Родственники задержанных после инцидента с ОМОН у Исторической мечети в Москве заявили об их невиновности
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Задержанные после инцидента у мечети на Большой Татарской в Москве применили насилие по отношению к полицейским, считает следствие. Однако родственники и адвокаты обвиняемых считают, что они непричастны к произошедшему.
Как сообщал "Кавказский узел", 26 сентября в Москве на улице Большой Татарской возле мечети сотрудниками ОМОН был задержан прихожанин, подозревавшийся в легком ДТП. После этого мусульмане, заблокировав автобус с омоновцами, вынудили сотрудников полиции отпустить задержанного. Представитель московского главка МВД впоследствии заявил, что задержаны все нарушители порядка, оказавшие сопротивление полицейским. Спустя час после происшествия были задержаны двое уроженцев Ингушетии. Они, по версии полиции, спровоцировали беспорядки. Суд избрал меру пресечения в виде ареста на два месяца в отношении Адама Осканова и Магомеда Точиева. Еще 33 человека были подвергнуты административному аресту.
Обвиняемые намеревались совершить насилие в отношении представителя власти, считает следствие
Замоскворецкий межрайонный следственный отдел Следственного управления по Центральному административному округу СКР по Москве 3 октября вынес постановления о привлечении в качестве обвиняемых Магомеда Точиева и Адама Осканова по ч.1 ст.318 УК РФ.
Уроженцы Ингушетии обвиняются в "применении насилия, не опасного для жизни или здоровья в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей", говорится в постановлении, копия которого находится в распоряжении "Кавказского узла".
Так, следствие считает, что Точиев имел умысел на причинение насилия, не опасного для жизни в отношении сотрудника ОМОН, который, исполняя служебные обязанности, 26 сентября не допускал Точиева в автобус к задержанному по подозрению в совершении преступления Адаму Осканову. Точиев "схватил сотрудника за левую руку, и с силой дернув за нее, пытаясь вытащить последнего из служебного автобуса с целью прохода в салон автобуса, причинил ему физическую боль и порвал форменную куртку", говорится в постановлении.
Свидетель обвинения: толпа требовала отпустить задержанного
28 сентября во время очной ставки с Магомедом Точиевым сотрудник ОМОН, выступающий в качестве свидетеля обвинения, описывая ситуацию, предшествовавшую инциденту с верующими, сообщил, что в ответ на требование сотрудников полиции переставить машину водитель автомобиля BMW совершил намеренный наезд на одного из сотрудников ОМОН.
"Так как водитель оказывал активное сопротивление, к нему была применена физическая сила, а также специальное средство - наручники", - сообщил свидетель. Со слов сотрудника ОМОН, водитель BMW был препровожден в служебный автобус для доставления в отдел полиции с целью разбирательства.
"После этого к служебному автобусу подошло большое количество прихожан мечети, примерно около тысячи человек. В этот момент я услышал лозунги собравшейся толпы о необходимости скорейшей физической расправы с нами... Агрессивно настроенная толпа стала требовать от нас отпустить задержанного, и кто-то из них попытался ворваться через заднюю дверь автобуса", - цитируются показания свидетеля в протоколе очной ставки.
Сотрудник ОМОН пояснил, что в среди людей, ворвавшихся в автобус, был и Магомед Точиев, что, по его информации, впоследствии было установлено коллегами свидетеля. Согласно показаниям омоновца, после высвобождения Осканова к нему подошел Точиев и якобы сказал: "Сегодня тебе повезло".
"Развитию ситуации способствовали непрофессиональные действия полиции"
Инциденту с ОМОНом действительно предшествовала неудачная попытка припарковаться, подтвердил родственник Адама Осканова.
"Наступало время молитвы, и у Адама было не более одной минуты, чтобы припарковаться и успеть на намаз. Сотрудники полиции попросили его переставить машину. В суете, возможно, он кого-то и задел бампером, когда сдавал назад. Однако сам он этого не видел, не почувствовал, не услышал. Только когда сотрудник полиции начал в грубой форме на него кричать, стуча кулаком в окно, чтобы он вышел из машины, он поставил машину на паркинг, не успев даже заглушить двигатель. Его выволокли на улицу, заломали руки, а ОМОНовец, на которого якобы наехал Адам, обхватил его за шею и начал душить, от чего Адам чуть не потерял сознание», - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" родственник задержанного.
"На Адама надели наручники и повели в автобус. Ситуация начала накаляться, потому что закончилась молитва и верующие, увидев эту сцену, ринулись к автобусу. Все было совершенно необдуманно совершенно сотрудниками полиции, что вероятно и стало причиной не совсем адекватной реакции верующих на происходящее", - считает он, добавив, что собравшиеся настаивали на том, чтобы Осканова не увозили в ОВД.
По словам собеседника, он предложил на своей машине сопроводить Осканова в отдел, где сотрудники смогут составить протокол о ДТП.
С его слов, один из омоновцев попытался найти сотрудников ДПС на месте, чтобы разрешить ситуацию с оформлением протокола.
"Пока мы ждали сотрудников ДПС, обстановка возле автобуса накалилась настолько, что люди не могли слышать друг друга. Толпа начала кричать, на мои просьбы успокоиться уже никто не реагировал. Не взяли управление ситуацией в свои руки и сотрудники полиции, которые обязаны были предвидеть ее развитие. Никто из них не попытался поговорить с людьми и разъяснить суть происходящего, чтобы разрядить ситуацию, что и вылилось во вторжение людей в автобус. В этот момент сотрудники ОМОН сами отпустили Адама", - сообщил родственник.
"С того момента, как Адама задержали, автомобиль, за рулем которого он приехал, оставался с включенным двигателем. Магомед Точиев и Гурсман Сапролиев решили его отогнать. Все это время Точиев стоял в стороне и не участвовал во всем этом. Но едва отъехав, они были задержаны сотрудниками полиции, а в последствие представлены в СМИ как организаторы нападения на ОМОН и чуть ли не террористы», - сказал он.
При принятии решения об аресте задержанных (до 25 ноября) следствие даже не озвучило формальных оснований ареста. "Следователь не предоставил никаких сведений, у прокурора не было даже необходимых бумаг, и суд просто не стал слушать адвоката" - рассказал родственник обвиняемого.
Ситуацию с задержанием и обвинением Магомеда Точиева его родственник называет "полным абсурдом" в связи с тем, что последний, по его мнению, не имел никакого отношения к произошедшему.
"Есть надежда на изъятые камеры с улицы Большой Татарской, где должно быть все видно - и степень причинения вреда, и был ли вред вообще. Если конечно, как случается, видеозаписи не "самоуничтожатся" после их изъятия", - сказал родственник Магомеда Точиева.
"В действиях Адама Осканова нет состава преступления за рамками КоАП"
"Осканов не оказывал сопротивления, но почему-то к нему они посчитали необходимым применить спецприемы для задержания", - прокомментировала действия сотрудников полиции адвокат Адама Осканова Татьяна Окушко.
Со слов своего подзащитного она сообщила, что он не видел момент наезда на сотрудника, соответственно, и заявления о том, что наезд совершен умышленно, считает необоснованным.
"Он просто разворачивался. Никаких претензий ни к кому он не имел, и был готов добровольно разрешить ситуацию, когда ему разъяснили, что он совершил ДТП. Именно в этом ракурсе и нужно было рассматривать всю ситуацию. Если бы в итоге не началось народное волнение, и люди сами не спровоцировали бы ситуацию, все бы и осталось на уровне ДТП", - считает Окушко.
"При объективном разбирательстве дела он бы пояснил, что сдавал назад и не имел намерения совершать наезд на сотрудника, но к сожалению, кто-то что-то увидел, кому-то сказал, где-то крикнул и получилось то, с чем нам сегодня приходится работать. Объективно рассматривать это необходимо по последствиям - он, конечно, был небрежен, но в любом случае это административное правонарушение. Пока идет разбирательство, и я рассматриваю все эти волнения отдельным событием, не имеющим никакого отношения к деянию, совершенному моим подзащитным", - заключила адвокат.
"Обвинение пытается навязать общественному мнению свой сценарий событий"
Защита Магомеда Точиева называет показания свидетеля обвинения о том, что толпа верующих скандировала экстремистские лозунги, "надуманными".
"Это всего лишь попытка навязать общественному мнению свой сценарий событий в виду недостаточности доказательств вины задержанного. Это попытка прикрыть провокационные действия сотрудников ОМОН, приведших к данному инциденту", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Точиева.
"Резкая реакция верующих обусловлена систематической дискриминацией их прав"
Дагестанский блогер Али Чаринский, автор видеоролика инцидента с ОМОНом, набравшего на видеохостинге YouTube по данным на утро 5 октября без малого 2 млн просмотров, заявил, что причиной реакции верующих стало агрессивное поведение сотрудника МВД.
"Я увидел, как во время молитвы обозленный сотрудник ОМОН, ведет прихожанина мечети в наручниках, заломав руки за спину. Все это было в грубой форме - видно было, что человеку больно. Он вел его к автобусу и это стало тем, что спровоцировало верующих... Своими действиями сотрудник МВД спровоцировал ситуацию. Более того, когда мы начали снимать на камеру, он начал отвечать в оскорбительной форме. На видео есть момент, где на вопрос о причине избиения сотрудник саркастически спрашивает, а стоило ли его гладить?* То есть он даже не отрицает факт применения непропорциональной силы", - сообщил Али Чаринский.
*Примечание. В 9:20 05.10.14 была уточнена фраза "На видео есть момент, где на вопрос о причине избиения сотрудник саркастически форме спрашивает, а стоило ли ему его гладить?"
"Силовики в отношении мусульман применяют все эти неправовые методы, даже если не брать Северный Кавказ, а лишь посмотреть на ситуацию в Москве. Потому мусульмане предприняли попытку освобождения. Бывает, что это заканчивается отбитыми почками, подкинутым оружием или наркотиками и длительным сроком", - рассказал Чаринский.
Конфликты с сотрудниками полиции во время проведения пятничной молитвы случались и ранее, отметил Чаринский. "Были несколько раз единичные конфликты, но это рядовые сотрудники себе позволяли, однажды со мной был инцидент. При всех конфликтах мусульмане спокойно стояли и не вмешивались. Даже один раз материли и обещали убить в автобусе верующего, когда его забирали, но тогда получилось убедить их отпустить парня", - сказал Чаринский.