В Азербайджане адвокат Интигама Алиева заявил о нарушении прав подзащитного

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Адвокат содержащегося под стражей правозащитника Интигама Алиева Анар Гасымлы заявил о нарушении администрацией СИЗО конфиденциальности его переписки с подзащитным. Кроме того, в ходе обысков в доме Алиева и офисе возглавляемого им Общества правового просвещения прокуратурой незаконно были изъяты оборудование и документы, не имеющие отношения к делу, что свидетельствует о политических мотивах его преследования, утверждает адвокат.

Как сообщал "Кавказский узел", Интигам Алиев 8 августа был вызван в следственное управление по тяжким преступлениям Генпрокуратуры Азербайджана в качестве свидетеля по уголовному делу против ряда НПО. В этот же день он был задержан в качестве подозреваемого и доставлен в офис Общества правового просвещения (ОПП) для участия в обыске. Одновременно проводился обыск и в частном доме Алиева, в ходе него были изъяты два ноутбука, два настольных компьютера, флеш-карты, электронные диски, отчеты ОПП и три сувенирных кинжала. Вечером 8 августа по представлению прокуратуры Насиминский райсуд Баку арестовал Алиева на три месяца. 13 августа Бакинский апелляционный суд оставил в силе это решение.

Алиеву в настоящее время предъявлены обвинения по статьям 213.1 (уклонение от уплаты налогов или взносов по обязательному государственному социальному страхованию в значительном размере), 308.2 (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) и 192.2.2 (незаконное предпринимательство с извлечением дохода в крупном размере) УК Азербайджана.

Как сообщил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" адвокат Анар Гасымлы,  в последний раз он посетил своего подзащитного в Бакинском СИЗО №1 поселке Кюрдаханы 24 августа.

По его словам, "проблем с условиями содержания Интигама Алиева уже нет, однако создаются бюрократические препятствия в реализации его права на защиту".

"Интигам Алиев сам опытный юрист. Он сам готовит записи, связанные с тактикой защиты, составляет ходатайства. Однако перед встречей с адвокатом они у него изымаются и проверяются, иногда вовсе не возвращаются. Это нарушает конфиденциальность общения арестованного с адвокатом и нарушает право на эффективную юридическую защиту", - заявил адвокат Гасымлы.

Он подчеркнул, что если эта практика не прекратится, то защита предпримет предусмотренные законом меры с перспективой доведения их до Европейского суда по правам человека.

Возглавляемое Алиевым Общество правового просвещения занималось оказанием правовой помощи гражданам, в том числе в подготовке заявлений в Европейский суд по правам человека. Организация также вела образовательные программы для молодых юристов, многие из которых  впоследствии стали адвокатами и защищали права политзаключенных. Интигам Алиев был номинирован на конкурс "Кавказского узла" "Герой Кавказа-2013".

Еще одним нарушением Гасымлы назвал изъятие в ходе обыска в офисе ОПП материалов дел, которые готовились для отправки в ЕСПЧ или находились на рассмотрении национальных судов.

"Это материалы, порядка 25 дел, касающихся защиты прав не только активистов и журналистов, но и обычных граждан, связанные с нарушением прав собственности, трудовых прав и так далее", - пояснил Гасымлы.

Кроме того, по его словам, изъяты материалы еще по 40 делам, связанным с жалобами на результаты парламентских выборов 2010 года, которые уже находятся в коммуникации ЕСПЧ. Помимо того, среди изъятых документов - материалы еще 100 дел, направленных в Страсбургский суд, по другим фактам нарушения прав граждан на свободу собраний, объединений, на справедливое судебное разбирательство и т.п.

"Все эти материалы не имеют никакого отношения к предъявленным Интигаму Алиеву обвинениям и подтверждают политические мотивы уголовного преследования его с целью предотвращения защиты им прав граждан в Европейском суде по правам человека и срыва процесса рассмотрения уже направленных дел", - сказал Гасымлы.

По его словам, защита уже обратилась в Генпрокуратуру Азербайджана с просьбой вернуть эти дела, поскольку они не только не имеют отношения к делу, но их изъятие нарушает права других лиц, однако пока ответа не получила.

"Если даже изъятые материалы по умозаключению следствия представляют какую-то ценность, то, пожалуйста, пусть они снимут копию и вернут оригиналы", - отметил адвокат.

Гасымлы также обратил внимание на изъятие в ходе обысков в доме и офисе Алиева электронных носителей, где также содержалась информация о делах, которые вел юрист, в том числе готовящиеся к отправке или уже отправленные в ЕСПЧ.

"В ходе обыска были изъяты компьютеры и другие электронные носители, принадлежащие членам семьи Интигама Алиева и даже его племяннику. Там содержалась информация, касающаяся личной жизни – переписка, фото-, видеоматериалы, предметы интеллектуальной собственности", - утверждает адвокат.

По его словам, для предотвращения распространения этой информации, которая вообще не имеет никакого отношения к делу, следственный орган не предпринял никаких действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом: изъятие не было оформлено, изымаемые предметы не были упакованы, опечатаны.

"Изъяв печатные и электронные версии материалов дел, рассматриваемых в национальных судах и Европейском суде, следственный орган фактически приостановил судебные производства по ним.  Все это свидетельствует о том, что за обысками и изъятиями  строят не правовые, а политические мотивы",  - заявил Гасымлы.

В отделе общественных связей Пенитенциарной службы Азербайджана воздержались от комментариев заявления адвоката о нарушении конфиденциальности переписки Алиева со своим адвокатом, сославшись на отсутствие информации. Вместе с тем, в ведомстве заявили, что все права Алиева обеспечиваются, и к нему после ареста был обеспечен доступ представителей Международного комитета Красного креста, а 25 августа - членов Национальной превентивной группы по предотвращению пыток при омбудсмене Азербайджана.

В пресс-службе аппарата уполномоченного по правам человека подтвердили эту информацию, сообщив, что представители организации встретились в Бакинском СИЗО с более чем 20 содержащимися там лицами, в том числе с активистами и журналистами - Интигамом Алиевым, Парвизом Гашимли, Лейлой Юнусовой, Фараджом Керимли, Сираджом Керимли, Расулом Джафаровым,  Мурадом Адиловым.

"Было изучено обращение с данными заключенными. В ходе беседы они не выразили жалоб. В то же время выразили недовольство в связи с возбуждением против них уголовного дела. В ходе осмотра и оценки общей ситуации в камерах факта нарушения правил внутренней дисциплины, утвержденных Кабмином, зафиксировано не было, в то же время несколько предложений данных лиц были обсуждены с руководством заведения. Также было выявлено, что каждый из вышеперечисленных лиц встречался с представителями Международного комитета Красного креста", - рассказали в пресс-службе аппарата уполномоченного.

Представители Следственного управления по тяжким преступлениям Генпрокуратуры, где ведется следствие по делу Алиева, оказались недоступны для комментариев.

Напомним, 12 августа Amnesty International признала Интигама Алиева "узником совести". Он стал третьим правозащитником в Азербайджане, признанным Amnesty International "узником совести" за последние недели, вслед за Лейлой Юнус и Расулом Джафаровым. С просьбой к властям Азербайджана "немедленно освободить" Интигама Алиева обратился Европейский правозащитный альянс Pro Bono.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"