Эксперты: запрет религиозной одежды в университете им. Пирогова в Москве не имеет смысла
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Введенный в медицинском университете им. Пирогова в Москве запрет на ношение религиозной одежды не логичен. Влияния на учебный процесс одежда не оказывает, запрет приведет к обратному эффекту, при этом сам факт запрета не выглядит продуманным, заявили опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
«Кавказский узел» писал, что приказ, регулирующий внешний вид студентов университета, был подписан 10 сентября ректором вуза. Один из пунктов документа запрещает учащимся приходить на занятия в одежде, «указывающей на принадлежность к той или иной национальности и религии», в том числе национальных головных уборах.
Студенты не поддерживают введение дресс-кода
Запрет связан с желанием руководства университета ввести стандарты в одежде студентов, пояснил корреспонденту «Кавказского узла» юрисконсульт учреждения Руслан Засеев.
«Россия – интернациональное, многоконфессиональное государство, и у вуза, разумеется, нет никаких вопросов и негативного отношения к какой-либо религии или национальности. Мы хотим, чтобы студенты придерживались некоего стандарта в одежде, чтобы не мешать учебному процессу, чтобы все студенты были равны», – сказал он.
Студенты университета рассказали корреспонденту «Кавказского узла», что не одобряют подобные запреты.
«Он (запрет) уже мне не нравится. Одно дело, когда есть регламент (на униформу) при проведении операции, тут вопросов нет, но на лекции или семинаре… Чушь какая-то. Не понимаю, кому это мешает», – сказал студент хирургического факультета, уроженец Азербайджана Аслан.
Он добавил, что сам тюбетейку носит редко, в основном по случаю мусульманских или семейных праздников.
Учащегося обязывают носить рубашку, галстук и брюки, которые в условиях долгого учебного процесса могут быть «неудобными», отмечают в свою очередь студенты, принадлежащие к немусульманским конфессиям.
«Что касается религиозной одежды, то мне все равно. Хотят – пусть ходят», – сказал учащийся Александр.
Пинская: ношение религиозной одежды не влияет на успеваемость
Уже на первый взгляд запрет кажется абсурдным, считает кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ Марина Пинская.
«Если речь идет о приравнивании студентов, то мы попадаем в противоречие с тем, что в последнее время развивалось в России и во всем мире, – что нужно уважать друг друга, инакомыслящих, что все люди разные и имеют право на уникальные запросы. Теперь же наступаем на горло собственной песне», – сказала корреспонденту "Кавказского узла" эксперт.
Пинская отметила, что вопрос дресс-кода в учебных заведениях – «распространенная тема» не только в России, но и за рубежом. При этом непосредственного влияния на учебный процесс одежда не оказывает, отметила она.
«Наличие тюбетейки или, скажем, хиджаба, ничем не опасно и не влияет на проведение лекции и успеваемость студентов», – подчеркнула Марина Пинская.
«Сам факт запрета выглядит несимпатично и глупо»
Подобный запрет возможен в ситуациях, когда межконфессиональные отношения обострены, отметил профессор Московского государственного института международных отношений, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. Опыт такого табу имеет Франция, где был введен запрет на ношение мусульманских платков, напомнил эксперт.
«В медицинском институте это оправдано – вещь может быть грязной», – сказал корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Малашенко.
По словам профессора, в данном случае раздражение вызывает сама форма приказа: запрет, а не рекомендация к ношению.
«По-моему, это перегиб. Если рекомендуют и объясняют почему, то можно и прислушаться. Но запрет будет вызывать желание продемонстрировать и свою храбрость, и принадлежность к той или иной идентичности», – сказал Малашенко.
Специалист подчеркнул, что подобный запрет не несет педагогического характера. «Нельзя ничего доводить до абсурда. Если речь идет о хирурге в парандже, то этого делать не надо. Если же человек придет, например, в тюбетейке… А если в кипе? Хуже учиться он не станет, это точно. Ограничения отдают глупостью», – говорит Малашенко.
Причин, чтобы студенты чувствовали себя ущемленными в своих правах, нет, считает заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев.
«Обязательного ношения определенных головных уборов или одежды у мусульман нет. Думаю, что проблем с кавказцами не будет. В Пироговке, насколько я знаю, во время занятий и так все ходят в белых халатах и колпачках», – сказал он.
Впрочем, добавил эксперт, сам факт запрета «выглядит несимпатично и глупо».
Напомним, аналогичные ограничения ранее ввело руководство Волгоградского госуниверситета. Кроме того, запрет на посещение школы в религиозной одежде был введен в Ростовской области. О запрете религиозной атрибутики в школах заявлял также губернатор Астрахани Александр Жилкин.
В октябре 2013 года резонансный случай произошел в Ставропольском крае, когда директор сельской школы запретила девочкам-мусульманкам посещать школу в хиджабах. В ответ родители учениц обратились в прокуратуру, к дисциплинарной ответственности были привлечены пять сотрудников школы. После этого власти региона рекомендовали ввести во всех школах региона форму. Краевое правительство приняло документ, по которому в школах запрещено носить религиозную одежду. Адвокат Мурад Мусаев пытался обжаловать это решение, однако суды ему отказали.