Пункт пропуска "Верхний Ларс" нуждается в модернизации, считают жители Северной Осетии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Пропускной пункт «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе требуется модернизировать, поскольку людям приходится тратить там много времени на прохождение формальных процедур, заявили корреспонденту «Кавказского узла» жители Северной Осетии.
«Кавказский узел» писал, что многосторонний автомобильный контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс» расположен на российско-грузинском участке государственной границы в 38 км от Владикавказа по Военно-Грузинской дороге. Грузия считает его единственным законным пунктом пропуска между двумя странами, поскольку остальные находятся в Южной Осетии и Абхазии. После схода селя 20 августа в Дарьяльском ущелье у пункта скопились многокилометровые очереди из машин. На сегодняшний день пробки значительно сократились, пункт пропуска работает с 7 утра до 6 вечера.
Инфраструктура и техническая оснащенность «Верхнего Ларса» позволяет обеспечивать все виды госконтроля при пересечении госграницы. На пункте обустроено 12 полос для движения транспортных средств: по шесть на въезд и на выезд. Есть также две резервные полосы движения. Имеются камеры видеонаблюдения. Пропускная способность пункта составляет в сутки до 7 тысяч человек, до 50 автобусов и до 500 автомобилей.
«Нужен список лиц, постоянно пересекающих границу»
Раннее утро понедельника – это самый удобный по времени момент для пересечения границы и прохождения досмотра на пункте «Верхний Ларс», считает житель Северной Осетии Давид Чочишвили. Раз в месяц Давид навещает своих близких родственников, проживающих в Карельском районе Грузии, и для этого ему приходится проделывать путь из Владикавказа протяженностью 280 км.
«Безусловно, зимой пройти таможенный и паспортный контроль можно быстрее, чем летом – людей и машин меньше, но в то же время для того, чтобы уверенно себя чувствовать на снежной дороге, нужен опыт, навыки и качественная зимняя резина. В то же время и грузовых автомашин зимой тоже меньше», – отметил он.
На вопрос о том, сколько времени ему пришлось потратить на пересечение границы во время поездки из России в Грузию во второй половине августа, Давид Чочишвили сказал, что простоял в очереди более трех часов. Перед пропускным пунктом скопилось много машин, затор был вызван тем, что в Грузии сошел сель, и дорога, проходящая через Дарьяльское ущелье, не функционировала.
По мнению Чочишвили, нужно вносить коррективы в работу пункта пропуска, в первую очередь это должно касаться граждан России, которые часто навещают родных и близких в Грузии.
«Есть значительная группа людей, которая из Северной Осетии выезжает к своим родственникам, а у некоторых такие выезды бывают еженедельно. Не думаю, что будет трудно составить список – внести в него людей, номера автомашин, сделать график проезда, и на два-три часа выделить отдельную полосу, – говорит Давид. – В таком случае очередей точно станет меньше».
«Для микроавтобусов нужна отдельная полоса»
Жительница Владикавказа Елена Караева минувшим летом первый раз отдыхала на одном из черноморских курортов Грузии. Ее семья выехала из Владикавказа около пяти утра, и чтобы попасть на территорию соседнего государства, на пункте пропуска пришлось задержаться на два часа.
«Так получилось, что перед нами на одной полосе оказались два микроавтобуса, которые ехали из Владикавказа в Кобулети (курорт в Грузии – прим. «Кавказского узла»). Если учесть, что туристов в них было более тридцати человек, можно представить, сколько времени ушло на все процедуры», - пояснила она.
Елена предполагает, что следующим летом количество туристов из России, которые поедут на отдых в Грузию, увеличится, значит, на пункте нужно принимать новые организационно-технические решения во избежание больших очередей.
«По сравнению с прошлыми временами, сейчас не так много больших и вместительных автобусов. В основном группы туристов пользуются микроавтобусами, и потому стоит для них предусмотреть отдельную полосу», – предлагает женщина.
«Пункту требуется технологическое дооснащение»
За последние два года жителю Владикавказа Александру Кониеву неоднократно приходилось выезжать из России в Грузию и обратно. Если пересечение «Верхнего Ларса» занимает более часа, то прохождение поста, где работают грузинские таможенники и пограничники, занимает не более 20 минут, отметил он.
«Конечно, мне как туристу или бизнесмену трудно понять, почему так складывается, но в любом случае для того, чтобы ускорить процесс на «Верхнем Ларсе», нужно изучать самый лучший опыт, и здесь решающее слово за специалистами», - сказал Александр.
По его мнению, ради ускорения процесса прохождения граждан через пункт пропуска следует произвести его дооснащение. Масштабная реконструкция «Верхнего Ларса» проводилась с 2006 по 2009 годы, и действующее оборудование там могло устареть. Александр уверен, что за эти годы появились новые технологии, которые позволяют производить высокоэффективные средства специального контроля и наблюдения.