Задержание Надира Абу Халида может вызвать новый виток конфликта в Дагестане, считают эксперты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Задержанный в Дагестане Надир Абу Халид является одним из самых ярких проповедников в среде русскоговорящих молодых мусульман, и его задержание может спровоцировать обострение напряженности в Дагестане, считают эксперты.
Как сообщал "Кавказский узел", известный религиозный деятель Надир Абу Халид (Медетов), по словам очевидцев, был 8 октября задержан силовиками. Проповедник был обнаружен в Кировском РОВД Махачкалы родственниками, которые вместе с представителями местной общины собрались у здания отдела полиции, чтобы выяснить причины задержания. Вечером того же дня в домовладении проповедника и в редакции сайта Salyaf.ru, где выкладывались проповеди Абу Халида, были произведены обыски.
По информации адвоката проповедника, Надиру Абу Халиду инкриминируют незаконное хранение огнестрельного оружия (пистолета). В настоящее время религиозный деятель находится в изоляторе временного содержания. Родственники считают, что Надиру Абу Халиду и его брату, который также задержан, оружие было подброшено.
На площадке YouTube выложено видео, как утверждается, с места задержания Надира Абу Халида. На видео видно, как полицейские досматривают белый легковой автомобиль – сначала багажник, который открывает стоящий рядом водитель – молодой человек в черной куртке с бородой. Затем сотрудник ДПС некоторое время осматривает салон, туда же заглядывает и водитель. После этого водитель что-то пытается сказать полицейским, но его силовик с оружием отводит от машины, а несколько полицейских задерживают его с применением силы.
"Надир Абу Халид - один из самых ярких и харизматичных проповедников в среде русскоязычной мусульманской молодежи"
Надир Абу Халид является известным проповедником, чья популярность распространяется за пределами Дагестана, и его задержание вызовет определенный резонанс в дагестанском молодежном сообществе, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов.
Кавказовед отметил, что ему не известны подробности задержания проповедника, однако связанные с этим события, по его мнению, "не является рядовыми".
Курбанов не смог оценить численность последователей общины Надира Абу Халида, однако отметил, что проповедник популярен в среде русскоязычной мусульманской молодежи. "Я не жил в Дагестане, на его лекциях не присутствовал, но, настолько я знаю, его популярность распространяется далеко за пределы Дагестана, поскольку лекции его доступны в Интернете и в видео- и аудио-форматах. Популярность его очень высока, и он один из самых ярких и харизматичных проповедников в среде русскоязычной мусульманской молодежи", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Руслан Курбанов.
Эксперт также отметил, что в настоящее время любая община с высокой степенью концентрации и консолидации вызывает недоверие у российских властей, а особенно силовиков и чиновников пугает тесная идеологическая и организационная связь подобных общин с зарубежными исламскими лидерами, организациями, идеологическими школами.
Арест известного проповедника отразится на общественно-политической ситуации в Дагестане и на Северном Кавказе, считает также исламовед и политолог Абулла Ринат Мухаметов.
Сравнивать Надира Абу Халида с дагестанскими суфийскими учеными, имеющими своих последователей, Мухаметов не стал, назвав это несвойственным салафитскому направлению ислама. "Это больше свойственно суфийскому исламу, где есть какая-то структура. Здесь такого нет, просто приходят люди, слушают лекции", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Мухаметов.
По его словам, в социальных сетях было много репостов, касающихся информации о похищении и задержании Надира Абу Халида. "Я понял, что он один из самых популярных лекторов. Мне кажется, его влияние больше распространено на Дагестан, но, если сравнивать по степени влияния, например, с Умаром Саситлинским (проповедник в Ново-Саситли Абу Умар Саситлинский, создавший у себя в селе медресе, – прим. "Кавказского узла"), то у последнего, конечно, больше учеников и последователей", - заключил Мухаметов.
Широкая огласка похищения Надира Абу Халида спасла ему жизнь, убежден специальный корреспондент журнала Forbes Орхан Джемаль.
"После обращения родственников проповедника с заявлением о похищении в ряд московских СМИ появилась информация о нахождении его в РОВД и задержании "при оружии". В наихудшем варианте ему грозит ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия)", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Орхан Джемаль.
"Задержание авторитетного в салафитской среде проповедника – это лишний повод для провокаций"
Надир Абу Халид был далек от политики и занимался лишь распространением исламских знаний без явной политизации, отмечает специальный корреспондент дагестанской газеты "Черновик" Магомед Магомедов.
Журналист допустил, что данное задержание на фоне происходящих в Дагестане событий – спецоперации в Унцукульском районе, в Хунзахском районе, в Кировауле Кизилюртовского района, похищение людей, как правило, салафитов - может спровоцировать новый виток конфликта в Дагестане.
"Задержание авторитетного в салафитской среде проповедника – это лишний повод для провокаций", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Магомедов.
Он отметил, что от позиции власти и самой салафитской общины будет зависеть внутриконфессиональная ситуация в дагестанском обществе. "Все зависит от позиции салафитской общины и республиканских властей. Желательно, чтобы к решению конфликта подключились представители центрального аппарата ФСБ, администрации президента РФ, а не делегировали его на региональные, республиканские или местные уровни. Это необходимо для того, чтобы не произошло обострения внутриконфессиональных конфликтов", - заключил Магомедов.
Не касаясь непосредственно задержания в Дагестане Надира Абу Халида, российский кавказовед, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Энвер Кисриев указал на проблемы независимых исламских общин на Северном Кавказе.
По мнению Кисриева, проблемы независимых исламских общин на Северном Кавказе, и в частности, в Дагестане, могут возникать в связи с тем, что многим воспитанным в атеистической среде людям с их светских позиций может быть непонятно, как другие могут быть так глубоко погружены в веру, и что для них это принципиальный, чрезвычайно важный вопрос.
"Кавказский узел" ранее сообщал о диалоге между различными течениями ислама в Дагестане. В мае 2012 года представители разных течений в исламе договорились разрешать спорные вопросы и разногласия путем диалога. Сторонами мирного процесса являлись салафиты, представленные ассоциацией ученых "Ахлю-Сунна", и суфии в лице ДУМ Дагестана. В апреле 2012 года в Махачкале на встрече между представителями Духовного управления мусульман Дагестана и представителями "Ахлю-Сунны" была принята резолюция, отражающая намерение решать все спорные вопросы в исламе путем дискуссий. В рамках этого соглашения прошло несколько встреч.