Защита подала жалобу на приговор в отношении уроженца Дагестана, осужденного за участие в конфликте в Сирии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Адвокат Сапият Магомедова обжаловала в апелляционной инстанции обвинительный приговор в отношении жителя Дагестана Шамиля Нурмагомедова, осужденного на 4 года лишения свободы за участие в вооруженном конфликте на территории Сирии.
Как писал "Кавказский узел", задержанному в декабре 2013 года в Хасавюрте уроженцу Цумадинского района Дагестана Шамилю Нурмагомедову вменялось участие в незаконных вооруженных формированиях на территории Сирии (ч.2 ст.208 УК РФ) и незаконное хранение оружия (ч.1 ст.222 УК РФ). Подсудимый находится под стражей. Гособвинение просило для Нурмагомедова 4 года лишения свободы, защита просила вынести оправдательный приговор. 21 августа суд вынес Нурмагомедову обвинительный приговор, назначив ему требуемый прокурором срок. Защита заявила о намерении обжаловать приговор.
Как говорится в приговоре городского суда Хасавюрта от 21 августа, суд установил, что Шамиль Нурмагомедов принимал участие в вооруженном формировании на территории Сирии, а также незаконно приобрел и хранил боеприпасы.
Как указывается в обвинительном заключении, Шамиль Нурмагомедов выехал в Сирию 7 июня 2013 года, вместе с неким Али. Прибыв в Турцию и добравшись до границы с Сирией, Нурмагомедов и Али пересекли ее при помощи проводников, являвшихся гражданами Сирии, уплатив им 100 долларов.
Нурмагомедов и его попутчик прибыли в город Атма, где находится своего рода буферная зона, в которой содержатся новобранцы, имеющие желание примкнуть к вооруженной сирийской оппозиции. Новобранцы содержатся на так называемом карантине до того, как их распределят по группам, говорится в материалах, представленных обвинением.
Нурмагомедову, говорится в обвинительном заключении, был дан позывной "Абу-Басыр", а его знакомому Али - "Абу-Али". Через три дня их направили в лагерь подготовки боевиков "Каха", где проходили подготовку около 35 человек, из которых 10 были гражданами стран СНГ, остальные были сирийцами.
Пробыв на обучении около двух недель, Нурмагомедов, согласно данным обвинения, вместе с другими русскоговорящими был направлен в группу "Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар", возглавляемую Абу-Умаром аш -Шишани (Умар Чеченский), которая дислоцировалась на окраине пригорода города Алеппо.
"Амиром данной группы был некий Абу-Муса, армянин по национальности, который редко появлялся, приходил лишь раздавать указания. На данной базе находились также военнопленные из числа христиан - граждан Сирии, которых круглосуточно охраняли", - говорится в тексте обвинительного заключения.
В обязанности Нурмагомедова, утверждает обвинение, входила охрана лагеря боевиков "Рибат". Нурмагомедов пробыл, согласно данным следствия, на базе около трех месяцев. Он принял решение покинуть лагерь, как говорится в решении суда, из-за "подстав со стороны своих эмиров, которые, по данным, озвученным в материалах дела, продавали наемников за 40 тысяч долларов правительственным войскам Сирии, а также из-за несправедливого отношения к участникам группы".
Он сообщил о своем решении амиру Абу-Мусе, пояснив лишь, что хочет выехать в Турцию, в Стамбул, куда якобы приехала его мать. При этом Абу-Муса его предостерег, что, если Нурмагомедов вернется на родину, он сразу будет задержан правоохранительными органами, говорится в обвинительном заключении.
"Из-за несправедливого отношения к участникам группы он покинул лагерь боевиков и территорию Сирии, таким образом, добровольно прекратил свое участие в незаконных вооруженных формированиях, несмотря на то, что его амир Абу-Муса предостерегал, что, если он вернется на Родину, его задержат правоохранительные органы", - говорится в тексте обвинительного заключения.
По данным обвинения, получив согласие эмира, Нурмагомедов выехал в Турцию, а затем в Дагестан, где был задержан 7 декабря.
Адвокат: признательные показания получены под давлением
Однако защита на суде заявила о том, что взятые за основу доказательной базы показания были получены 8 декабря 2013 года под давлением со стороны сотрудников ЦПЭ.
"Нурмагомедов Шамиль подвергался психологическому давлению, угрозам с применением огнестрельного оружия со стороны следователя <… > и сотрудников ЦПЭ с целью принудить его к самооговору", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Нурмагомедова Сапият Магомедова.
Она заявила, что Нурмагомедов получил угрозы, что в случае отказа подписать признательные показания он никогда не увидит свою семью и свою мать.
Адвокат подчеркнула, что эти показания были взяты в качестве основания для вынесения обвинительного приговора, несмотря на то, что Нурмагомедов их не подтвердил.
"В предъявленном обвинении Нурмагомедов Шамиль виновным себя не признал ни в ходе следствия, ни в ходе судебного заседания. Более того, Нурмагомедов сообщил, что он на территории Сирии не был, не воевал против правительственных войск, не приобретал, не носил и не хранил никакого оружия", - пояснила адвокат.
Она также обратила внимание, что суд основывался только на части этих показаний. "Он "поверил" им только в той части, что были выгодны для вынесения обвинительного приговора, - сказала Сапият Магомедова.
Из признательных показаний, данных ее подзащитным, следует, что он, пробыв на территории Сирии около трех месяцев, покинул лагерь боевиков из-за несправедливого отношения к участникам группы. Таким образом, он добровольно прекратил свое участие в незаконных вооруженных формированиях, несмотря на то, что его амир Абу-Муса предостерегал, что, если он вернется на родину, его задержат правоохранительные органы.
Адвокат напомнила о примечании к ст. 208 УК РФ: "Лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления".
Она привела в пример еще один факт игнорирования признательных показаний и использования иных сведений для вынесения обвинительного приговора.
"В показаниях Нурмагомедов подписался под тем, что пробыл в Сирии три месяца, то есть до октября 2013 года, но при вынесении приговора судья уже не верит этим показаниям и утверждает, что мой подзащитный был в Сирии до декабря 2013 года, тем самым подводя его под обвинительный приговор. Дело в том, что поправки в УК, согласно которым была введена уголовная ответственность за участие в боевых действиях на территории иностранных государств, вступили в силу именно в ноябре 2013 года", - пояснила адвокат.
По словам Сапият Магомедовой, 1 сентября она обжаловала в апелляционной инстанции в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда РД обвинительный приговор в отношении ее подзащитного.
Как говорится в тексте апелляции, адвокат просит отменить приговор первой инстанции и "вынести оправдательный приговор в отношении Нурмагомедова Шамиля Магомедовича в связи с его непричастностью к совершению какого-либо преступления".
В канцелярии по уголовным делам ВС РД корреспонденту "Кавказского узла" подтвердили факт подачи апелляции на приговор Хасавюртовского городского суда по делу Нурмагомедова. Дата рассмотрения еще не назначена, уточнили в суде.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями со стороны обвинения в связи с поданной жалобой.
"Кавказский узел" ведет тематическую страницу "Сирия в огне", на которой представлены материалы о том, как события в Сирии затрагивают жителей юга России и Южного Кавказа.