Вывоз гравия из долины реки Аше в Сочи грозит шапсугам катастрофой, заявляют эксперты

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Причерноморские адыги-шапсуги обратились в «Адыгэ Хасэ» с просьбой оказать помочь в пресечении добычи и вывоза песочно-гравийной смеси из долины реки Аше. Развернувшиеся работы грозят исчезновению самому этносу, заявляют опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. 

Шапсуги - народ группы адыгов в Российской Федерации. Живут в Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского края, небольшая группа - в Адыгее. Переписями не учитывались. По косвенным данным, насчитывали в 1926 году - 4 тыс. человек, по данным на 2009 год - около 10 тыс. чел.

Обращения в адрес «Адыгэ Хасэ», руководителей местного самоуправления, администрации Лазаревского района, подписали жители  аулов Хаджико, Калеж, Лыготх и поселка Шхафит. Местные жители требуют пресечь работы по добыче гравия, которую авторы обращений считают считают незаконными. 

Около двух лет назад аналогичные работы велись в долине реки Шахе, напомнил корреспонденту «Кавказского узла» Маджид Чачух, председатель «Адыгэ Хасэ» (общественного парламента) причерноморских адыгов-шапсугов. Тогда местное население «возмутилось» происходящим. Дело рассматривали суды различного уровня, и местным жителям удалось отстоять свои права.

«Теперь то же самое пытаются сделать в долине реки Аше. Мы обратились с письмом в адрес главы города и района с просьбой дать разъяснение: на основании каких решений производится вывоз гравия в промышленных масштабах. Пока пришел ответ, что это – не их компетенция. Этим вопросом должны заниматься водозащитные организации», - сказал Маджид Чачух.

По мнению Чачуха, вывоз гравия производится в этом районе незаконно. «В соответствии с Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (Ст.6,7,8) при промышленной разработке природных ресурсов в местах проживания малочисленных народов проводится экологическая и этнологическая экспертиза с участием представителей этих народов, - рассказал он. - Ничего этого сделано не было».

Вместе с тем, название организации, которая занимается вывозом гравия, узнать не удается. «Власть не говорит, кто эти люди. Сами они документов не показывают, - рассказал председатель «Адыгэ Хасэ» причерноморских адыгов-шапсугов. - Естественно, этих людей кто-то прикрывает. В противном случае, они не смогли бы там копошиться и одного дня».

В поселке Шхафит в устье реки Аше ведется строительство щебеночного завода, идет монтаж оборудования. Негодование местного населения мало на что влияет, обращения в полицию и прокуратуру результатов не дают, рассказал Маджид Чачух.

«После наших обращений в РОВД и прокуратуру были предприняты какие-то действия. Но работы все равно продолжались», - подчеркнул собеседник.

В настоящее время работы по добыче гравия приостановлены, однако Чачух связывает это с выбором главы города Сочи. После выборов, по его мнению, работы будут возобновлены.

Вывоз гравия в промышленных масштабах грозит экологической катастрофой

Жители Сочи, независимо от национальности, отрицательно относится к вывозу гравия из горных рек, считает бывший заместитель председателя организации "Адыгэ Хасэ" причерноморских адыгов-шапсугов, заслуженный учитель Кубани Аслан Гвашев.

«Эта ситуация грозит исчезновением воды, экологической катастрофой. Устья горных рек самоочищаются, их вообще трогать нельзя. В советские времена работы в устьях горных рек запрещались», - сказал Аслан Гвашев корреспонденту «Кавказского узла».

Людей, которые выбирают гравий в устье реки Аше, Гвашев назвал «временщиками», единственной целью которых является нажива. «Те, кто этим занимаются, вряд ли собираются прожить здесь всю жизнь, - полагает собеседник. Они сегодня здесь – завтра там. А у нас тут семьи, дети растут. Здесь наши родовые корни, нам деваться отсюда некуда».

Аслан Гвашев не верит в то, что местным властям неизвестно, кто занимается вывозом гравия. «Мы живет в государстве, где есть правоохранительные органы, разрешительная система, лицензирование. Когда говорят, что не знают, кто занимается этими работами, я в это не верю, - говорит он. - Все всё знают, просто не хотят говорят, ведь речь идет о сотнях миллионов рублей».

Этносу шапсугов грозит уничтожение

«Когда вмешиваются в ландшафт народов, особенно такого маленького этноса, как шапсуги, - за этим следует разрушение структуры самого этноса. Это культурологическая и экономическая аксиома. Я оцениваю эту ситуацию как культуролог и экономист», - сказала корреспонденту «Кавказского узла» генеральный директор Центра этноконфессиональных проблем СМИ при Союзе журналистов России Сулиета Кусова–Чухо.

Шапсуги – аграрный этнос, для которых земля – это жизнь, подчеркнула Сулиета Кусова-Чухо. «На Кавказе остро стоит вопрос земли. Для русской равнины – огромной, тягучей, просторной – перешел на другое место, да и все. А у нас переходить некуда: вот речка, вот гора, а дальше – море. Лаконичное короткое маленькое пространство. Там нужно дать возможность народу дышать, а не выгребать этот гравий, и не вырубать леса», - сказала женщина.

Последствия подобного отношения к ландшафту ставят под вопрос существование шапсугов как этноса. «Это катастрофически для нас. Как только этнос вырывают из ландшафта, его вскормившего, он перестает существовать. Вот и все», - говорит Сулиета Кусова–Чухо.

Вместе с тем, она не склона думать, что шапсугов намеренно «вырывают из ландшафта».

«Я не могу сказать: «Ах, кто-то решил разобраться с шапсугами». Мне кажется, это наша всеобщая российская бесхозяйственность, безответственность, наш дикий рынок, в котором люди потеряли нравственные ориентиры. Никто не думает о будущем: к земле относятся не как к матери, а как к какому-то постоялому двору, в котором можно нагадить, и пойти дальше», - сказала она.

Еще в XIX веке английский философ и этнограф Спенсер, проехав вместе с графом Воронцовым вдоль Черноморского побережья, был восхищен агротехнической культурой адыгов, рассказала Сулиета Кусова-Чухо. «Каждый клочок земли был культивирован. Сегодня знаменитых черкесских садов уже нет. Ушла вода, высохли родники, нечем поливать земли, рассказала культуролог. А то, что шапсуги пытаются сохранить, - уничтожается», - отметила собеседница.

Вывоз песочно-гравийной смеси в устье реки Аше велся без согласования с главой района

Глава Лазаревского района Сергей Полянский, в адрес которого было направлено одно из обращений руководителей и членов органов общественного самоуправления аулов и поселков долины реки Аше с просьбой дать разъяснения по возникшей ситуации, сообщил корреспонденту «Кавказского узла», что в данное время добыча гравия прекращена.

По данному факту ведется расследование, пояснил он. 

«Все остановили, идет проверка документов. Этим занимается полиция. Они выезжали на место изымали документы, - рассказал глава района. - Сейчас идет расследование. Я туда не имею права лезть. Но я тоже просил разобраться в этом».

Он подчеркнул, что работы с ним «никто не согласовывал».

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"