С получением пакета "усиленного сотрудничества" с НАТО Грузия не повысила свою обороноспособность, считают грузинские эксперты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В целом положительно оценивая получение Грузией пакета "усиленного сотрудничества" с НАТО, грузинские эксперты указывают на то, что этим страна не повысила свою обороноспособность. Ираклий Аладашвили при этом говорит о необходимости помощи со стороны НАТО Грузии в подготовке военнослужащих. Ираклий Тавдгиридзе указывает на то, что НАТО воздерживается от принятия Грузии в альянс, чтобы не спровоцировать Россию.
Как сообщал "Кавказский узел", в британском городе Уэльсе на саммите НАТО 5 сентября Грузии был предоставлен пакет "усиленного сотрудничества", по которому страна получает возможность активизировать процесс подготовки к членству в НАТО. 7 сентября в ходе прошедшей в Тбилиси встречи министры обороны США и Грузии Чак Хейгел и Ираклий Аласания согласовали вопросы будущего сотрудничества двух стран в военной сфере. После этой встречи, в частности, стало известно, что США рассматривают вопрос о поставке вертолетов UH-60 Black Hawk в Грузию с целью повышения ее обороноспособности.
Аладашвили: новый статус Грузии в НАТО позволяет участвовать в разработке операций альянса, но не повышает ее обороноспособность
Новый пакет, предоставленный НАТО Грузией, не повысят существенно обороноспособность Грузии, считает эксперт по военным вопросам, главный редактор журнала "Арсенали" Ираклий Аладашвили.
"Прежде всего, следует отметить соглашение о вертолетах. Но это - один из шести пунктов соглашения о дружбе и сотрудничестве, о котором во время своего визита в США в январе 2012 года Михаил Саакашвили, будучи президентом, договорился с президентом Бараком Обамой", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Ираклий Аладашвили.
Как отметил Аладашвили, речь идет исключительно о транспортных военных вертолетах.
"На самом деле Грузии нужны и вооружения, и боеприпасы, и главное - помощь личным составом, потому что маленькая Грузия не может противостоять России, если она вознамерится вновь напасть на нас", - говорит Ираклий Аладашвили.
Однако, считает эксперт, и этого недостаточно. "Да, Грузия участвует в двух форматах: 28+4 (страны НАТО и четыре страны-аспиранта) и 28+5 (пять стран-партнеров номер 1), и эта так называемая "золотая карточка" теперь позволяет Грузии участвовать в разработке операций НАТО, участие наших войск в войсках быстрого реагирования НАТО. Но, с другой стороны, Грузия не получила гарантий безопасности", - подчеркивает Ираклий Аладашвили.
При этом эксперт высоко оценивает обороноспособность грузинской армии. По его мнению, даже в случае задействования хотя бы 80 процентов военной мощности Грузии в 2008 году во время августовских событий в Южной Осетии потери России были бы намного больше. Однако он указывает на необходимость большой армейской поддержки.
"Да, наши войска могут сдержать потенциального противника несколько дней. Но потом что? Нам понадобится значительная военная помощь", - говорит Ираклий Аладашвили.
Он также озвучил свое мнение относительно инициативы НАТО создать два учебных центра в Грузии, заявив, что не считает, что это будет чем-то принципиально новым.
"Конкретной информации об этих центрах нет. Однако стоит отметить, что в Сачхере с 2005 года действует военная база, которая в 2011 году получила сертификат НАТО. Там уже проводили учения военнослужащие не только Грузии и НАТО, но и Украины, Азербайджана, Армении. Они отрабатывали совместные действия. Так что я не думаю, что будет какое-то принципиальное отличие", - подчеркивает Ираклий Аладашвили.
Положительно оценивая открытие учебных центров НАТО, эксперт в то же время отмечает, что основные проблемы с подготовкой военнослужащих не решены.
"Даже если НАТО по своим обязательствам поставят нам вооружение, то на этой же базе придется потратить много времени на обучение военнослужащих. А времени у Грузии нет. События в Восточной Украине заставляют серьезно обеспокоиться возможностью российской агрессии в обозримом будущем", - считает Ираклий Аладашвили.
Тавдгиридзе: НАТО воздерживается от принятия Грузии в альянс, чтобы не спровоцировать Россию
В НАТО сделали все для Грузии, что позволяет формат организации, кроме официального принятия страны в ряды альянса, считает бывший аналитик Генштаба Грузии, независимый эксперт Ираклий Тавдгиридзе.
"НАТО воздерживается от такого шага, чтобы не спровоцировать Россию. И в этом плане и Грузия, и НАТО заинтересованы в том, чтобы воспрепятствовать активным военным действиям со стороны России. Практически мы получаем помощь со стороны НАТО, и то, что мы включены в программу 28+5, это означает и прямое включение Грузии в НАТО, и практическую помощь, которая способствует наращиванию грузинских вооруженных сил", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Георгий Тавдгиридзе.
Он считает, что этих гарантий вполне хватает. "В одном я уверен: то предложение, тот формат, который получила Грузия, демонстрирует, что для НАТО она очень важна как партнер, как государство со стратегическим положением. И если Россия начнет военную агрессию против Грузии, то НАТО, как я думаю, прибегнет к чрезвычайным мерам вплоть до введения в Грузию ограниченного воинского контингента для обеспечения ее безопасности", - говорит Тавдгиридзе.
Эксперт не считает, что в ближайшее время Россия предпримет попытку проложить короткую дорогу через Грузию в Армению для снабжения военной базы в Гюмри оружием. "Грузия не является членом какого-либо военного блока, она может позволить передвижение российских грузов в Армению по своей территории. Если России потребуется новый транспортный коридор из соображений военного противостояния между НАТО и Россией, то это будет новая реальность, о которой говорить заранее было бы очень трудно", - высказал свое мнение Георгий Тавдгиридзе.
Он считает, что и НАТО, и Россия довольствуются существующим "статус кво": с одной стороны, НАТО не декларирует, что готово разместить военные базы на территории Грузии, а с другой стороны - Россия действует очень деликатно, и не хочет провоцировать НАТО на решение о принятии Грузии в члены альянса.
"Так что обе стороны будут довольствоваться тем, что Грузия останется нейтральна в плане принадлежности военным блокам. Территория Грузии не рассматривается как плацдарм для подготовки военных действий ни со стороны НАТО, ни со стороны России. По моему мнению, безопасность Грузии гарантирована тем, что обе стороны не готовы к активным действиям, чтобы, с одной стороны, включить ее в состав НАТО, а с другой - оккупировать ее Россией", - заявил Георгий Тавдгиридзе.
По поводу заявлений о наращивании военного сотрудничества между Россией и Абхазией в связи с новыми евроатлантическими инициативами Георгий Тавдгиридзе высказал мнение, что это больше делается для политической рекламы.
"Я думаю, что самое большее, чего стремится Россия этими заявлениями - обеспечить сепаратистов в Абхазии хоть каким-то авторитетом. С другой стороны, в этом квазигосударстве отмываются очень большие деньги. Но в плане реального продвижения военных интересов России и Абхазии обсуждать это не приходится", - заявил Георгий Тавдгиридзе.
Ранее, комментируя получение Грузией нового пакета от НАТО, эксперт неправительственной организации "Института стратегических исследований" Каха Гоголашвили заявил, что страна достигла всего того, чего могла достигнуть на данном этапе. Однако с ним не согласился эксперт неправительственной организации "Грузинский институт европейских ценностей", бывший постоянный представитель Грузии в Совете Европы Мамука Жгенти, заявивший в интервью корреспонденту "Кавказского узла", что Грузия упустила шанс достичь большего, и правительство недостаточно хорошо работало.
Пшель: альянс продолжает интенсифицировать взаимоотношения с Грузией для подготовки страны к вступлению в НАТО
В рамках уэльского саммита стран НАТО, прошел ряд встреч организации со своими партнерами, что является важной новостью с политической точки зрения и демонстрирует близкие связи НАТО с Грузией, сообщил директор информационного центра НАТО в Москве Робер Пшель.
«Это была сложная встреча в верхах, это была встреча НАТО, кроме того встречались лидеры стран, участвующих в операции в Афганистане. Были и другие встречи, в которых участвовала Грузия. Министры иностранных дел стран НАТО участвовали во встрече с аспирантами - это Балканы, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина и Грузия. Следующая встреча – это участие Грузии с самыми активными партнерами, готовыми уже сегодня к очень близкому взаимодействию с НАТО и заинтересованными в дальнейшем укреплении партнерства. Это такие страны, как Швеция, Финляндия, Австралия, Иордания и Грузия», - рассказал 9 сентября корреспонденту «Кавказского узла» Роберт Пшель.
Также Грузия приняла участие во встрече 28 натовских стран на уровне министров обороны и 24 стран-участниц договора об оперативном соглашении, среди которых присутствует и Грузия, участвующая во многих операциях, отметил представитель североатлантического альянса.
«Страны-участницы НАТО признают значительные усилия Грузии по участию в проектах, которые идут на укрепление общей безопасности, продолжение процесса демократизации, модернизации вооруженных сил и оборонных структур», - сказал Пшель.
В декларации саммита говорится о том, что НАТО признает значительные усилия Грузии в этих сферах. «Самое главное - то, что все решения НАТО в свете политики открытых дверей, связанной с Грузией, включая решение, принятое в Бухаресте в 2008 года о том, что Грузия станет членом НАТО и также последующие решения, были подтверждены в каждом их элементе», - добавил Роберт Пшель.
Он отметил, что североатлантический альянс продолжает интенсифицировать взаимоотношения с Грузией для подготовки страны к вступлению в НАТО.
«Согласна пункту 93 заявления, подписанного по итогам встречи на высшем уровне в Уэльсе, НАТО утвердила существенный пакет мер для Грузии, открывающий возможности в сфере укрепления оборонного потенциала, учебной подготовки, учений, укрепления связи и взаимодействия, а также повышения оперативной совместимости. Эти меры направлены на укрепление оборонного потенциала Грузии и ее потенциала оперативной совместимости с североатлантическим союзом, что поможет Грузии пойти дальше в своей подготовке к членству в НАТО», - пояснил Пшель.
Прежде всего, указал он, необходима дальнейшая поддержка процесса модернизации системы обороны. «Если страна хочет вступить в НАТО, то должна соответствовать всем возможным стандартам НАТО. И это включает гражданские, юридические стандарты, самые высокие стандарты демократии. Грузия прошла уже несколько этапов выборов в 2012-2013 гг., когда наступала передача власти демократическим способом, участвовала в совместных учениях стран НАТО, в программах оперативной совместимости. Это очень важно, потому что Грузия - крупнейший участник операции в Афганистане», - отметил Роберт Пшель, пояснив, что на практике это означает, что связи с НАТО будут расширены, для подготовки Грузии к членству.
Страны-участницы НАТО подтверждают свою решимость двигаться в сторону включения Грузии в североатлантический блок, отметил представитель альянса.
«Решение о формальном приглашении страны сделано, и конечное решение является политическим, и если посмотреть на 94 параграф Декларации уэльского саммита, там открыто говорится, что союзники заявили о неизменной позиции по территориальной целостности и суверенитету Грузии в международно-признанных границах. Союзники приветствовали подписание Грузией обязательства о неприменении силы и другие шаги для укрепления доверия и призвали Россию пойти на такой же шаг. Лидеры стран НАТО продолжают призывать Россию отказаться от своего признания регионов Грузии - Южной Осетии и Абхазии - в качестве независимых государств и вывести свои войска из Грузии», - сообщил Роберт Пшель.
Касательно необходимых шагов Грузии на пути к МАР (плану действий по членству, «дорожной карте») Пшель отметил, что примеры вхождения в альянс без процедуры получения этого плана есть.
«Первые страны после холодной войны, когда МАР еще не было, входили в альянс и становились ее членами. Здесь, если говорить юридически, то ст.10 Вашингтонского договора гласит, что все европейские страны, которые заинтересованы и готовы присоединяться к нормам и целям НАТО, имеют такое право», - отметил Пшель.
Он добавил, что речь идет речь о принципе, что каждая страна может подать заявку на вступление в альянс. «Политики все важное уже сказали, наши грузинские коллеги согласились и довольны этим пакетом, а далее просто нужно работать совместно, чтобы продвинуться в подготовке к членству - нужно выполнить «домашнюю работу»», - отметил представитель НАТО.
При этом Пшель отказался строить предположения относительно возможного принятия Грузии в НАТО в обход МАР, но выразил уверенность, что решение будет принято союзниками, когда будет убежденность в готовности Грузии.
«Мы заходим уже в сферу гипотез. Самое главное, если 28 стран принимали решение в Бухаресте в 2008 году, что хотели бы видеть Грузию в качестве члена и подтвердили это намерение сейчас и подготовили план такого пакета - это свидетельствует не только о намерении, но и об интенсивной помощи. А когда союзники решат, что Грузия готова, тогда примут решение», - сказал собеседник корреспондента «Кавказского узла».
В вопросе участия Грузии в учениях на территории Украины представитель североатлантического альянса не видит причин для опасений российской стороны.
"Если речь идет об учениях, то НАТО в рамках, например, «Партнерства ради мира» проводит учения в очень многих странах мира. Они, прежде всего, связаны с партнерами, где речь идет о чрезвычайных ситуациях и т.д., и здесь, если речь идет об учениях, проходящих на Украине, в Грузии, они никоим образом не имеют провокационного смысла. В Афганистане более 50 стран участвует, и это операция под эгидой ООН", - отметил Пшель.
Он добавил, что в данном случае альянс не проводит с партнерами учения по сценарию ст.5 Устава НАТО, в которой идет речь о том, что вооруженное нападение на одного или нескольких членов альянса будет рассматриваться как нападение на них в целом, и, следовательно, каждая из них окажет помощь с целью восстановления и последующего сохранения безопасности североатлантического региона. "Давайте прямо скажем, что теперь у нас сложное время, кризис в отношении с РФ, но еще совсем недавно Россия сама принимала участие в учениях", - заключил Роберт Пшель.