Защита Заремы Хаджироковой заявила о давлении на суд со стороны властей Адыгеи
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В процесс по делу бывшего главного бухгалтера Майкопского государственного технологического университета Заремы Хаджироковой в Адыгее вступил второй гособвинитель, помощник прокурора республики. Сторона защиты считает решение о привлечении к делу второго гособвинителя давлением со стороны республиканских властей. В прокуратуре версию защиты опровергли.
Как писал "Кавказский узел", 5 октября 2013 года Зарема Хаджирокова была осуждена на 3,5 года условно по обвинению в хищениях в особо крупном размере. В апреле 2014 года женщина снова была задержана по инициативе следователя, который вел ее первое уголовное дело. Согласно обвинительному заключению по второму уголовному делу, Зарема Хаджирокова совершила мошенничество на сумму в 398 127 рублей и скрыла имущество, подвергнутое аресту.
4 августа в Майкопском городском суде начались предварительные слушания, во время которых суд не удовлетворил ходатайства защиты об изменении меры пресечения обвиняемой с содержания под стражей на более мягкую. 6 августа суд отказал защите Хаджироковой в ходатайстве о возвращении дела прокурору. 12 августа защита Хаджироковой завила отвод всему составу судей Республики Адыгея.
Суд отклонил ходатайство защиты об отводе прокурора
13 августа в Майкопском городском суде продолжилось судебное следствие по делу Заремы Хаджироковой, и в дело вступил второй гособвинитель, являющийся помощником прокурора Республики Адыгея.
Защита считает данное обстоятельство давлением на суд со стороны республиканских властей.
"Когда моя подзащитная задала вопрос, зачем нужен второй гособвинитель, судья не под протокол ответил, "чтобы уровнять возможности". Моя подзащитная заявила отвод представителю прокуратуры Адыгеи на том основании, что этот помощник прокурора ранее опрашивал Хаджирокову по поданным ею заявлениям по фактам хищений. И именно этот помощник прокурора брал объяснения у Хаджироковой, по которым в течение трех лет не проведено никакой проверки, не получено ни одного ответа. Так как у нас идет дело в городском суде, обычно гособвинение представляют сотрудники городской прокуратуры, потому нам непонятно, почему в дело вмешивается прокуратура республики", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Людмила Александрова.
Прокурор в ответ на обоснование своего отвода со стороны обвиняемой подтвердил, что жалобы Хаджироковой "о якобы допущенных хищениях в МГТУ" находились у него на разрешении, однако материалы были переправлены в СУ СКР по республике.
Защита обратила внимание суда и гособвинителей, что по фактам, отраженным в жалобах Хаджироковой, возбуждены уголовные дела на сотрудников МГТУ, в связи с чем поддержала ходатайство подзащитной об отводе гособвинителя.
"В то время когда по фактам хищений возбуждены уголовные дела, а двое фигурантов арестованы, подобная формулировка представителя гособвинения об этом факте, как о "якобы совершенных преступлениях", как минимум некорректна. Потому защита поддержала отвод обвиняемой, но, тем не менее, судья вынес постановление об отказе в ходатайстве", - сказала Александрова.
В январе 2013 года в Адыгее были выявлены крупные хищения в МГТУ, и начато уголовное преследование ряда сотрудников университета. Расследование велось сотрудниками республиканского ФСБ и управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Адыгеи. 17 сентября в рамках возбужденного уголовного дела о мошенничестве правоохранители провели обыски уже в филиале Майкопского государственного технологического университета и по месту жительства основных фигурантов уголовного дела.
"Суд оказывает давление на свидетелей"
В судебном заседании был допрошен водитель ООО "Интерьер", принадлежащего отцу Хаджироковой, договор о поставке мебели с которым следствие считает фиктивным.
"Если свидетели дают показания в пользу Хаджироковой, являются ли они ее родственниками или работали у ее отца, то вначале прокурор, а затем судья начинают на них оказывать давление. Например, одного из бывших водителей, работавшего по трудовому договору в фирме отца Хаджироковой, начали с пристрастием допрашивать, а заплатил ли он налоги с тех денег, которые ему оплатил Хаджироков за то, что он перевозил ученическую мебель в МГТУ? Он конкретно указал куда возил, как получил отметку в накладной, несмотря на то, как ни пытались его запутать, он описал вплоть до того, как выглядели парты, как они были упакованы", - рассказала адвокат.
На возражение Заремы Хаджироковой и просьбу обратить внимание суда на то обстоятельство, что за человека, работающего по трудовому договору, налоги платит предприятие, в связи с чем подобные вопросы неуместны, суд сделал замечание обвиняемой и продолжил допрос про налоги, пытаясь смутить свидетеля, утверждает Александрова.
"Очень интересные вещи сообщил экс-проректор по воспитательной работе Владимир Хачатуров. Его на 10 дней, с 4 по 14 июля 2012 года, ректор МГТУ Хазрет Блягоз назначил и.о. ректора, и именно в это время была срочно создана комиссия, которая уничтожила бухгалтерские документы с 2007 по 2011 год включительно. Выяснилось, что инициатором уничтожения документов была и.о. главного бухгалтера, являющаяся основным свидетелем обвинения в данном деле. Хаджирокова заявила, что при этом в архиве хранятся документы еще с 1966 года. Также моя подзащитная утверждает, что это было сделано намеренно, чтобы затем ее обвинить в тех преступлениях, которые она не совершала, и она не может опровергнуть доводы следствия в связи с тем, что документы уничтожены", - рассказала адвокат.
"Суд использует недопустимые доказательства"
В ходе судебного заседания прокурор потребовал вскрыть вещественные доказательства, которые были опечатаны, на что представители защиты выразили возражение.
"Я возражала, потому что эти вещдоки следователь не указала в обвинительном заключении как доказательства. Следовательно, они не могут считаться доказательствами по делу, потому что ни суд, ни следствие не имеют права выходить за рамки обвинения. Однако эти нормы закона суд проигнорировал, и ходатайство обвинения было удовлетворено, но тем оказалось хуже для них. Пакет представлял собой прозрачный файл, обклеенный в трех местах цветной пленкой, сверху которого содержалось сопроводительное письмо следователя Кохановской с ее подписью, без печати. Когда мы вскрыли этот файл, в нем лежали четыре прозрачных файла с документами. Эти файлы формировал и опечатывал, что видно из сопроводительных к этим файлам писем, эксперт, тот самый, который нам давал накануне показания, что он сам отбирал образцы подписей Хаджироковой. Это является грубейшим нарушением уголовно-процессуального закона", - заявила Людмила Александрова.
Как предположил гособвинитель, следователь не вскрывал полученный от эксперта пакет с документами, а переслал их в таком же виде прокурору. Защита заявила о неприемлемости таких доказательств.
"Эксперт документы опечатывает без понятых, и говорить о том, что именно эти документы ему отправлял следователь, на сегодня никто не может. Потому что следователь их не получил, а просто взял пакеты. Она их не вскрыла, не проверила их наличие, подлинность и не передала затем гособвинению вместе с протоколом приобщения вещественного доказательства. На сегодня и оттиски печатей, и образцы подписей, и счет доказательствами быть не могут. Мы считаем, что либо следователь вместе с экспертом, либо один эксперт могли эти документы самостоятельно создать, сфальсифицировать, чтобы обвинить Хаджирокову", - заключила Александрова.
Прокуратура: заявления о давлении на суд безосновательны
В деле Хаджироковой сторону гособвинения представляет городская прокуратура, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" представитель республиканской прокуратуры.
"Если это город (дело рассматривается в городском суде), то обычно участвует гособвинитель из городской прокуратуры. Мы участвуем в Верховном суде", - сказала руководитель пресс-службы прокуратуры Антонина Родионова.
При этом в надзорном ведомстве не видят никакой заинтересованности в том, что в деле Хаджироковой может участвовать гособвинитель из республиканской прокуратуры.
"Какая заинтересованность? Никакого давления на суд быть не может, хоть республика, хоть город - мы все исходим из позиции закона", - заключили в ведомстве.
Следующее заседание по делу Заремы Хаджироковой планируется провести 25 августа, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представитель Майкопского городского суда.
Комментариями от представителей суда и следственных органов относительно заявлений адвоката Александровой "Кавказский узел" не располагает.