР от 8 августа 2014 года житель селения Каменномостcкое Зольского района Кабардино-Балкарии Заур Тохов был признан виновным в незаконном хранении оружия и наркотиков, а также в пособничестве боевикам. Сейчас Тохов содержится в СИЗО Нальчика.
Заур Тохов обратился с заявлением к уполномоченному по правам человека РФ по КБР Борису Зумакулову, в Кабардино-Балкарский правозащитный центр, а также Правозащитный центр "Мемориал". Копию заявления мать осужденного Фатимат Тохова 13 октября передала корреспонденту "Кавказского узла".
В своем заявлении 34-летний Заур Тохов утверждает, что он был привлечен к уголовной ответственности и осужден судом к лишению свободы сроком на 3 года и 6 месяцев "по надуманному обвинению".
"Мне было назначено наказание в виде трех с половиной лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, с ограничением свободы сроком на шесть месяцев. Я обращаюсь к Вам с надеждой и мольбой о помощи. Я не совершал этих преступлений", - говорится в заявлении Тохова на имя правозащитников и омбудсмена.
Тохов: меня заставили подписать показания под пытками
В своем заявлении Заур Тохов рассказал, как он стал объектом внимания правоохранительных органов.
По утверждению Тохова, осенью 2013 года к нему обратились двое молодых людей, с которыми он раньше не был знаком, и которые сказали ему, что "необходимо оказывать помощь воюющим с властью мусульманам".
"Я с ними не согласился, объяснил, что я исповедую другой ислам, который запрещает убийство кого бы то ни было, и отказался оказывать им помощь. Они ушли, сказав мне только одно слово "забудь"", - утверждает Заур Тохов.
20 января 2014 года утром в дом к Тоховым приехали около 30 человек в масках, говорится в заявлении осужденного. В этот момент в доме находился сам Заур Тохов, его мать, жена и трехлетний ребенок.
"Эти люди положили мне в один карман гранату, в другой – запал. Также подкинули мне в карман куртки сверток, в котором, как я позже узнал, была конопля. Кроме того, в моей комнате они подложили за тумбочку патроны и пакет с коноплей", - отметил в своем заявлении Заур Тохов.
"Через несколько часов приехали другие сотрудники полиции, без масок, и начали официально проводить обыск моего домовладения. Вначале они позвали наших соседей, чтобы они участвовали при обыске в качестве понятых, но когда наши соседи зашли в дом и увидели происходящее, они начали возмущаться по поводу того, что сотрудники не с понятыми зашли в дом, а сами. После этого соседей отправили домой, и позвали новых понятых. При новых понятых все, что было подложено, было изъято и занесено в протокол", - говорится далее в обращении Тохова.
По словам Тохова, затем он был доставлен в Нальчик, где под пытками его заставили подписать признательные показания. "Под пытками меня заставили сказать и подписать показания о том, что я якобы оказываю пособническую помощь боевикам, и что все изъятое принадлежит мне", - утверждает мужчина.
На заседании суда Заур Тохов, по его утверждению, заявил, что "никаких преступлений не совершал, никакой помощи никому не оказывал". Однако суд взял за основу показания оперативных работников и признал его виновным, подчеркнул осужденный.
Шокуев: правозащитный центр и адаптационная комиссия пытаются помочь Тохову
Вынесенный в отношении Заура Тохова приговор обжалован в кассационном порядке в Верховном суде КБР, но дата заседания пока не назначена, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" мать осужденного Фатимат Тохова.
Сразу после задержания сына Фатимат Тохова обратилась за помощью к главе республики. Спустя месяц женщина, по ее словам, получила письмо от прокуратуры республики, в котором сообщалось, что дело взято под контроль прокуратурой.
Фатимат Тохова утверждает, что в отношении ее сына "творится вопиющая несправедливость".
"Ведь любой объективный человек понимает, что мой сын не мог носить в кармане джинсов гранату. И держать это в комнате, где бегает ребенок", – сказала Фатимат Тохова.
По ее словам, судом были учтены показания сотрудников и изъятые предметы, но не учтены показания четырех свидетелей в пользу сына.
"Мы живем в селе, где все друг друга знают. Там ничего не скроешь. У нас есть органы власти, в том числе участковый, которые могут охарактеризовать его и подтвердить, что сын не имеет никакого отношения к нарушителям закона", - заявила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Фатимат Тохова.
Заур Тохов работал охранником в местной школе. Администрация школы и глава села дали характеристики, в которых Заур Тохов характеризуется положительно, заявила его мать.
Кабардино-Балкарский правозащитный центр совместно с уполномоченным по правам человека в республике и адаптационной комиссией предпринимает шаги, чтобы помочь Тохову, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" юрист республиканского правозащитного центра Заур Шокуев.
"Мы порекомендовали ему адвоката. В данный момент мы ждем пересмотра его дела Верховным судом Кабардино-Балкарии. Надеемся, что к нему отнесутся непредвзято", - сказал Заур Шокуев.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей следствия относительно заявлений Заура Тохова о нарушении его прав.